Скрыть
Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки

Некоторые говорят, что обозначаемая полынью горечь знаменует поражающую скорбь мучимых в геенне грешников; по обширности своей они правдоподобно и справедливо названы водами. Мы же думаем, что сими обозначаются и скорби указанного времени. - Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: «како спаде, с небесе денница восходящая заутра» (Исаия 14, 12). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть для того, чтобы неверие в воздаяние в загробной жизни не причинило душевной смерти нетерпеливым. С оставшимися же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое преднаступление и предначертание чего для вразумления нашего точно раскрыл Господь. И если не желаем быть судимыми, следует нам осудить самих себя, ибо, по Божественному Апостолу, «аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были»: (1Кор. 11, 31). Будучи же судимы, должны быть наказаны от Господа и с благодарностью принять наведения скорбей, подобно тому, как видим, рассудительные больные терпеливо переносят, надеясь на выздоровление, врачебные прижигания и сечения. - А посему и мы, будучи душевно здоровыми и не давая ни малой пищи геенне огненной, да не осудимся с миром, но на веки воцаримся со Христом, Которому, вместе со Безначальным Отцом и Всесвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, величие и великолепие ныне и присно и в нескончаемые веки веков. Аминь.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки

Третья [труба означает] отпадение от Церкви еретиков, загрязняющих воды Священного Писания. <…> Еретики, которых апостол Иуда именует звездами соблазна (Иуд 1:13), падают с зенита Церкви, пытаясь смешать пламя своего беспутства с водами божественного Писания. Они не боятся исказить не только его смысл, но и часто слова. Они по достоинству называются полынью, потому что лишь небольшая их примесь способна сделать горькой великую сладость.

Изложение Откровения

Тиконий, (†IVв.)

Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки

Под большой звездой он подразумевает дьявола, о котором Господь говорит в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18). Возможно, это высказывание обращено к церковным людям, которые, живя в Церкви духовной жизнью, пришли к забвению самих себя и, приникнув к земному, подобно скотам, пали с высоты своего могущества. О каковых читаем в Писании: хотя человек пребывает в чести, не разумеет; он сравнился и уподобился неразумным животным (Пс 48:13).

Под видом рек и источников вод он вводит учителей божественных писаний, которые других наставляют, а сами с пути истины свернули. Полынью, несомненно, обозначается или горечь, или сладость греха, который производит сладость для тех, кто его вожделеет, а потом оборачивается для них горечью.

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки

Он говорит, что люди падают с неба, то есть отпадают от Церкви, а именно те, кто в глазах людей сияет добрыми заслугами, и потому они сравнива­ются со звездами и факелами. Их обличает апостол Иуда, называя звездами блуждающими (Иуд 1:13), ибо они вводят в заблуждение своим поверхностным блеском. Сих Господь сравнил с выбеленными стенами и гробами.

Так как падение великих обыкновен­но потрясает многих, Иоанн говорит, что на часть рек и озер упала звезда, имя которой полынь; имя это означает великую горечь. Мы знаем, что с падением таковых теряют твердость многие, и многие соблазняются, следуя дурному примеру. Иоанн верно сравнил это с полынью: если малую часть горькой полыни смешать со сладким питьем, все питье станет горьким. О том же в другом месте Писание говорит в таких словах: Я насадил тебя [как] благородную лозу <… > как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер 2:21).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи

О страданиях людей чрез поражение физической природы говорит и следующая казнь. - По звуку трубы третьего Ангела с неба падает, низвергается звезда (названная полынью) прямо на землю, и это падение должно быть понимаемо в буквальном смысле. Для самого тайнозрителя падающая звезда была действительною звездою [Kliefoth], и он отличает ее от других звезд только лишь тем, что она была большою. Но, присоединяя к ней название «полынь», Иоанн дает основание предполагать, что эта звезда была при этом явлением чудесным и заключала в своей природе нечто большее, чем прочие звезды. Поэтому-то она изображается подобною факелу, всаженною и пылающею по действию Бож. Промысла. - Последствия падения звезды предуказываются в ее названии - полынь, горькая трава. Можно полагать, что воды были отравлены ее горечью не на каком-либо пространстве земли, но по всей земле, так что люди всей вселенной без всякого исключения должны были употреблять несколько горьковатую воду; эта горечь воды, к чему нужно присоединить следствия предшествовавших казней, и произвели большую смертность людей. Несомненно, все это очень трудно представимо для нас и для нашего времени, так как ничего подобного мы не наблюдаем в нашей современной жизни. Но отсюда не следует, чтобы нужно было отказаться от буквального понимания этой казни (Мф. ХIX:26). Это - событие будущего времени. После звука трубы четвертого Ангела Иоанн в своем экстатическом состоянии духа наблюдал какое-то повреждение, изменение в худшую сторону светил неба. Потемнение третьей части каждого светила неба было не временными, скоро прекратившимся, но, подобно казням первых труб, постоянным для того будущего времени. По-видимому, небесные светила будут давать для людей света на треть меньше того, что они давали до своего повреждения. А так как третья часть световой способности всех светил небесного свода была поражена, то и день, и ночь сделались менее светлы на третью часть того света, который принадлежал им прежде. И в этой казни мы не имеем ничего такого, что было бы совершенно недопустимым и невозможным. Если для Египта возможна была казнь в виде трехдневной тьмы, то возможно и то, что в грядущие времена приближения мира к концу наш солнечный день и лунные ночи будут значительно темнее. Можно подумать, что, судя по их необычайности, впечатление казней будет неотразима. Но люди и себе, и другим постараются объяснить все эти бедственные явления в природе естественными причинами. Поэтому далее прямо сообщается о новых наказаниях грешного мира.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 10-13: Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Орудие третьей казни – звезда, именуемая полынью – может дать ключ к пониманию и других, предшествующих орудий в казнях. С одной стороны, она низвергается прямо на землю, и это нужно понимать в буквальном смысле. «Для самого тайнозрителя падающая звезда была действительною звездою (Клифот), и он отличает ее от других звезд только лишь тем, что она была большою. Но присоединяя к ней название полынь, Иоанн дает основание предполагать, что данная звезда полынь была при этом явлением чудесным и заключала в своей природе нечто большее, чем прочие звезды». Итак, она звезда и не звезда: природа ее иная, не та, что во всех других звездах. И по тому, как ощущается природа ее на земле, она и называется полынь по характерному своему признаку – горечи. Но горечь эта не только ведомое всем вкусовое ощущение: она сказывается на реальном действии отравленных ею вод, ибо от употребления ее многие из людей умерли, потому что воды эти стали горьки. Горькою сделалась от падения этой звезды третья часть вод. «Можно полагать, что воды были отравлены горечью полыни не на каком-либо (особом) пространстве земли, но – по всей земле, так что люди всей вселенной, без всякого исключения должны были употреблять «такую горькую» воду: эта горечь воды (к чему нужно присоединить и следствия предшествовавших казней) и произвела большую смертность людей». Несомненно, все это очень трудно представимо для нас и для нашего времени, так как ничего подобного мы не наблюдаем в нашей современной жизни. Но отсюда не следует, чтобы нужно было отказаться от буквального понимания этой казни. Это событие будущего времени, которое по всем признакам и особенностям своим и будет именно временем особенным, исключительным.

За поражением земной, окружающей человека природы, где пострадали различные неразумные царства ее, действие карающих ангельских труб переносится и на расстилающееся над нею небо. Ибо когда вострубил четвертый ангел, то поражены были светила небесные – и солнце, и луна, и звезды в третьей части всех их. Но происходя в небесном окружении нашего земного шара, все эти носящие тот же характер кары и бедствия изменения в светилах опять-таки назначением своим имеют соответствующее воздействие на земную нашу природу, на земную нашу жизнь: Да затмится третия часть их (всех этих светил), и дне третия часть да не светит, и нощь такожде. Стремясь (как и должно) к реальному и отчетливому восприятию этих указаний Апокалипсиса, прот. Орлов понимает все это как пропорциональное уменьшение (на третью часть) даваемого всеми названными светилами освещения земли, так что «день и ночь сделались менее светлы на третью часть того света, который принадлежал им прежде». Но возможно – и нам представляется более правильным – иное понимание этого, указываемого в четвертой казни от труб, ущерба для земли в сфере получаемого ею от солнца, луны и звезд света. Затмится и уменьшится обращенная к земному шару световая поверхность всех их. Короче и меньше станут тогда сроки свечения их (как это особенно ясно с фазами луны). Но, конечно, уменьшится соответственно и яркость земного освещения, причем «потемнение третьей части каждого светила будет не временным, но, подобно казням первых труб, постоянным для того будущего времени» (Орлов).

«И в этой казни, – говорит прот. Орлов, – мы не имеем ничего такого, что было бы совершенно недопустимым и невозможным. Если для Египта возможна была казнь в виде трехдневной тьмы (и притом, добавим, так, что рядом, за рекой – у евреев в земле Гесем, в это самое время было так же светло, как обычно), то возможно и то, что в грядущие времена приближения мира к концу наш солнечный день и лунные ночи будут значительно темнее».

Конечно, все эти четыре казни, на то и посылаемые, чтобы быть знамениями надвинувшегося на людей гнева Божия, должны бы были подействовать на них вразумляюще и обратить их с пути нечестия. Однако ничего этого мы не видим. И может быть, именно потому, что бедствия эти, входя в кругооборот жизни окружающей человека природы, не направлялись непосредственно на самого человека. И вот тайновидец и передает нам голос иного ангела, который, пролетая посредине неба, возглашал: Горе, горе, горе (тройное – в знак усиления его) – горе живущим на земле (уже непосредственно людям) – от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить. «Словами: горе, горе, горе живущим на земли, – указывает св. Андрей, – показывается сострадание и человеколюбие божественных ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами».

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
 

  Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны.

  «Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: како спаде с небесе детища восходящая заутра (Ис. 14:12). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть» (св. Андрей, гл.24).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible