Скрыть
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 9-10 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

А что книга говорит: и ниспал огонь с неба и пожрал их, то под этим нужно разуметь не ту последнюю казнь, которая наступит, когда будет сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ибо тогда они будут посланы в огонь, а не на них придет с неба огонь. Здесь же под огнем с неба уместно разуметь саму твердость святых, с которою они не поддадутся производящим жестокости, не станут поступать по их воле. Ибо твердь есть небо, твердость которого заставит их терзаться жесточайшей ревностью, так как они окажутся не в состоянии привлечь на сторону антихриста святых Христа. И ревность эта будет тем огнем, который пожрет их, и это будет от Бога. Это дар Божий, что святые остаются непобедимыми, заставляя этим терзаться врагов.

После этого рассказа о последнем гонении в кратких словах излагается то, чему подвергнется дьявол уже на окончательном суде, а вместе с князем своим - и вражеский град. <…> Прежде всего, надо решить, почему Церковь отвергла разглагольствования людей, обещающих очищение или помилование дьяволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и сведущие в Ветхом и Новом Заветах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блаженство в Небесном Царстве! Но они видели, что не может быть пустым и бессильным Божественный приговор, который Господь, как Сам Он предсказал, произнесет на суде: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41), - приговор, показывающий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели они также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Там сказано - вечный, здесь - веки веков; выражения эти на языке Священного Писания означают обыкновенно только время, не имеющее конца.

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 8-10 И вышли на широту земли, и окружили стан Святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

Как дикие звери из ущелий, так, говорит, и предводительствуемые дiаволом и его бесами разойдутся из своих мест по всей земле, чтобы пленить и разрушить стан Святых, т. е. Христову Церковь, - водруженную на четырех концах вселенной, не понимая того, что не только один Ангел, но, по слову Псаломскому, многие ополчатся окрест боящихся Бога (Пс. 33, 8). При этом захотят покорить и овладеть новым Иерусалимом, городом возлюбленным, из которого чрез Апостолов Божественный закон распространился по всей земле (Лук. 24, 47). Здесь, сказано, антихрист сядет во храме Божiем или Иудейском, прежде Божественном, но потом за дерзновение против Христа разрушенном и, как ожидают богоборные Иудеи, имеющем быть восстановленным антихристом, или присвояя себе чуждое и, как сказал Апостол, показующи себе, яко Бог есть (2Сол. 2, 4), на самом деле сядет в Божественном храме - Церкви Вселенской. Но, прибавляет, не надолго! Ибо пожрет их и указанные народы огнь, сошедший с неба, будет ли то видимый, как при Илiи, двух пятидесятников (4Цар. 1, 10), или славное пришествие Христово поразит их духом уст Его, и вождя их дiавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное, где они мучимы будут во веки веков. - Мы же, научившись от Христа Спасителя молиться о том, чтобы не подвергаться искушению (Матф. 6, 13), будем, познавши немощь свою, непрестанно и усердно просить Его, чтобы нам избавиться от предсказанного испытания, не видеть ни пришествия антихриста, ни движения предглаголанных народов и ни смертоносной беды, понуждающей к отступлению от спасительной веры. Но сохраняя, по возможности, неповрежденным и неуязвимым свидетельство совести и добрыми делами показуя пламень любви к искупившему нас своею честною кровью Христу, утверждаемые богатыми щедротами Божиими, будем ожидать получения и наслаждения вечными благами, которые да получим в Самом Спасителе и Искупителе нашем Христе. С ним Отцу со Святым и Животворящим Духом, слава, держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Экумений (†VIв.)

И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их

И окружили город возлюбленный, то есть Церковь. Однако огонь, ниспадающий с неба, погубит всех, а когда, наконец, наступит расплата, виновник зла, сатана, вместе с дьяволом и антихристом будет брошен в огненное озеро, то есть геенну. Пусть знает читатель, что данная книга Откровения выше представила нам троих: одного - дракона, виновника зла, являющегося в небе, второго - выходящего из моря зверя, который, как мы полагаем, второй после сатаны, но превосходит остальных демонов, и третьего - антихриста, который также назван лжепророком. Но о втором, дьяволе, и об антихристе чуть ранее говорилось, что оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр 19:20).

Однако здесь речь идет о сатане, то есть дьяволе, которого прежде именовали драконом. Сказано: и будут мучиться день и ночь во веки веков. Итак, знай, читающий этот труд, что мы поняли тысячу лет, во время которых дьявол, будучи в оковах, будет брошен в бездну, а затем вновь освобожден, как весьма точное указание на вочеловечение Господа и пребывание Его на земле, при каковом ненадолго было попущено ему действовать. Вот и теперь показано, что наказание его и тех, кто был им обольщен, - не на тысячу лет с последующим освобождением для злодейства, но во веки веков.

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7-10: Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Изложенное в приведенных четырех стихах представляет собой уже не картину видения, а речь повествовательную, видимо собственную пророческую речь тайнозрителя. Можно думать, что уже в этом дается указание того, что содержащееся в приведенной речи – не новое откровение в смысле событий и апокалиптических образов, но лишь выявление иной, не упомянутой там, в соответствующем месте, составной стороны в них. И действительно, передаваемое здесь есть опять-таки восполнение и как бы углубление всего того, что говорилось в предшествующих главах о последней брани богопротивников против Христа и Церкви Его, и в частности, особенно с появления трех бесовских пропагаторов этого похода, нечистых жаб, о которых и сказано там было, что в первую очередь вышли они из уст именно дракона-диавола. Так что и эти (7–9-й) стихи, не меньше, чем 19-й стих 19-й главы, о брани антихриста, и можно, и предпочтительно должно считать непосредственным продолжением и завершением того, что там говорилось, и как мы раньше уже оттеняли – говорилось тогда лишь подготовительно о всей этой брани. Освобождение и выявление наивысшей активности сатаны, и именно в смысле его собственно сатанинской деятельности (почему, нужно думать, и назван он здесь этим точным именем – сатана), несомненно, вызвано будет тогдашним состоянием самого человечества. В своем страшном, именно – Вавилонском, развращении и похотливости, в общей своей испорченности и атрофировании в них всего истинно живого и доброго и в то же время – в своем неверии и бунтарски вызывающем настроении в отношении ко всему Божественному и небесному эта извратившая в себе до корня образ и подобие Божие масса людская самых последних дней, как созревший виноград (см.: 14-я гл.) всякой мерзости и скверны, окажется такою, до конца благоприятною, средой, в которую и повлечет, именно потянет, первовиновника всего этого греха – диавола, как тянет воздушную струю в разбушевавшееся море пламени. Любовь истины для своего спасения все эти сыны беззакония, по свидетельству ап. Павла, отвергнут, – и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фес.2:10–12). И вот тогда-то и разрешен будет к ним и доступ, и всякое свободное активное действие и для самого отца лжи, убийств и богоненавистничества, и вот змий древний, начавший при Адаме греховный процесс в человеческом роде, – он же и закончит его девятым валом миражных успехов своих, а затем Армагеддоном, полным поражением и истреблением и его самого, и всех насеянных им плевел.

Гог и Магог. К нашему времени как будто совершенно отпали все попытки решения вопроса об этих загадочных именах по старым приемам, когда отыскивали народы эти среди своих современных государств и наций, и главным образом по сомнительному созвучью их наименований. Нам только должно быть странным, как это хотели тогда вставлять под эти загадочные, в номенклатуре человеческой не существующие, наименования каких-нибудь жителей Кавказа, скифов, гуннов, монголов и т.д. Видеть в них подобные национальные, обособленные государства или народы уже потому было неправильно и безосновательно, что сказано в тексте: народы, находящиеся на четырех углах земли, т.е., как всего естественнее понимать, всех четырех стран горизонта – севера и юга, востока и запада. Отсюда сразу же более естественным представляется видеть здесь не отдельное конкретное какое-нибудь племя, а опять-таки какой-нибудь соответствующий тип. А какой именно тип, ответ на это нам даст то место, откуда взят весь этот образ, а именно: пророчество Иезекииля, главы 38–39-я, в которых соответствующее пророчество на Гога и Магога действительно и содержится. Но должно заметить, что и у самого пророка имена эти тоже не конкретно-исторические, а символические и типические. С еврейского языка, по св. Андрею, Гог обозначает «собирающего или собрание», а Магог – «возвышенного или возвышение». Во втором имени можно усматривать, таким образом, довольно ясный намек на антихриста со стороны его превозношения и гордыни, а в первом – на то собрание, которое они произведут, может быть – создавая какую-нибудь организацию вроде Лиги наций, но уже не для мира, а для своей христоборной брани.

Пророчество на Гога является у Иезекииля последним из ряда пророчеств против народов языческих, соприкасавшихся с Израилем и причинявших ему зло. Относится оно и у Иезекииля к последним временам. После многих дней ты понадобишься, – говорится в 38-й главе в обращении к Гогу, – в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча... И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою... Ты задумаешь злое предприятие, и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных... чтобы произвести грабеж и набрать добычи... взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу...» Это будет в последние дни... И в ревности Моей, в огне негодования Моего... произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю... И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою... (Иез.38:8–13, 16,19–20, 22–23).

39-я глава Иезекииля в не менее ярких образах рисует опять-таки гибель Гога, князя Роша, Мешеха и Фувала. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым (Иез.39:4). И дальше пророк описывает, оттеняя многолюдность пораженных в сей брани, как семь лет будут только сжигать вооружение убитых и семь месяцев погребать их.

В чертах этого неведомого истории царя Гога в земле Магог, по нашему убеждению, явственно проступают контуры все того же беззаконника и зверя, приведенные в Апокалипсисе, начиная с 13-й главы, и похода его на ту же Армагеддонскую брань, а равно и поражения его, как изображено оно в 19-й и 20-й главах Апокалипсиса. И таким образом, и по пророчеству, и по тексту Апокалипсиса не видно того, будто бы в 20-й главе воюющим изображается только диавол, а антихриста уже нет: напротив, во главе народов Гога и Магога и здесь идет все он же, антихрист, как идет и действует, с ним и чрез него, и сам сатана.
Но возвращаемся к самому тексту 20-й главы. «Стан святых, по объяснению прот. Орлова, – это Церковь Христова (Августин, Андрей Кесарийский, Генгстенберг), общество истинно верующих христиан последнего времени, в их противоположности последователям антихриста». Город возлюбленный – это, конечно, что-то особенно священное и ценное в Церкви, может быть – и восстановленный Иерусалим, как уже снова святой град, а может быть – вообще какой-то центр церковного строя, дающий тон и направление христианской жизни всех тогдашних членов ее. Огонь с неба, как точно указано в тексте от Бога, конечно, ниспал тогда и так, как всегда проявляется Божественная помощь Церкви, – в пору нарочитой нужды ее, т.е. когда натиск и злоба врагов, проявление внешних сил и угрожающих средств борьбы у них были особенно велики, опасность от них представлялась особенно грозною, ибо свое «умолкни, перестань» Господь говорит тогда, когда волны корабль уже заливают. Можно согласиться с прот. Орловым, который в данном моменте, когда пожрал этих нечестивцев огонь, видит тот самый огонь, который преобразует в тела осуждения (ср.: Ин. 5:29) наличные их, теперешние земные, тела, т.е. тот, о котором говорил, как мы видели, ап. Петр, что ему, этому огню, блюдутся нынешние небеса и земля – на день суда и погибели нечестивых человек (2Петр.3:7). Стих 10-й выделяет из числа погибших от огня самого диавола, как в 19-й главе, в параллельном месте, выделены были антихрист и его лжепророк, ибо сказано, что прельщавший их диавол ввержен в озеро огненное и серное, и в соответствие тому месту добавлено: где зверь и лжепророк. В один ли момент схвачены будут и повержены на свои вечные мучения и те первые двое, и третий – сатана, конечно, точно сказать нельзя. Несомненно, речь тут самая сжатая и типично пророческая, и то, что по ней представляется происходящим как бы в один момент или хотя бы в один день, конечно, может продолжаться и месяцы, и годы: ибо для Бога, как уже знаем мы, не только тысяча лет, как день един, но и обратно: день един, как тысяча лет.

И будут мучиться день и ночь во веки веков. Вот еще не отмеченная нами особенность адских мучений: их непрерывностъ, та непрерывность, о которой и пророк Исаия, и Спаситель в Евангелии говорили: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Ис.66:24; особенно Мк.9:42–48). Нам приходилось спать в очень сухой светелке, под крышей, где в досках слышна была работа точивших их червячков;: лежишь, бывало, днем или ранним утром, проснешься ли ночью, а червячки эти все не спят, все сверлят и сверлят, не прекращая и не прерывая своей работы. Тут и вспомнились нам тогда слова Господа, и так ясен и жуток стал этот евангельский образ. Так иногда «гложет» человека лютая тоска. И эта-то участь и постигает, столь заслуженно, прежде всего виновников мирового зла, это богоненавистническое трио, в отчаянии своем и озлоблении неспособных ни раскаяться, ни вообще перемениться. И уже точно сказано: во веки веков длиться будут мучения их.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
 

  Такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки.

За этой окончательной победой над диаволом последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible