Скрыть
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Во время оно востанет Михаил Ангел великий, тот, который и теперь помогает вам; и сокрушит Антиоха. И будет время скорби, т.е. прежде нежели будет сокрушен Антиох, скорбь якова не бысть от дней века. О сем сказано: Всяк жених прия плач и седящая на одре брачне бысть в печали. И потрясеся земля на обитающих на ней (1Мак.1:27,28). И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе; т.е. спасутся немногие. Книга же, о которой упоминается здесь, означает или закон, в котором соблюдающий его обретет жизнь, или то, о чем сказано у Иезекииля: и возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я во одежду твою (Иез.5:4).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда

Доселе Порфирий, как бы он ни держал себя, мог влиять обманом (imposuit) как на людей неопытных из наших, так на мало сведущих из своих; но что он окажет об этом отделе, в котором описывается воскресение мертвых, из которых одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания? Он не может также сказать, кто это были при Антиохе те, из которых одни сияли подобию блеску тверди, а другие подобно звезде во веки вечные. Но чего не делает упорство! Подобно побитой змее, он поднимает голову и перед своею смертию изливает яд на тех, которые должны будут умереть. И это, говорит он, написано об Антиохе, который, отправляясь в Персию, Лисии, начальствовавшему в Антиохии и Финикии, оставил войско, чтобы он вел войну против иудеев и разрушил город их Иерусалим; обо всем этом Иосиф, автор еврейской истории, говорит, что была такая скорбь, какой никогда не было, и настало время, какого не бывало с тех пор, как народы начали существовать, до того времени. Но когда одержана была победа и были убиты вожди Антиоховы, а сам Антиох помер в Персии, то народ Израильский спасся, – все те, которые записаны были в книге Божией, то есть мужественно защищавшие Закон, и наоборот, были изглажены из книги те, которые оказались нарушителями Закона и стояли на стороне Антиоха. Тогда, говорит он, те, которые как бы спали в прахе земли и были покрыты тяжестию зол и как бы похоронены в гробах бедствий, восстали из праха земли для неожиданной победы и из земли подняли голову, блюстители закона восстав для жизни вечной, а нарушители для вечного поругания. Учители и руководители, знающие закон, будут сиять подобно небу, а увещавшие низший народ к соблюдению божественных установлений будут блестеть подобно звездам во веки вечные. Он приводит также историю из [книг] Маккавейских, в которой говорится, что многие из иудеев при Маттафии Иуде Маккавее бежали с пустыню и скрывались в пещерах и в расселинах скал, а после победы вышли оттуда (1 Макк. гл. 2). И это будто бы метафорически (μεταφορικῶς) было предречено под образом воскресения мертвых. Но ближе к истине будет понимать это так, что во время антихриста будет такая скорбь, какой никогда не было с тех пор, как народы начали существовать. Ибо предположим, что победил бы Лисия, который был побежден, и что полное поражение потерпели бы иудеи, которые победили: неужели была бы такая скорбь, какая была в то время, когда Иерусалим был взят вавилонянами, храм был разрушен, а весь народ отведен в плен? Таким образом после поражений антихриста и по умерщвлении его духом Спасителя спасется народ, который был записан в книге Божией, и, смотря по различию заслуг, одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания. Учители же будут подобными небу и научавшие других уподобятся по блеску звездам. Ибо недостаточно знать мудрость, если не научаешь ей и других: безмолвное слово учения, не назидающее другого, не может получить награды за труд. Феодотион и общепринятое (vulgata) издание так передали это место: и разумные будут сиять, как блеск тверди, и весьма многие из праведных – как звезды во веке и еще. Некоторые обыкновенно спрашивают: святой образованный и святой простой будут ли иметь одинаковую награду и одно и тоже местопребывание на небесах? Поэтому теперь по Феодотиону говорится, что образованные будут иметь подобие неба, а праведные, не обладающие образованием, уподобятся блеску звезд.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге
Ст.1 И во время оно востанет Михаил князь великий стояй о сынех людий твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе

     «И во время оно», говорит Архангел, «восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людей твоих». Архангел, которому вверено попечение о вас, восстанет тогда на помощь против нападающих на ваш народ. И это для неведущих сделается явным из другого истолкования, потому что Бог всяческих чрез Пророка Малахию говорит Иудеям: «се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал.4:5,6). Чрез сие научает нас, что, когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать Иудеям пришествие Господне и обратить многих. Ибо сие означают слова: «устроит сердце отца к сыну», то есть сердце Иудеев к уверовавшим из язычников. Иудеев назвал Пророк отцами, как старших по ведению, почему не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: «сердце отца к сыну». Ибо уверившего Иудея присоединит к церкви. А поскольку, хотя по ведению Иудей старше, но одна природа у язычника и Иудея, то справедливо присовокупил: «и сердце человека ко искреннему его», показывая сим, что одна природа у того и другого, но Боговедение прежде дано Иудеям. И Иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так, уверовав по проповеди великого Илии и присоединившись к язычникам, которые восхотели к Иудеям посланное спасение, составят с ними единую Церковь. Сие самое подразумевается и здесь, а именно, что во время таковых действий антихриста, святый Архангел Михаил употребит все меры, чтобы Илия пришел и предвозвестил пришествие Владыки, и тогдашние Иудеи получили спасение. Потом, описывая чрезмерность бедствий, какие причинит злочестивый антихрист, говорит Архангел: «И будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго». Сие изрек и Господь в священном Евангелии. Ибо говорит: «будет скорбь, яковаже не была от начала мира, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же Моих ради» прекращу «дние оны» (Матф.24:21,22). Посему пророческие изречения согласны с Евангельскими предвещаниями. К сему присовокупляет Архангел: «И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися спасени в книзе», то есть достойные спасения послушаются проповеди Илииной, предуведенные Богом издревле и из начала, ибо ведение Божие Архангел назвал «книгою».

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда

Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил, «князь» и покровитель иудеев (10:13,21). Только предстательством этого «князя великого» они и будут спасены от окончательной гибели. Но как Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и самого жестокого врага христианства – антихриста, так точно и тяжелое время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит прообразом последних времен существования новозаветной церкви, – прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях, причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства Иисуса Христа относится к концу мира (Мф. 24:21,22). В эту тяжелую годину спасутся только «записанные в книге жизни» (ср. Исх. 32:32; Пс. 68:29; Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8 и т. п.), т. е. все те праведные и истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни. Подобно живым, и одни «из спящих в прахе земли» воскреснут для жизни вечной, а другие – для вечных мук (Ин. 5:29; 1Кор. 15:51-53; 1Фес. 4:16). Первые воссияют, как светила небесные (Мф. 13:43; 1Кор. 15:40-42).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible