Скрыть
მაშინ თვალი ვკიდე შუა ცაში მფრინავ არწივს და ჩამესმა საზარელი ყაშყაში მისი: ვაი, ვაი, ვაი მიწის მკვიდრთ საყვირის ხმათაგან დანარჩენი სამი ანგელოზისა, რომელნიც აწი ჩაჰბერენ საყვირს.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Орел летящий посреди неба обозначает Духа Святаго, который через двух пророков свидетельствует, что близятся великий гнев и бедствия, чтобы кто-либо мог бы еще спастись, каким-либо образом, хотя это и последнее время.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Словами: «горе, горе, горе, живущим на земле» показывается сострадание и человеколюбие Божественных Ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами. К ним в особенности относится горе, ибо, живя на земле, они думают о земном и дышат прахом вместо излитого на нас мира; для имеющих же жительство на небесах бедствия и страдания бывают причиною получения неувядаемых венцов и наград.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Голос этого орла ежедневно доносится через уста выдающихся учителей Церкви, когда они пророчествуют о нечестии еретиков, о жестокости антихриста и судном дне, который всей тяжестью обрушится на любящих земное, говоря: в последние дни настанут времена тяжкие, <… > люди будут самолюбивы (2Тим 3:1-2), и далее: люди развращенные умом, невежды в вере (2Тим 3:8). И еще в другом месте: тогда откроется беззаконник, <…> противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2Фес 2:8). И также: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1Фес 5:2-3).

Изложение Откровения

Тиконий, (†IVв.)

И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Орлом, которого он видел летящим посреди неба, он обозначает Слово Божие, Которое держит Свой путь посреди Церкви и возглашает бедствия последних времен.

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Иоанн говорит, что орел, презрев земное, направил стремительный полет свой в небеса. Он говорит о Церкви, летящей посреди небес, Церкви, которая будет владычествовать во всем мире, и говорит: Наше же жительство - на небесах (Флп 3:20). Понятно, почему сказано: посреди; ибо сказано: все, которые вокруг Него, <…> да принесут дары (Пс 75:12), и Бог все видит из середины, и устроят спасение посреди земли (Пс 73:12), и Господь окрест народа своего (Пс 124:2).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

Ангел, вестник этих новых наказаний, представляется летящим посреди неба, что означает то место, где солнце бывает во время своего более высокого положения. Крик Ангела: «увы», «горе», краткий, отрывочный и громкий, вполне подходит ко всей обстановке апокалиптического видения. Нужно только возбудить в сердцах людей чувство страха.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 10-13: Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Орудие третьей казни – звезда, именуемая полынью – может дать ключ к пониманию и других, предшествующих орудий в казнях. С одной стороны, она низвергается прямо на землю, и это нужно понимать в буквальном смысле. «Для самого тайнозрителя падающая звезда была действительною звездою (Клифот), и он отличает ее от других звезд только лишь тем, что она была большою. Но присоединяя к ней название полынь, Иоанн дает основание предполагать, что данная звезда полынь была при этом явлением чудесным и заключала в своей природе нечто большее, чем прочие звезды». Итак, она звезда и не звезда: природа ее иная, не та, что во всех других звездах. И по тому, как ощущается природа ее на земле, она и называется полынь по характерному своему признаку – горечи. Но горечь эта не только ведомое всем вкусовое ощущение: она сказывается на реальном действии отравленных ею вод, ибо от употребления ее многие из людей умерли, потому что воды эти стали горьки. Горькою сделалась от падения этой звезды третья часть вод. «Можно полагать, что воды были отравлены горечью полыни не на каком-либо (особом) пространстве земли, но – по всей земле, так что люди всей вселенной, без всякого исключения должны были употреблять «такую горькую» воду: эта горечь воды (к чему нужно присоединить и следствия предшествовавших казней) и произвела большую смертность людей». Несомненно, все это очень трудно представимо для нас и для нашего времени, так как ничего подобного мы не наблюдаем в нашей современной жизни. Но отсюда не следует, чтобы нужно было отказаться от буквального понимания этой казни. Это событие будущего времени, которое по всем признакам и особенностям своим и будет именно временем особенным, исключительным.

За поражением земной, окружающей человека природы, где пострадали различные неразумные царства ее, действие карающих ангельских труб переносится и на расстилающееся над нею небо. Ибо когда вострубил четвертый ангел, то поражены были светила небесные – и солнце, и луна, и звезды в третьей части всех их. Но происходя в небесном окружении нашего земного шара, все эти носящие тот же характер кары и бедствия изменения в светилах опять-таки назначением своим имеют соответствующее воздействие на земную нашу природу, на земную нашу жизнь: Да затмится третия часть их (всех этих светил), и дне третия часть да не светит, и нощь такожде. Стремясь (как и должно) к реальному и отчетливому восприятию этих указаний Апокалипсиса, прот. Орлов понимает все это как пропорциональное уменьшение (на третью часть) даваемого всеми названными светилами освещения земли, так что «день и ночь сделались менее светлы на третью часть того света, который принадлежал им прежде». Но возможно – и нам представляется более правильным – иное понимание этого, указываемого в четвертой казни от труб, ущерба для земли в сфере получаемого ею от солнца, луны и звезд света. Затмится и уменьшится обращенная к земному шару световая поверхность всех их. Короче и меньше станут тогда сроки свечения их (как это особенно ясно с фазами луны). Но, конечно, уменьшится соответственно и яркость земного освещения, причем «потемнение третьей части каждого светила будет не временным, но, подобно казням первых труб, постоянным для того будущего времени» (Орлов).

«И в этой казни, – говорит прот. Орлов, – мы не имеем ничего такого, что было бы совершенно недопустимым и невозможным. Если для Египта возможна была казнь в виде трехдневной тьмы (и притом, добавим, так, что рядом, за рекой – у евреев в земле Гесем, в это самое время было так же светло, как обычно), то возможно и то, что в грядущие времена приближения мира к концу наш солнечный день и лунные ночи будут значительно темнее».

Конечно, все эти четыре казни, на то и посылаемые, чтобы быть знамениями надвинувшегося на людей гнева Божия, должны бы были подействовать на них вразумляюще и обратить их с пути нечестия. Однако ничего этого мы не видим. И может быть, именно потому, что бедствия эти, входя в кругооборот жизни окружающей человека природы, не направлялись непосредственно на самого человека. И вот тайновидец и передает нам голос иного ангела, который, пролетая посредине неба, возглашал: Горе, горе, горе (тройное – в знак усиления его) – горе живущим на земле (уже непосредственно людям) – от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить. «Словами: горе, горе, горе живущим на земли, – указывает св. Андрей, – показывается сострадание и человеколюбие божественных ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами».

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)


  И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
 

  Этот глас Ангела указывает на человеколюбие и сострадание Божественных Ангелов, сожалеющих о нераскаянных людях, подвергающихся таким бедствиям. Под Ангелами с трубами некоторые понимают христианских проповедников, призывающих к вразумлению и покаянию.

  «Для имеющих жительство на небесах бедствия и страдания бывают причиною получения неувядаемых венцов и наград» (св. Андрей, гл.25).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible