Скрыть
Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-15 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

Вы же, братья, к свободе призваны были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да не будет в пробуждение (пожеланиям) плоти, но любовию рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Ведь закон, к коему вы прибегаете для исполнения многих постановлений его, в немногих делах исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего как себя самого (ср.: Лев. 19:18; Мф. 22:39; Мк. 12:31; Рим. 13:8 сл.). Если же друг друга ненавидите и угрызаете, то не только закон не исполняете, но и друг от друга истребляетесь.

Послание к Галатам

Епифаний Кипрский, свт. (†403)

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя

Какая нужда святому апостолу обращаться к закону, если новый завет чужд ветхому законоположению? Чтобы показать: оба завета суть дело одного Бога и признаком их согласия служит то, что в обоих заветах одинаково исполнением закона признается любовь к ближнему, делающая добро совершенным, - чтобы показать это, апостол и сказал, что любовь есть исполнение закона.

Панарион

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя

Так как они всячески извращали закон, то Павел и говорит: если хочешь исполнить закон, не обрезывайся, потому что он исполняется не в обрезании, а в любви. Смотри, как он не может забыть своей скорби, но непрестанно возвращается к тому, что причиняет ему эту скорбь, даже перейдя к нравственному учению.

Гомилии на Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 5:13

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя

Если вполне, говорит он, вы желаете исполнять закон, так исполняйте не обрезанием, но любовью, потому что в этом заключается полнота закона. Смотри, излагая нравственные наставления, он не забывает и догматического учения. Так сильно он скорбел об их заблуждении.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ибо весь закон во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе

«Рассмотревши закон со всех сторон, говорит: если хочешь исполнить закон, то не обрезывайся; ибо он исполняется не в обрезании, а в любви» (святой Златоуст). Апостол говорит как бы: так выходит по духу новой жизни во Христе Иисусе, чтобы вы работали друг другу любовию; но не иное выходит и по существу самого закона. Если ты ревнитель закона, то возлюби ближнего твоего как себя, и весь закон тобою исполнен. Ибо любовию исполняется весь закон. Всякое предписание закона в отношении к братиям указывало дело любви. Кто исполнял его, являл любовь. Но только в ту пору и являл. Но кто возгрел любовь в сердце, тот постоянно носит в сердце готовность на все дела любви. Частные действия любви не исчерпывают всего источника, из коего исходят. Он и сильнее, и обильнее их. Ревностный законник являл перемежающиеся акты любви, пусто имея сердце во все время, как оно не занято делом любви. Во Христе Иисусе не так. Тут любовь не иссякает, а постоянно есть. Не тогда только зарождается и является, когда случай законный к тому представится; но постоянно действует в сердце и не ждет законом определенного случая, а сама его изыскивает и, когда делает, не по мере закона делает, а по своей широте, которой нет меры. Разность выходит великая, и особенно в том, что тогда дела любви шли от предписаний внешних, а теперь идут по указанию и влечению из сердца, с самоначинанием. Теперь христианин и вполне свободен, и есть исполнитель закона, совершеннейший и полнейший. Ибо любовь Божия изливается в сердце его Духом Святым, данным нам. Блаженный Иероним пишет: «что прежде делали мы по необходимости законной, то, став свободными от закона, делать мы должны уже по любви. Любовь есть столь великое благо, что весь закон в ней совмещается».

Блаженный Августин спрашивает при сем: «чего ради Апостол говорит о любви только к ближним, когда весь закон и Пророки висят не на одной этой любви, но наипаче на любви к Богу?» И решает сей вопрос так: «любовь к Богу и любовь к ближним неразлучимы. Кто любит Бога от всего сердца, тот любит непременно и ближнего, потому что на это есть ясная заповедь Того, Кого он любит от всего сердца. Любовь собственно одна: она любит Бога и ради Бога ближнего своего. Поелику в этом все существо спасительного настроения, то надлежало указать вернейший признак к безошибочному определению, имеет ли кто любовь такую или нет. В чем любовь к ближним, всякий очень ясно знает; потому осязательно может определить, имеет ли он ее или нет. Любовь же к Богу может иной ошибочно предполагать в себе, не имея ее. Вот почему и выставляется у Апостола одна любовь к ближним: ибо кто ее имеет, тот имеет и любовь к Богу. С отрицательной же стороны это еще вернее: кто не имеет любви к ближним, тот уже решительно не может хвалиться любовию к Богу» (приводится не слово в слово). И Сам Спаситель верным признаком учеников Своих поставил взаимную их между собою любовь. Любимейший ученик Его и учитель любви говорит: аще кто речет: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (ср: 1Ин. 4:20-21). И цель, какую имеет здесь Апостол, заставила его так сделать. Разномыслие, вкравшееся между галатами, привело их к тому, что пошли у них разлады и раздоры. Очевидно, любовь иссякать стала. Апостол, указанием на великое значение любви в деле богоугождения, хочет привесть их к сознанию, что они приняли кривое направление, когда из-за ложных учений попустили ослабнуть в себе узам любви. С этою целию и говорит он далее.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя

Весь закон и все исполнение закона в одном слове заключается - любовь. Ибо если кто любит другого, то не убивает, не прелюбодействует, не крадет… Сам Павел добавляет пример из Книги Левит: Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18). Ближним мы должны считать всякого человека; и тогда Христос будет для нас ближним. Так и вы любите друг друга, но в духе. Здесь Павел, словно пренебрегая тем, о чем говорилось ранее, как бы призывает их не угрызаться, но любить друг друга. А это возможно, если вы любите друг друга, и любите в духе, а не по плоти, и не по делам плоти, и не следуя плоти. Ибо тот, кто любит другого, не завидует, не крадет у другого, не вредит ему, не хулит и не бранит его.

Комментарий на Послание Галатам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

Только бы свобода ваша не была поводом - по греч. aformh, т. е. точкою опоры (ср.: Рим. 7:11). - Но любовью служите друг другу. Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. - Ибо весь закон… Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср.: Рим. 13:8 и 10). - Друг друга угрызаете… Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.

Ст. 13-26 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать

В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу.

14. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближняго твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

Здесь начинается нравоучительная часть, которая продолжается до 11 стиха 6 главы. Так как Апостол учит применительно в религиозно-нравственным живым потребностям Галатов, то он прежде всего говорит о нравственной свободе, разумея свободу от греха и закона Моисеева, а потом уже и о главном начале христианской нравственности – о любви, определяя ее по ветхозаветному изречению, т. е. в отношении ее только к ближним. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Христос, говорит Апостол, свободил нас от ига рабства и предоставил нам свободу делать, что хотим; только бы мы сию свободу не употребляли во зло, но средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости, чтобы стяжать мудрость высшую закона, так что узы закона разрешены. Далее Апостол показывает и легкий способ достигнуть сего: какой же? любовию, говорит, работайте друг другу. Чтоб они, освободясь от ига закона, не сделались бесчинными, он налагает на них другое иго – любви, которое, хотя больше и крепче первого, но гораздо легче и приятнее».
«Рассмотревши закон со всех сторон, говорит: если хочешь исполнять закон, то не обрезывайся, ибо он исполняется не в обрезании, а в любви».Блаж. Августин спрашивает: «чего ради Апостол говорит только о любви к ближним?» И решает этот вопрос так: «любовь к Богу и любовь к ближним неразлучимы. Кто любит Бога, тот любит непременно и ближнего. Любовь собственно одна: она любит Бога и ради Бога ближнего своего. Но так как у Галатов начались религиозные несогласия, а потому, очевидно, стала иссякать и любовь, то и это побуждало Апостола говорить только о любви к ближним, чтобы восставить ослабевающие узы ее».
По мысли блаж. Иеронима, словами: «угрызаете, снедаете», Апостол хочет сказать как бы так: «получив свободу от закона, любовию работайте друг другу. И это будет самое лучшее исполнение самого закона. А если вы с законом останетесь, то должны будете все принимать, принимать и око за око. Следуя же сему, будете друг друга угрызать и снедать. Поопаситесь! Вот к чему поведет вас закон! Вы друг от друга истреблены будете».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

      Ибо и по духу ветхого закона любовь к ближним есть сущность всего закона: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18), и ты исполнишь весь закон Божий. Но самые ревностные подзаконники не могли своими силами исполнить этого, ибо воспламенить сердце любовью может только благодать Святого Духа, даруемая по вере во Христа Господа. Правда, и подзаконники с любовью оказывали ту или другую услугу ближним, но этими услугами и ограничивалась их любовь. Христианская же любовь не ограничивается какими-либо отдельными случаями и услугами, но постоянно действует в сердце, сама ищет случая оказать услугу и не тем только, которые сами милы и расположены к нам, но и всем без различия людям (Мф. 5:44), и не по предписанию закона, а свободно, из потребности духа. Но почему святой Павел говорит только о любви к ближним, а не о любви к Богу, которая должна быть у христианина прежде и преимущественнее той? Любовь, собственно, одна к Богу, а ради Бога к ближнему. Но святой Павел, видимо, хочет указать характерный признак этой любви. Кто любит ближнего своего, которого видит, тот и Бога любит, и наоборот, кто не любит ближнего, тот и Бога не может любить (1Ин. 4:20).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible