Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 11:20
И҆ воста́нетъ ѿ ко́рене є҆гѡ̀ са́дъ ца́рства на ᲂу҆гото́ванїе є҆гѡ̀ производѧ́й творѧ́й сла́вꙋ ца́рства: и҆ въ ты̑ѧ дни̑ є҆щѐ сокрꙋши́тсѧ, и҆ не въ ли́цахъ, ни въ ра́ти:
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении
Говорит о Селевке, по прозванию Филопаторе, сыне Антиоха Великого, который не сделал ничего достойного Сирии и властительства отца [своего], и погиб бесславно, без всяких войн. Порфирий утверждает, что это не Селевк, но Птоломей Епифан, который замышлял козни против Селевка и приготовил против него войско, а потому был отравлен вождями своими. Ибо когда один [из них] спросил его, где он возьмет денег для осуществления таких замыслов, то он ответил, что друзья составляют для него богатство. Когда это разгласилось в народе, то в вождях возникло опасение, чтобы он не отнял у них состояние их, а потому они умертвили его коварным образом. По каким образом на место Антиоха Великого может восстать Птоломей, который совсем не делал этого, тем более, что LХХ толковников перевели: и восстанет от корня его отпрыск, то есть от отрасли и семени его, наносящий удар достоинству царства, и после немногих дней погибнет без раздражения и без войны? Евреи полагают, что под ничтожнейшим и недостойным царской славы царем разумеется Трифон, который, будучи опекуном отрока, присвоил себе тираническую власть.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.20 И востанет от корене его сад царства, и на уготование его производяй и творяй славу царства: и в тыя дни еще сокрушится, и не в лицах, ни в рати:
Архангел разумеет Антиоха Епифана, который, ушедший из Рима, стал преемником брата своего Селевка, потому что Антиоху Великому наследовал сын его Селевик, по прозванию Филопатор, а по смерти Селевка приемлет царство Антиох Епифан. О нем-то и говорит Архангел: «востанет от корене его сад царства, и на уготование его производяй», то есть уподобляющийся могуществом отцу, и способный поддержать уготованное им царство. Сие объясняя, Архангел присовокупил: «И творяй славу царства», то есть действуя весьма предприимчиво.
«И в тыя дни сокрушатся, и не в лицах, ни в рати», потому что в состоянии будет, говорит Архангел, всех привести в ужас и покорить своей власти без войны, без пролития крови, одною молвою о себе.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении
Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца (2Мак. 3:7-29).