Скрыть
И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-4 И востанет царь силен, и обладает властию многою. Это - Александр. И егда станет, сокрушится царство, и сокрушится на четыре ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей. Сие сказано потому, что Александр, когда близок был к смерти, видя, что царство его рушится (ибо не было у него сына, который бы стал наследником его державы), разделил царство свое четырем любимцам своим. И не будет иного, кроме сих, о которых сказал тебе.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–4 И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих

Очевидно, говорит об Александре Великом, сыне Филиппа. Ибо он, покорив иллирийцев и фракийцев, победив Грецию и разрушив Фивы, перешел в Азию и, обратив в бегство вождей Дария, взял город Сарды, и после того, покорив Индию и построив город Александрию, погиб от яда в Вавилоне, будучи тридцати двух лет от роду и на двенадцатом году своего царствования.

И разделится по четырем ветрам небесным, но не [перейдет] к потомкам его, и не с тою властию, с какою он владычествовал.

После Александра царство его было разделено по четырем ветрам небесным, то есть на востоке, западе, юге и севере. Ибо в Египте, то есть на юге, первым воцарился Птоломей, сын Логов: в Македонии, то есть на западе, Филипп, он же и Аридей, брат Александра; в Сирии, Вавилоне и выше, то есть на востоке, Селевк Никанор; в Азии, в Понте и в прочих областях этой страны, то есть на севере, Антигон Это мы говорим в отношении к странам всего света. Но кто находится в Иудее, тот имеет с севера Сирию и с юга Египет. Слова же: но не [перейдет] к потомкам его означают то, что он не имел детей, но царство его было разделено между чужими за исключением брата его, Филиппа, получившего во владение Македонию. И не с тою властию, с какою он владычествовал. Ибо царство его, по разделении на четыре части, сделалось более слабым, так как они вели войны между собою и были проникнуты глубокою враждою друг в другу.

Ибо будет раздроблено царство его также между другими, кроме этих.

Кроме четырех царств: Македонии, Азии, Сирии и Египта, царство македонское было раздроблено также между другими, менее известными и менее знатными царями. Указывает же на Пердикку, Кратера и Лизимаха. Ибо Каппадокия, Армения, Вифиния, Гераклия, Босфор и другие области, отпав от власти македонян, поставили себе различных царей.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.3-4 И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.
Ст.3-4 И востанет царь силен, и обладает властию многою, и сотворит по воли своей. И егда станет царство его сокрушится и разделится на четыри ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе, понеже исторгнется царство его и другим кроме сих отдастся.

     Ибо после того, как Александр, о чем говорили мы уже прежде, приял царство, можно сказать, целой вселенной, и потом подпал общему для всех людей концу, царство его разделилось на четыре части, как говорили мы о том уже неоднократно. Божественный Архангел, начав с сего, сказал еще так: «И разделится на четыре ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе». А сказанное им имеет следующий смысл: Александр царствовал целых двенадцать лет, в последние шесть лет сокрушил царство персидское и египетское, и покорил себе все между оными живущие народы. Потом Архангел сказует, что те, которые воцарятся после него, не окажутся подобными Александру, ни силою, ни властью, какую приобрел он в последние годы. Сие и выражает словами: «в последняя своя, ниже по власти своей, еюже совладе».
     Понеже исторгнется царство его, и другим кроме сих отдастся. Ибо, говорит Архангел, не между сими только четырьмя разделено будет царство, но дано и другим кроме их. В царствование их Перс Арсак силою оружия достиг царской власти и приобрел некоторую часть персидского государства. От него и до настоящего времени цари персидские называются Арсакидами, тогда как прежние именовались не Арсакидами, но Ахеменидами. Да и Римляне, когда Македонское царство разделилось, имели большую силу, и именно брали дань с сих самых царей. Так, предуказав разделение, Архангел оставляет без упоминания двух царей, потому что азийский и македонский царь существовали недолгое время, сверх же того иудеи не терпели от них ничего скорбного, а упоминает только о двух царях, от которых Иудеи испытали тяжкие бедствия. Таковы царь египетский и царь возобладавший народами, обитавшими на востоке, где столицами были Антиохия и Вавилон. Надлежит же нам прежде изложить содержание того, что будет изречено, а потом коснуться подробного истолкования. У козла, которого видел блаженный Даниил, по сокрушении одного рога, выросло четыре рога, именно сии четыре царя, от одного из них произошел другой рог, который сильно одолевал во бранях Египет и подверг народ иудейский тысячам бедствий. Рогом же сим означается Антиох Епифан. Видел также блаженный Даниил четвертого зверя, имевшего десять рогов, между которыми возсшел рог малый, имевший у себя «очи и уста, глаголюща великая», и сотворивший брань со святыми (Дан.7:20,21). Из сего дознаем еще, что при конце Римского царства, в одно и тоже время восстанут десять царей, которые причинят друг другу много зол, и будет одно царство входить с другим в противоборство, как поступали цари македонские. И когда будет сие происходить, явится человек беззакония, сын погибели, то есть антихрист. И поскольку последние события Римского царства подобны разделению царства Македонского, то блаженный Даниил извещается вместе о том, что будет в том и другом случае. Иное из того, что будет изречено, относится к Македонянам, а иное к будущим десяти рогам и к тому, который возникнет между ними. И что сие действительно так, дознаем из самого пророчества. Посему, надлежит нам вникать со всего тщательностью и надлежащим образом различать, что приличествует одним и что другим. В образец же сему имеем евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Иерусалимском: аминь, «аминь глаголю вам, неимать остати камень на камни, иже неразорится» (Матф.24:2), а потом Апостолы спросили: «когда сия будут, и что есть знаменье Твоего пришествия» (Матф.24:3), поскольку предложили они двоякий вопрос, и Господь дает ответ нераздельно, говоря вместе и о том, что будет при кончине Мира. Но тайники божественного ясно различают приличествующее и тем, и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства. Посему беседующий с блаженным Даниилом, открыв ему, что царство разделится на четыре части и умолчав о двух царях, разумею Македонского и Азийского или Геллеспонтского, как существовавшим малое время и всего менее причинивших скорбей Иудеям, продолжает: (Дан.11:5)

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих

Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству — греко-македонскому, а из его представителей — к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Давиду из предшествующих видений (7:6; 8:5-8,21-22). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible