Скрыть
И егда́ сконча́ет­ся ты́сяща лѣ́тъ, разрѣше́нъ бу́детъ сатана́ от­ темни́цы сво­ея́ и изы́детъ прельсти́ти язы́ки су́щыя на четы́рехъ у́глѣхъ земли́, Го́га и Маго́га, собра́ти и́хъ на бра́нь, и́хже число́ я́ко песо́къ морскі́й.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской

В то время, следовательно, сатана прельстит именно для того, чтобы вовлечь в эту войну. Ибо всякими способами, какими мог, он прельщал множеством и разнообразием зла и прежде. Сказано: выйдет, то есть от тайной ненависти перейдет к тайному преследованию. Это будет последнее преследование, которому перед наступлением последнего суда по всей земле подвергнется святая Церковь, то есть град Христов, от всего града дьявольского, пока они оба еще будут на земле. Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих некую часть земли, вроде гетов и массагетов, как думают некоторые на основании буквенного сходства их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью [народов]. Ибо они выставляются живущими по всей земле, когда говорится: выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, а затем прибавляется: Гога и Магога.

Значение этих имен в переводе таково: Гог - кровля, Магог - из-под кровли; это как бы дом и тот, кто выходит из дома. Итак, это те народы, в которых, как мы показали выше, заключен как в бездне дьявол; и сам он как бы выступает и выходит из них <…>

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской

Некоторые, почему, не знаю, указанное тысячелетие исчисляли за три с половиною года, прошедших от крещения Христова до Его вознесения на небо, после чего, дiавол, думали, был разрешен. Другие же говорили, что по истечении шести тысяч лет дано будет первое воскресение одним умершим Святым, чтобы в продолжение тысячи лет насладились они удовольствием и славою на той самой земле, на которой показали терпение, а что уже после сего будет всеобщее воскресение не только праведных, но и грешников. Но так как ни одного из сих толкований Церковь не приняла, то совершенно излишне о них и говорить. Мы же, следуя словам Господа, сказавшего Саддукеям о праведниках, что они яко Ангели Божии на небеси суть (Матф. 22, 30) и словам Апостола, что несть царство Божiе брашно и питие (Рим. 14, 17) принимаем и считаем тысячу лет за время Евангельской проповеди. Ибо говорили и ранее, что нет необходимости считать сие тысячелетие за точное число лет; но как в сказанном в Песнях Песней (8, 11-12): «муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград же мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его», обозначается не сие число, а изобилие и избыток урожая, так и здесь - совершеннейшее плодоношение веры.

После сего придет человек беззакония, сын погибели (2Сол. 2, 3), да, по Апостолу, суд приимут все не веровавшие истине, но благоволившие в неправде (2Сол. 2, 12), и по слову Владыки, сказавшего: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того npиемлeтe (Иоан. 5, 43). Тогда, как сказано, освобожденный из своего заключения сатана прельстит все народы и для опустошения вселенной поднимет на брань Гога и Магога. - Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дiавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с Еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог - возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что npиидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9). Некоторые из толковников сии слова Пророка относили к битве Ассириян с Сеннахиримом при Езекии. Но событие это случилось за много лет до Иезекиилева пророчества. Иные относят к поражению народов, напавших на жителей Иерусалима, когда они, после Вавилонского плена, хотели обновить и укрепить стены города по повелению сперва Кира Персидского, а потом Дария. Относят и к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Сие можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, - что в сем, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего.

Толкование на Апокалипсис 555

Апрингий (†VIв.)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской

Когда награды всех блаженных исполнятся и усовершатся, к единому Началу - к Господу нашему Иисусу Христу - все будет приведено и в Нем будет всякая неизменность. Сатана будет освобожден из темницы своей, то есть даже сама тьма освободится от него, и в то же самое время творец тьмы и исчезнет, и пойдет в вечную погибель.

Здесь обольщать - значит рассеивать, и портить, и вести за собой в погибель. То есть всех грешников, которых он обольстил на краях земли, собранных вместе с ним в одной погибели, он обрекает на вечные мучения. Ибо Гог переводится как кровля, а Магог - как от кровли, или от крыши. Всякий, кого он вознес и привел ко греху своей гордыни или поднял на кровлю высокомерия, или кто был признан сошедшим с этой крыши и высоты его возвышения, - все они одновременно примут одно осуждение и огонь вечный. Когда он говорит: собирать их на брань, он описывает будущее вместо прошлого. Ибо брань в известном смысле означает, что грешники противятся добрым делам. И поскольку грешников много и даже очень, он прибавляет: число их как песок морской.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской

Когда Господь, осуществив домостроительство во плоти, вознесся на небеса, дьяволу предстояло быть освобожденным от оков и вновь обольщать народы, ибо сказано прежде, что устраняет действие дьявола пребывание Господа с людьми. Конечно же, когда Господь возносится на небеса, дьявол творит то, что ему свойственно и привычно, и люди на земле как пользовались свободой, так и продолжают пользоваться; ибо дьявол стремится всех рассеять. Но одни поддаются убеждению, а другие, не поддаваясь, вступают с лукавым в сражение.

Однако кто-то, возможно, скажет: «А почему дьяволу, которого некогда стеснили и чьим страстным устремлениям воспрепятствовали при телесном пришествии Господа, вновь будет позволено нас, тех, кто на земле, обольщать? Не лучшим ли было сковать его, а людям остаться вне заблуждения?» На это следует говорить, что, собственно, почему бы лучше не сказать о причине возникновения дьявола или о том, почему, возникнув и став на преступный путь, он не был целиком уничтожен, и тогда не было бы ему доступа к людям? А как, о любезнейший, стали бы тренироваться борцы, если бы не с кем было состязаться? Как же и силу им показывать, если нет противника? Ведь нерадивые и податливые на увеселения люди сами по себе злополучны, присутствует ли дьявол, смущая их, или нет. Божьи же люди, конечно, чистые сердцем атлеты, подпали бы напраслине, не будь их мужество в претерпевании страстей на виду. Получается, что и ленивым не принесло бы пользы отсутствие сатаны, и усердные наибольшую получили бы укоризну. Ибо сатана, известным образом, наставник людей в гимнастике, предлагает состязающимся повод для победного триумфах…> Ты же пожелал, ради меня и себя, чтобы служители греха получили бы волю и отпали бы [еще более] для того, чтобы нам не подвергнуться ни малейшему, или почти никакому, воздействию дьявола. Тогда лишились бы славы патриархи и пророки, апостолы и евангелисты и те, кто стойко остался свидетелем Христа вплоть до [пролития своей] крови и сохранил благородство ради Него, а еще и исповедников, и замечательных пастырей, руководящих церквями, и наиболее терпеливых аскетов, и всех праведников, достигших зрелости в вере Христовой, - тех, которых этот мир не был достоин (Евр 11:38).

Таким образом, и благородные и чистые нравом борцы смягчают наказание для грешников, которым причиняется полностепенный вред; ведь один честный ценится Богом выше, чем тысяча отвергающих [Его]. Стало быть, в обоих случаях было сделано прекрасно и боговдохновенно - и воспрепятствование духовного нападения дьявола во время пришествия Господа, и освобождение его для соблазнения людей после восхождения Господа на небеса. Ибо если бы позволено было сатане проявить себя в полноте действия, когда Господь пребывал на земле, то он помешал бы людям достичь высоты Божественного учения, и никто не смог бы узнать, кто есть Бог истинно и по природе, и что такое непорочное Его служение, и что есть зло и добро; но также и крест Ему он подготовил бы прежде времени, прежде чем началось учение. Произойди такое, и вочеловечение Господа, и столь удивительное таинство [его] не возымели бы действия, а лучше сказать, были бы бесполезными.

Об этих Гоге и Магоге сообщал и божественный Иезекииль, говоря о том, что пагубные пагубно погибнут. Это некие народы, которые будут предводительствовать над народами при последних временах, ибо теперь их нет; или это некоторые из ныне бытующих народов, называемые в божественном Писании иными именами. Они будут собраны богопротивным сатаной против служителей Христовых.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской

Отдел XX гл. с 7-10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которые сатана (диавол) был заключен в бездну, он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постоянного стремления препятствовать людям воспринимать Бож. благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно рассматривать (ср. IX:1-11; XI:7) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большего успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т.е. открыто [Августин «О граде Бож. » 10:11] проявляет себя обольстителем земных народов (ср. IX:11; XIII:1). В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании, и в Свящ. Писании Ветхого Завета. Магог - это имя одного из сыновей Иафета (Быт 10:2) и страны (Иез ХXXIX:6), царем которой был Гог (Иезек. 38:15-16). Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города. Стан святых - это Церковь Христова [Августин, Андрей Кес.. Hengstenberg], общество истинно верующих христиан последнего времени в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них как бы в своем возлюбленном городе.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7-10: Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Изложенное в приведенных четырех стихах представляет собой уже не картину видения, а речь повествовательную, видимо собственную пророческую речь тайнозрителя. Можно думать, что уже в этом дается указание того, что содержащееся в приведенной речи – не новое откровение в смысле событий и апокалиптических образов, но лишь выявление иной, не упомянутой там, в соответствующем месте, составной стороны в них. И действительно, передаваемое здесь есть опять-таки восполнение и как бы углубление всего того, что говорилось в предшествующих главах о последней брани богопротивников против Христа и Церкви Его, и в частности, особенно с появления трех бесовских пропагаторов этого похода, нечистых жаб, о которых и сказано там было, что в первую очередь вышли они из уст именно дракона-диавола. Так что и эти (7–9-й) стихи, не меньше, чем 19-й стих 19-й главы, о брани антихриста, и можно, и предпочтительно должно считать непосредственным продолжением и завершением того, что там говорилось, и как мы раньше уже оттеняли – говорилось тогда лишь подготовительно о всей этой брани. Освобождение и выявление наивысшей активности сатаны, и именно в смысле его собственно сатанинской деятельности (почему, нужно думать, и назван он здесь этим точным именем – сатана), несомненно, вызвано будет тогдашним состоянием самого человечества. В своем страшном, именно – Вавилонском, развращении и похотливости, в общей своей испорченности и атрофировании в них всего истинно живого и доброго и в то же время – в своем неверии и бунтарски вызывающем настроении в отношении ко всему Божественному и небесному эта извратившая в себе до корня образ и подобие Божие масса людская самых последних дней, как созревший виноград (см.: 14-я гл.) всякой мерзости и скверны, окажется такою, до конца благоприятною, средой, в которую и повлечет, именно потянет, первовиновника всего этого греха – диавола, как тянет воздушную струю в разбушевавшееся море пламени. Любовь истины для своего спасения все эти сыны беззакония, по свидетельству ап. Павла, отвергнут, – и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фес.2:10–12). И вот тогда-то и разрешен будет к ним и доступ, и всякое свободное активное действие и для самого отца лжи, убийств и богоненавистничества, и вот змий древний, начавший при Адаме греховный процесс в человеческом роде, – он же и закончит его девятым валом миражных успехов своих, а затем Армагеддоном, полным поражением и истреблением и его самого, и всех насеянных им плевел.

Гог и Магог. К нашему времени как будто совершенно отпали все попытки решения вопроса об этих загадочных именах по старым приемам, когда отыскивали народы эти среди своих современных государств и наций, и главным образом по сомнительному созвучью их наименований. Нам только должно быть странным, как это хотели тогда вставлять под эти загадочные, в номенклатуре человеческой не существующие, наименования каких-нибудь жителей Кавказа, скифов, гуннов, монголов и т.д. Видеть в них подобные национальные, обособленные государства или народы уже потому было неправильно и безосновательно, что сказано в тексте: народы, находящиеся на четырех углах земли, т.е., как всего естественнее понимать, всех четырех стран горизонта – севера и юга, востока и запада. Отсюда сразу же более естественным представляется видеть здесь не отдельное конкретное какое-нибудь племя, а опять-таки какой-нибудь соответствующий тип. А какой именно тип, ответ на это нам даст то место, откуда взят весь этот образ, а именно: пророчество Иезекииля, главы 38–39-я, в которых соответствующее пророчество на Гога и Магога действительно и содержится. Но должно заметить, что и у самого пророка имена эти тоже не конкретно-исторические, а символические и типические. С еврейского языка, по св. Андрею, Гог обозначает «собирающего или собрание», а Магог – «возвышенного или возвышение». Во втором имени можно усматривать, таким образом, довольно ясный намек на антихриста со стороны его превозношения и гордыни, а в первом – на то собрание, которое они произведут, может быть – создавая какую-нибудь организацию вроде Лиги наций, но уже не для мира, а для своей христоборной брани.

Пророчество на Гога является у Иезекииля последним из ряда пророчеств против народов языческих, соприкасавшихся с Израилем и причинявших ему зло. Относится оно и у Иезекииля к последним временам. После многих дней ты понадобишься, – говорится в 38-й главе в обращении к Гогу, – в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча... И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою... Ты задумаешь злое предприятие, и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных... чтобы произвести грабеж и набрать добычи... взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу...» Это будет в последние дни... И в ревности Моей, в огне негодования Моего... произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю... И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою... (Иез.38:8–13, 16,19–20, 22–23).

39-я глава Иезекииля в не менее ярких образах рисует опять-таки гибель Гога, князя Роша, Мешеха и Фувала. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым (Иез.39:4). И дальше пророк описывает, оттеняя многолюдность пораженных в сей брани, как семь лет будут только сжигать вооружение убитых и семь месяцев погребать их.

В чертах этого неведомого истории царя Гога в земле Магог, по нашему убеждению, явственно проступают контуры все того же беззаконника и зверя, приведенные в Апокалипсисе, начиная с 13-й главы, и похода его на ту же Армагеддонскую брань, а равно и поражения его, как изображено оно в 19-й и 20-й главах Апокалипсиса. И таким образом, и по пророчеству, и по тексту Апокалипсиса не видно того, будто бы в 20-й главе воюющим изображается только диавол, а антихриста уже нет: напротив, во главе народов Гога и Магога и здесь идет все он же, антихрист, как идет и действует, с ним и чрез него, и сам сатана.
Но возвращаемся к самому тексту 20-й главы. «Стан святых, по объяснению прот. Орлова, – это Церковь Христова (Августин, Андрей Кесарийский, Генгстенберг), общество истинно верующих христиан последнего времени, в их противоположности последователям антихриста». Город возлюбленный – это, конечно, что-то особенно священное и ценное в Церкви, может быть – и восстановленный Иерусалим, как уже снова святой град, а может быть – вообще какой-то центр церковного строя, дающий тон и направление христианской жизни всех тогдашних членов ее. Огонь с неба, как точно указано в тексте от Бога, конечно, ниспал тогда и так, как всегда проявляется Божественная помощь Церкви, – в пору нарочитой нужды ее, т.е. когда натиск и злоба врагов, проявление внешних сил и угрожающих средств борьбы у них были особенно велики, опасность от них представлялась особенно грозною, ибо свое «умолкни, перестань» Господь говорит тогда, когда волны корабль уже заливают. Можно согласиться с прот. Орловым, который в данном моменте, когда пожрал этих нечестивцев огонь, видит тот самый огонь, который преобразует в тела осуждения (ср.: Ин. 5:29) наличные их, теперешние земные, тела, т.е. тот, о котором говорил, как мы видели, ап. Петр, что ему, этому огню, блюдутся нынешние небеса и земля – на день суда и погибели нечестивых человек (2Петр.3:7). Стих 10-й выделяет из числа погибших от огня самого диавола, как в 19-й главе, в параллельном месте, выделены были антихрист и его лжепророк, ибо сказано, что прельщавший их диавол ввержен в озеро огненное и серное, и в соответствие тому месту добавлено: где зверь и лжепророк. В один ли момент схвачены будут и повержены на свои вечные мучения и те первые двое, и третий – сатана, конечно, точно сказать нельзя. Несомненно, речь тут самая сжатая и типично пророческая, и то, что по ней представляется происходящим как бы в один момент или хотя бы в один день, конечно, может продолжаться и месяцы, и годы: ибо для Бога, как уже знаем мы, не только тысяча лет, как день един, но и обратно: день един, как тысяча лет.

И будут мучиться день и ночь во веки веков. Вот еще не отмеченная нами особенность адских мучений: их непрерывностъ, та непрерывность, о которой и пророк Исаия, и Спаситель в Евангелии говорили: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Ис.66:24; особенно Мк.9:42–48). Нам приходилось спать в очень сухой светелке, под крышей, где в досках слышна была работа точивших их червячков;: лежишь, бывало, днем или ранним утром, проснешься ли ночью, а червячки эти все не спят, все сверлят и сверлят, не прекращая и не прерывая своей работы. Тут и вспомнились нам тогда слова Господа, и так ясен и жуток стал этот евангельский образ. Так иногда «гложет» человека лютая тоска. И эта-то участь и постигает, столь заслуженно, прежде всего виновников мирового зла, это богоненавистническое трио, в отчаянии своем и озлоблении неспособных ни раскаяться, ни вообще перемениться. И уже точно сказано: во веки веков длиться будут мучения их.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

  Под разрешением сатаны от темницы своей разумеется появление перед кончиною мира антихриста. Освобожденный сатана будет стараться в лице антихриста прельстить все народы земли и воздвигает на брань против христианской Церкви Гога и Магога. «Некоторые думают, говорит св. Андрей Кесарийский, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем, гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов, или их превозношение» (гл. 63). Надо полагать, что имена эти употреблены в метафорическом смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся перед концом мира против Христовой Церкви под водительством антихриста.
 

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible