Скрыть
И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И рече ко мне: гряди, Данииле, яко запечатана словеса даже до конца времене

Словеса запечатанные касались частью царства, которому предсказано было, что сокрушит его Христос, а частью самого Христа, сокрушившего оное.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И отвечал он: иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени

Ты же, говорит, – «иди», потому что это будет спустя много времени. Следовательно, пророк пла­чет не о возвращении, но уже после возвращения плачет о возвратившихся.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 12

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8 – 10 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: господин мой! что же после этого будет? И отвечал он: иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют

Пророк хочет понять то, что он видел или, скорее, что слышал, и желает знать истину относительно будущего. Ибо он слышал о различных взаимных войнах и битвах царей и о разнообразных событиях, но не слышал имен каждого из них. Но если пророк слышал и не понимал, то что могут сделать те, которые книгу запечатанную и остающуюся по времени исполнения полною темноты и неясностей объясняют по догадкам ума? Когда же, говорит, придет конец, тогда нечестивые не уразумеют, а следующие в учении божием будут в состоянии уразуметь. Ибо злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повинном греху (Прем. Сол. 1, 4).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.9-10 И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
Ст.9-10 И рече: гряди, Данииле, яко заграждена словеса и запечатана даже до конца времене: избранни будут и убелятся, и аки огнем искусятся и освятятся мнози: и собеззаконнуют беззаконницы, и не уразумеют вси нечестивии, но умнии уразумеют:

     Не без причины, говорит Ангел, сказал это я неясно и, как бы печати какие, приложил к словам неясность. Божественное предлагать должно не всем без разбора, но «умнии уразумеют» при помощи ведения, подаваемого им свыше, а живущие в беззаконии и злочестии не возмогут уразуметь содержащегося в словах, когда же наступят самые события, ясно узнают пророчества о них. Тогда будут отделены от праведных делатели худого, потому что все искусит огонь. Это сказал и блаженный Павел: «когождо бо дело», говорит он, «явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит» (1Кор.3:13). И о том еще, что не всем без разбора предлагать должно божественное, говорит Господь в священном Евангелии: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Матф.7:6). Блаженному же Даниилу, как святому и усердному служителю Владыки, Ангел Божий открывает время антихристова мучительства и говорит: (Дан.12:11)

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней

Умственный взор пророка не может проникнуть в будущее Новозаветной Церкви. Как бы в возмещение этого ему указывается на продолжительность страданий его народа, мысль о чем могла его мучить и тревожить. Ст. 10, как параллельный ст. 35 11 гл., и ст. 11-ый, как находящийся в прямом — соотношении с 32 ст. той же главы, ясно показывают, что речь небожителя касается деятельности Антиоха Епифана, — преследования им народа еврейского. Сообразно с этим и цифровые данные ст. 11-12 должны определять ее продолжительность. Последняя равняется 1 290 и 1 335 дням.

Начало счета этих дней относятся ко «времени прекращения ежедневной жертвы и постановления мерзости запустения,» что имело место 15-го Хаслева 145 г. (1Мак. 1:54). 25-го Хаслева 148 г. алтарь в храме иерусалимском был восстановлен, и в этот день иудеи принесли жертву Богу на новоустроенном жертвеннике (1Мак. 4:52). Это событие и должно быть признано конечным пунктом для указанного Ангелом периода. Но так как промежуток времени между осквернением храма Антиохом (15-ое Хаслева 145 г.) и восстановлением его (25-го Хаслева 148 г.) равняется 3 годам и 10 дням, или 1.105-1.102 дням, то разница между этим числом дней в возвещенные Ангелом — 1.290 днями равняется 185-188 дням, а между 1 290 и 1 335 днями — еще 45 дням. В целях объяснения подобного несовпадения предполагают, что 185-188 дней прошло до того времени, когда Антиох, услышав в Персии, что его войска, направленные против Иудеев под начальством Лисия разбиты, а иудеи разрушили оскверненный им жертвенник, построили новый, восстановили свое святилище, — испугался и встревожился, придя к сознанию, что постигшие его неудачи составляют наказание свыше (1Мак. 6:5-13), а следующие затем 45 дней продолжалась болезнь Антиоха (1Мак. 6:9); закончившаяся смертью в 149 г. Если признать эту последнюю концом периода в 1 335 дней, то до некоторой степени сделаются понятными слова Ангела: «блажен, кто ожидает и достигнет 1 335 дней.» Смерть Антиоха Епифана положила конец религиозным преследованиям иудеев и потому рассматривается, как отрадное, радостное событие.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible