Скрыть
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

Сказал Иоанн, что открыты были книги и еще одна книга, но о последней не умолчал, какого рода эта книга. Книга эта, говорит он, есть книга жизни каждого. Следовательно, под теми книгами, о которых он сказал прежде, нужно разуметь книги священные, как древние, так и новые [то есть Писание], так что в этих книгах показывалось, что повелел Бог творить по Своими заповедями. А в той, которая есть книга жизни, [записано], что из повеленного каждый сделал или не сделал.

Если последнюю книгу представлять телесным образом, кто в состоянии определить ее величину и длину? Или сколько бы времени потребовалось на прочтение книги, в которой описана вся жизнь, всех и каждого. Разве не предстанет ли такое же число ангелов, в каком числе будут люди, и каждый из людей будет слушать свою жизнь, читаемую приставленным ему ангелом? Но в таком случае, книга была бы не одна для всех, но отдельная для каждого. Писание же дает понять, что эта книга одна <…>

Итак, нужно представлять некую божественную силу, действием которой воспроизведутся в памяти и с удивительной живостью встанут перед умственным взором каждого все дела его как добрые, так и злые - так что знание осудит или оправдает совесть, и таким образом будут судимы совместно все и каждый. Эта божественная сила, очевидно, и получила название книги. В ней как бы читается то, что по действию ее воспроизводится в памяти.

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

Мертвецами называем или всех людей, как потерпевших умерщвление тела, или же умерщвленных прегрешениями. - Великими и малыми называет или, как сказали выше, по возрасту, или же потому, что наказаны будут неодинаково, но сообразно с большим или меньшим совершением мертвенных деяний. Или великие суть праведники, а малые - грешники, поистине непотребные по скверности и малоценности души их ради грехов. Раскрытые книги означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть книга жизни, в которой написаны имена Святых.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

И судимы были мертвые <… > и т.д. То есть были судимы согласно книгам [Ветхого и Нового] Заветов, что они сделали по ним и чего не сделали. Можно также понять книги как дела праведных, поскольку в сравнении с ними принимают осуждение злые, словно как если бы, раскрывая эти книги, в них они читают о добрых делах, совершить которые сами не захотели. <…> Мне кажется справедливым мнение тех, кто считает, что открытые книги, о которых шла речь выше, это мысли и дела каждого, которые теперь открылись. Что же до книги жизни, то это предвидение Божие (которое неспособно ошибаться) о тех, кому будет дарована жизнь вечная. Они записаны в этой книге и, следовательно, известны заранее.

Изложение Откровения

Апрингий (†VIв.)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

Кто свободен пред Богом, если не те, кто исповедовал, что они существуют силой Судящего дела каждого? Сказано, что Бог имеет книгу, не телесную, но духовную, то есть вечную память, где сохраняются имена верных. Поэтому псалом говорит: в вечной памяти будет праведник (Пс 111:6).

И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. Книга жизни и жизнь как таковая есть Господь Иисус Христос. Тогда Он откроет, то есть известит всему творению, когда воздаст каждому по делам его.

Судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Давид говорит: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я (Пс 61:12). Что значит дважды? Это он проясняет, говоря: Господне есть царство, и Он - Владыка над народами (Пс 21:29). Там он услышал о царстве, здесь он увидел книгу. Там он услышал дважды, здесь он также увидел иную книгу. И о том, что содержится в этих двух книгах, он говорит там: сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость (Пс 61:12-13). Сила - в суде, а милость - в воздаянии. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. А Давид говорит: ибо Ты воздаешь каждому по делам его (Пс 61:13).

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

Великими он называет праведников, не из-за телесных размеров, но по славе и сиянию их добродетели; а под малыми подразумевает грешников, поскольку они стали ничтожными по причине низменного нрава и негодности. И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. Господь в Евангелии говорит, что широк и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; и тесен и узок путь, ведущий в жизнь, и не только тех немного, кто ступает по нему, но даже тех, кто его находит. Поэтому он увидел [сразу] многие книги и одну книгу; многие, в которых записаны все люди, поскольку помещено их множество, и одну книгу жизни, в которой избранные среди иных, и в своем роде не имеющие упрека по своей добродетели, и шествующие неровным и крутым путем добродетели. Сказано: и каждый из тех, кто был записан в книгах, судим был сообразно с делами своими. В начале одной из предыдущих книг упоминается то, что он называет книжкой. А здесь - книга, притом книга жизни, словно бы существуют три различные [книги]: он говорит о книжке, в которой помещены изрядные нечестивцы, в соответствии с тем, что там значилось; но книга живых, в каковой великие благочестивые и праведные; а книги - те, в которых все люди, некоторым образом оказавшиеся между злом и добродетелью.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими

Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо «умершими»: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда (1Кор.15:52-53). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых [Ср. Августин 10:15]. Всеобщий суд - а здесь речь несомненно идет о нем - будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными (Мф. 25:31; 2Кор. 5:10). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякого различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, - книгу жизни. Эта книга есть предвидение Божье, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 11-15: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

История зла, в процессе развития его, закончена. Столпы и источники его не только связаны, как раньше, но и горят в огне, попав в соответствующую их природе сферу – воспринимая то, что заслужили. Естественно теперь перейти и к изображению соответствующего суда и воздаяния и для всего проявлявшего себя в сфере влияния их человечества. И вот в приведенных пяти стихах, коими заканчивается 20-я глава, этом заключительном аккорде в истории грешного земного мира, мы имеем место, вполне параллельное картине Страшного Суда, как ее все мы хорошо знаем из посвященной ей нарочитой беседы Спасителя (Мф.25:31–46). Менее подробное, чем та беседа, данное изображение Апокалипсиса приводит, однако, и дополняющие ее черты, причем, как и всюду, свое представление об этом суде дает он в наглядных образах. Правосудный Судия здесь, конечно, Христос, как не раз Сам Он указывал в Евангелии (см.: Мф.16, 25-я главы, ср.: 1Кор.2:16).

Престол, на котором сидит Он, называется и великим (впервые так, в знак особенного величия как Сидящего в царственной славе на нем, так и дела, которое совершается в это время). Еще и белым называется он – в обозначение чистоты и белизны нравственной всего того, что совершится с него. От лица Господа уже бежало небо и земля знак, что весь период земной нынешней истории закончился, а с ним отошел и самый этот физический мир, в условиях которого жило обложенное плотью и тем отгороженное, так сказать, и от Бога, и от всего духовного мира (см.: 2Кор.5:6–7) человечество. Для наступившего будущего, в новом, открывшемся со Страшным Судом, мире, для них уже не нашлось места.

Тайнозритель видит стоящими пред Судьей всех умерших, коих отдали для этого суда те сферы, в которых они были. И, во-первых, море. Под морем, говорят нам, нужно разуметь все воды морские, поглотившие миллионы людей за долгую человеческую историю (Орлов). Но, думается, лучше разуметь здесь под «мертвецами моря» погрязшее в грехах и нечестии человечество, сообразно сказанному в главе 17-й (см.: Откр.17:15). Тогда это будет обозначать, что мертвые взяты и из последнего поколения, т.е. из многих миллионов тех людей, которые, по ясному указанию ап. Павла (см.: 1Фес.4:171Кор.15:51), доживут до Второго пришествия Христова.

Но наряду с морем, отдали мертвецов своих и смерть, и ад. По объяснению прот. Орлова, под адом здесь подразумевается «не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира, – все погребенные, зарытые в землю». Но едва ли это верно. Единственное, благоприятствующее сему, сопоставление у прот. Орлова (отдача мертвых водами морскими) правильнее, как мы видели, понимать в указанном переносном смысле. А между тем ад, с которым поставил рядом Иоанн смерть, в том же сопоставлении упоминается и в следующем стихе, но там он, уже бесспорно, разумеется в точном, всегдашнем своем смысле и значении. А потому и здесь – ад и есть ад, и он после моря (см.: Откр.20:13) также выдаст те души, которые были в нем держимы (от телесной смерти и до Второго пришествия). Мертвецы эти определяются как великие и малые, т.е., по замечанию прот. Орлова, без всякого различия по их бывшему положению в земном обществе. Но св. Андрей Кесарийский великих и малых предлагает различать по возрасту или же по тому, что «наказаны будут не одинаково, но сообразно с большим или меньшим совершением ими мертвенных деяний». И это-то объяснение нам и кажется наиболее правильным.

Впрочем, дальше св. Андрей продолжает: «или великие суть праведники, а малые – грешники, поистине непотребные по скверности и малоценности души их ради грехов». Однако, с таким последним рогом этой логической трилеммы его нельзя согласиться, ибо праведники, по языку Апокалипсиса, суть не мертвые, а живые. Да и сам Андрей, вскользь упомянув здесь о праведниках, дальше все внимание свое фиксировал на грешниках, о праведниках же потом как бы вовсе забыл.

В самом деле, как нам понимать слово мертвые (по-славянски точнее – мертвецы), которое повторяется здесь четыре раза? Разумеются ли здесь все вообще умершие телесною смертью, или только мертвые духом, т.е. грешники, подлежащие осуждению, или, наконец, хоть и не все сплошь умершие, но с некоторыми исключениями?

Привычное наше понимание: все вообще умершие, без исключения. Оснований для этого принято указывать два.

Во-первых, в беседе о Страшном Суде ясно разделяются и поставляются в две противоположные группы праведники и грешники, с соответствующею двоякою же и противоположною участью тех и других. И во-вторых, соберутся на суд все люди, как это видно еще и из слов ап. Павла: Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже (что) с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10–11). Но что касается второго места, то ведь, кроме Страшного Суда, как мы знаем, есть еще предварительный, частный суд, о котором ясно говорит тот же ап. Павел в другом своем послании: Лежит (положено) человеком единою умрети, потом же суд (Евр.9:27), и этого посмертного суда не минуют и праведники, ибо там и будет, так сказать, по приговору Божия суда признана самая эта их праведность. Относительно же Страшного Суда, представляется прямо странным: как согласуется у людей при таком понимании ясно указанное представление о двух совершенно различных положениях у прославленных Богом праведников?! С одной стороны, они должны (по 25-й гл. Матфея) предстать на этот суд, как, можно сказать, подсудимые, наряду со всеми прочими; с другой – они же, начиная с апостолов, по столь же ясному обетованию Господа (и у того же Матфея – 19:28), не раз нами вспоминавшемуся, сами будут судить, да еще двенадцать колен Израилевых? Очевидно, как говорится, тут какая-то «невязка», совершенная несогласованность.

И вот разрешение этого недоумения, по нашему убеждению, и дает именно Апокалипсис в разбираемом нами месте. Пять групп разумных, духовно-нравственных существ будет, по нашему мнению, к тому моменту конца земного мира, о котором теперь у нас идет речь. Две – чистодуховные и безтелесные, по своему состоянию нравственному совершенно законченные, самоопределившиеся в противоположных направлениях: то – ангелы и демоны, духи светлые и темные. И те и другие не упоминаются в каком-либо положении судимых на Страшном Суде, ангелы же, наоборот, определенно сами будут участвовать в нем, ибо Господь, когда говорил, что исповедавших Его он Сам исповедает, а от отрекшихся от Него и Он отречется, то всюду добавлял – пред Ангелами Божиими (Лк.12:8–9). Противоположная группа – духи нечистые – определенно указывается здесь, как мы знаем, лишь в своей главе – диаволе, с двумя соратниками его во всем богопротивном и злом (антихристом и лжепророком). Но по всему нужно думать, что и бесы его разделят участь своего главы, ибо осуждаемым на мучения ада на Страшном Суде грешникам повелевается идти во огнь вечный, уготованный как диаволу, так и аггелом его (Мф.25:41). Впрочем, по отношению к моменту Страшного Суда Христова, при Втором пришествии Его, положение греховного трио, с одной стороны, и аггелов, миллионов, так сказать, рядовых духов нечистых, – с другой, может быть и различным. Сам сатана и антихрист с лжепророком его, несомненно, к тому времени будут уже подвергнуты заслуженному мучению – и осуждены. Бесы же могут и предстать на этот Суд Христов для людей (как могут быть судимы и особо от него). Но суд и для них будет нарочитый, вернее – после суда для людей, ибо мы знаем, что только избранные – «святые» из числа последних будут судить, по слову апостола, этих падших ангелов (см.: 1Кор.6:3).

Остаются три группы – уже людей, но совершенно различных, частью также до противоположности, по своему нравственному состоянию и типу. Такими противоположными по типу своему являются, с одной стороны, грешники, закоснелые и поддавшиеся духу противления, иными словами – совершенно уподобившие себя сатане, и с другой – «преподобные», т.е. уподобившие себя Богу праведники. Но есть и третья группа: это – грешники же, но далеко не в той мере, как те сыны противления... Это может быть – и вероятнее всего – подавляющее большинство в роде человеческом, много грешивших и – по немощи своей – может быть, и Христу изменявших, даже Христа хуливших, но по неведению; может быть, и Церковь Его отвергавших и даже против нее восстававших, но по наследственности, по воспитанию от дней отрочества своего или еще потому, что соблазнители в уродливом и искаженном виде представили им лик ее. А за ними – и необъятный мир исторического язычества, все эти духовные слепцы, или вовсе не слыхавшие о Христе Спасителе, умершие еще до Пришествия Его, или жившие и в христианские времена, да – вдали от христианского мира, в особенности от того «света добрых дел», который, по слову Господа, приводит других к «прославлению Отца Небесного», а значит – и вере в Него (см.: Мф.5:16).

Так вот мы и думаем, что этот-то необозримо многомиллионный мир грешного человечества и составит ту массу не определившихся в своей вечной участи «подсудимых», которые предстанут «пред великий и белый престол» Царя славы (Откр.20:11), вместе с теми сынами противления, во оный день на судилище. И так как различно будет их состояние, ибо о грехе одних из них изречено в Евангелии, что он не простится ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:32), а о грехе других, наоборот, Самим же Спасителем точно удостоверено: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили (Мк.3:28), то совершенно очевидно, что одни услышат от Правосудного, но и Милосердного Судии: приидите, благословеннии Отца Моего, а другие – идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф.25:34, 41). И таким образом, мы думаем, что недаром в разбираемом апокалиптическом месте, говорящем о том же Страшном Суде, все время говорится: мертвые будут отданы, мертвые стоят пред Престолом, мертвые (мертвецы) будут судимы. А между тем припомним, что в той же главе, в 4–6-м стихах, все умершие определенно и отчетливо распределены были по двум группам: мертвых оживших и умерших не оживших, доколе не окончится тысяча лет. И мы уже видели, что эти последние суть грешники, по состоянию своему недостойные и неспособные на то время, на ту тысячу лет, войти к Престолу Божию, иначе – воскреснуть первым воскресением, и находившиеся от него (Престола Божия) вдали; они-то теперь и судимы были, по написанному в книгах, сообразно с делами их. Напротив, ожившие, ставшие священниками Бога и Христа и царствовавшие с Ним тысячу лет, – это, несомненно, праведники, всю свою жизнь действительно желавшие со Христом быти (Флп.1:23) и достигшие желаемого и начавшие соцарствовать со Христом уже сразу же после телесной своей смерти. Это – святые прославленные, это те друзья Христовы (см.: Ин.15:14), за которыми, при всеобщем воскресении, пошлет (Он) Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф.24:31).

Ряд их начинается Первенцем из мертвых – Христом – Новым Адамом, по ясным словам ап. Павла (см.: 1Кор.15:20–22), как мы указывали раньше, а за Ним – двенадцатью сопрестольниками Его, апостолами, в своем совершенстве духовном удостоившимися того, что им уже при земной жизни было обещано, что они в Пришествие Его будут не судиться, а сами с Ним судить... Такова участь прославленных святых, о которых сказано и у апостола, что они будут судить не только, как приводили мы недавно, ангелов (см.: 1Кор.6:3), но и всех. Ибо он перед тем говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1Кор.6:2). Так и в погребальном нашем Евангелии мы постоянно слышим: Грядет час, воньже вси сущии во гробех, услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин.5:28–29).

Самый суд Апокалипсиса «изображается под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги» (как бы все множество книг) о предстоящих; и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, так что судимы будут все они по написанному в этих книгах, сообразно с делами своими: последнее повторяется здесь дважды. Многие думают, что понимать этот «символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на Суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности» (Орлов). Но ведь книги открыты будут не только для одних тех, кто писал в них жизнью своей, резцом практического поведения своего; они раскрыты будут пред всеми и для всех, что и явится источником стыда и осуждения всеобщего, а не только одной совести каждого про себя. И как бы особая запись ведется там в особую общую учетную книгу, знакомую уже нам книгу жизни. Можно думать, применительно к Евангелию о Страшном Суде, что там-то, в эту главную книгу, вписываем мы своими делами все то, что доброе совершили мы, чем послужили ближнему своему. И эта запись и явится решающей и всеопределяющей собою. Ибо один критерий суда указал Господь в той беседе Своей: послужили ли мы меньшему брату своему или не послужили, ибо поистине, кто добра не делает, тот не христианин. Потому-то и сказано в последнем, заключительном стихе этой главы Откровения: Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное, то самое, о котором пока было указано, что там – сатана с двумя остальными коренными прельстителями людей, антихристом и лжепророком. А что «ад и смерть ввержены в озеро огненное, – говорит далее св. Андрей, – сие означает или то же, что и написанное: последний же враг испразднится смерть (1Кор.15:26), или – что в огонь будут осуждены лукавые демоны, виновные в тяжкой и злой смерти грешников, имеющие ад своим убежищем и отсылающие туда для осуждения им покоряющихся. Ибо, как городом называются жители его, так смертью и адом – их виновники или их обитатели. Все бывшее от Бога – добро зело, а потому огонь сей будет пожирать и истреблять только то, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. 1:13). А что не будет больше смерти или тления, сие означает, что будут царствовать нетление и бессмертие». И эти-то последние слова, совершенно точно соответствующие приведенному и св. Андреем пророчеству ап. Павла – испразднится смерть как последний враг, мы и считаем наилучшим объяснением и разбираемых слов Апокалипсиса.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
 
  Разгнутые книги символически обозначают собою всеведение Божие, которому известны все дела людей. Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, говорит св. Андрей, означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть „книга жизни“, в которой написаны имена святых» (гл. 64).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible