Скрыть
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-7 И видех аз Даниил, и се два инии стояху, един о сию страну устия реки, а другий об ону страну устия реки. Когда беседовавший со мною Ангел удалился от меня и пошел к реке, чтобы перейти чрез нее; тогда явились мне другие два Ангела на той и другой стороне реки. И Ангел, который по отшествии от меня, шел по водам реки, давал сим знать, что он стоит над глубиною тайн; другие же два Ангела, стоявшие на берегах, показывали тем, что они могут только вопрошать о деле.

Посему-то, как имеющие власть вопрошать, говорят они: доколе скончание сие? Стоящий же верху воды речныя, как ведающий тайны Божии, ответствует: во время, во времена, и в полвремене скончаются вся сия, т.е. по падении того, кто мучил Иудеев, подвергая всем сим бедствиям.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится

И слышал я, как муж, одетый в льняные [одежды] и находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, поклялся Живущим во веки, что это до времени, и времен и полувремени. Время, времена и полувремя Порфирий объясняет, как три с половиною года, что́ и мы не отрицаем, как соответствующее особенностям языка Священных Писаний. Ибо и выше (гл. 4) мы читали, что над Навуходоносором пройдут семь времен одичания его, также написано (в гл. 7) в видении четырех зверей: льва, медведя, барса и другого зверя, название которого умалчивается и который означает царство римское, и потом об антихристе, что он уничижит царей и будет произносить слова против Вышнего, и угнетать святых Всевышнего, и, говорит, возмечтает, что он может изменять времена и законы. И они будут преданы в руку его до времени, и времен и полувремени. И воссядет суд, чтобы власть у него была отнята, и сокрушена и уничтожена до конца. И очевидно, что о пришествии Христа и святых говорится: царство же, и власть и величие царственное, которое есть под всем небом, дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему. Таким образом, если предшествующее, что́, очевидно, написано об антихристе, Порфирий относит к Антиоху и к трем с половиною годам, в которые храм, как он говорит, был в запустении, то и следующие затем слова: царство Его вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему он должен относить к Антиоху или, как он сам полагает, к народу иудейскому, что́, очевидно, не может быть состоятельным. Мы читаем в книгах Маккавейских (1 Макк. гл. 4), с чем вполне согласно и мнение Иосифа, что храм иерусалимский был оскверняем в течение трех лет, и в нем стояла статуя Юпитера при Антиохе Епифане, в сто сорок пятый год царства Македонского, с Каслева, девятого месяца того же года, до девятого месяца сто сорок восьмого года, что́ составляет три года. При антихристе же запустение и разрушение святого храма будет продолжаться, как здесь говорится, не три, а три с половиною года, то есть тысячу двести девяносто дней.

И когда совершится рассеяние силы (manus) народа святого, тогда все это совершится. Когда народ Божий будет, говорит, рассеян вследствие преследования или со стороны Антиоха, как полагает Порфирий, или со стороны антихриста, как утверждают ближе к истине наши, тогда все это совершится.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.
Ст.7 И слышах от мужа оболченнаго в ризу льняну, иже бяще верху воды речныя, и воздвиже десницу свою и шуйцу свою на небо и клятся Живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене, егда скончается разсыпание руки людий освященных, и уведят сия вся.

     Из сего в точности дознаем, что беседовавший тогда с Пророком был не Сам Владыка. Ибо Владыка, как говорит божественный Апостол, «понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою» (Евр.6:13), глаголя: «живу Аз глаголет Господь» (Ис.49:18). И блаженный Моисей покалывает, что Сам Он говорит: «яко воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки» (Втор.32:40). А беседующий с Даниилом, как один из подчиненных и исполненных усердия к Владыки, простер к небу обе руки, «клятся» же «Живущим во веки». Видевший это Даниил говорит, что имел он руки, однако же знаем, что естество Ангелов бесплотно, принимают же они на себя образы, соображаясь с пользою видящих, часто оказывай свою снисходительность, являются кроткими, а часто, чтобы видящих соделать более тщательными, представляются грозными. Итак, «клятся Живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене». Означает же сим три с половиною года. Тоже изрек святый Гавриил о роге, творящем брань со святыми, который возрастет после десяти рогов, при конце Римского царства. После того, как изрек: «три цари смирит, и словеса на Вышняго возглаголет, и святых Вышняго смирит», присовокупил: «и дастся в руку его даже до времене, и времен и полвремене» (Дан.7:24,25), a сие составляет три года с половиною, потому что временем Гавриил назвал год, как яснее дознаем это из последующего.
     Яко во время, и во времена, и в полвремене, егда скончается разсыпание людей освященных, и уведят Сватаго, и скончаются cия вся. Три года с половиною, говорит Ангел, продолжится рассеяние освященного народа и будет совершаться все сие. Потом «уведят» Святого. Подразумевается здесь великий Илия. Ибо к концу оного владычества явится великий Илия и предвозвестит второе пришествие нашего Спасителя. К сему присовокупляем, блаженный Даниил: (Дан.12:8)

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?» И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится

Указанным требованием и могло бы закончиться откровение. Но тогда недоставало бы объяснения относительно продолжительности предсказанных событий, а между тем, по аналогии с видением 8 гл. пророк мог ожидать такого объяснения. И оно, действительно, дается и притом дважды. В первый раз одному из небожителей, предложившему мужу в льняной одежде вопрос: «когда будет конец этих чудных происшествий?» Если под последними, судя по контексту, разумеется воскресение мертвых (2 ст.), то ответ мужа в льняной одежде: к «концу времени и времен и полувремени все это совершится,» как ясно намекающий на 25 ст. 7 гл., указывает на продолжительность деятельности антихриста. При подобном понимании смысл его слов такой: воскресение мертвых последует непосредственно за временем антихриста.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible