Скрыть
Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

12. Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13. чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.
14. Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
15. но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.
16. Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;

 

 Заключительные слова Моисея неизменно возвращаются к основной его мысли, которую он хочет посеять в сердцах израильтян: «Слушайся Израиль твоего Господа, люби Его и исполняй Его заповеди». Весьма глубоко знаменательно присовокупляет он: «У Иеговы Бога твоего небеса небес, земля и все, что на ней», т. е. помни Израиль, что твой Бог есть Бог Вседержитель, Единый Бог во всей вселенной.
 Обрезание сердца (ст. 16) есть выражение несколько раз встречающееся в Священном Писании: в Левите например (Лев.26:41) говорится о будущем Израиля: «тогда покорится необрезанное сердце их». У пророка Иеремии (Иер.4:4), у пророка Иезекииля (Иез.44:9) встречаются те же выражения. В речи первомученика Стефана (Деян.7:51) он, упрекая иудеев в непослушании Святому Духу, называет их «людьми с необрезанным сердцем». Все эти выражения и в особенности древнейшие выражения Пятикнижия дают нам понять символизм плотского обрезания, которое должно было, служа залогом завета с Богом, служить вместе с тем и залогом послушания, которое названо «обрезанием сердца», и которое включало в себе всякий отказ от нечистых или незаконных желаний и стремлений, имея в виду исполнение воли Божией. Это исполнение повеленного Господом и подчинение Его святой воле грешной воли человеческой, давало и радость и мир душе и счастье земное как отдельному человеку так и всему народу израильскому.

Священная летопись. Том третий


12. Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13. чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.
14. Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
15. но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.
16. Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;

 

 Заключительные слова Моисея неизменно возвращаются к основной его мысли, которую он хочет посеять в сердцах израильтян: «Слушайся Израиль твоего Господа, люби Его и исполняй Его заповеди». Весьма глубоко знаменательно присовокупляет он: «У Иеговы Бога твоего небеса небес, земля и все, что на ней», т. е. помни Израиль, что твой Бог есть Бог Вседержитель, Единый Бог во всей вселенной.
 Обрезание сердца (ст. 16) есть выражение несколько раз встречающееся в Священном Писании: в Левите например (Лев.26:41) говорится о будущем Израиля: «тогда покорится необрезанное сердце их». У пророка Иеремии (Иер.4:4), у пророка Иезекииля (Иез.44:9) встречаются те же выражения. В речи первомученика Стефана (Деян.7:5) он, упрекая иудеев в непослушании Святому Духу, называет их «людьми с необрезанным сердцем». Все эти выражения и в особенности древнейшие выражения Пятикнижия дают нам понять символизм плотского обрезания, которое должно было, служа залогом завета с Богом, служить вместе с тем и залогом послушания, которое названо «обрезанием сердца», и которое включало в себе всякий отказ от нечистых или незаконных желаний и стремлений, имея в виду исполнение воли Божией. Это исполнение повеленного Господом и подчинение Его святой воле грешной воли человеческой, давало и радость и мир душе и счастье земное как отдельному человеку так и всему народу израильскому.

Священная летопись. Том третий

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему.

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се, Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней

Се Господа Бога твоего небо и небо небесе. В Писании различаются три неба: воздушное (отсюда выражение птицы небесные), звездное, или твердь, т.е. пространство удаленное от нас на безмерные расстояния и наполненное бесчисленными звездами и планетами с их спутниками, – и небо небес (3Цар. 8:2), т.е. высочайшее небо, или по выражению Апостола Павла, третье небо (2Кор. 12:2), третье по отношению к первому – воздушному и второму – звездному. Это высочайшее небо есть собственно духовное небо, жилище бесплотных и преимущественное место обитания Божия (Иов. 22:12), от чего произошло выражение Отец Небесный. В рассматриваемом стихе, под словом небо разумеется небо воздушное и вместе звездное, а под словом небо небесе – небо духовное. Другие же полагают, что этим последним словом обозначается то же, что и словом небо. Разница только в том, что словом небо небесе расширяется понятие неба до исчерпывающей всецелости, т.е. выражается вся совокупность небесных звездных миров, видимых нами и существующих за пределами видимого. Во всяком случае указанием на владычество Господа над небесами и землею и над всем, елика суть на ней, Моисей хочет, как видно будет из следующего стиха, возвысить в очах сынов Израилевых цену любви к ним Божией.

Толкование на паремии из книги Второзакония.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible