Скрыть
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-6 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Все знают, что багряный дьявол и все его ангелы-отступники брошены в тартар геенны до пришествия Господа и что после тысячи лет они будут освобождены ради народов, служивших антихристу, чтобы только они погибли, ибо так заслужили. Наконец свершится вселенское правосудие! Потому Иоанн утверждает: и ожили, говорит, умершие, записанные в книге жизни (Ср. Откр. 21:27), и царствовали со Христом тысячу лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти. Об этом воскресении он говорит: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14:1), - то есть стоящих со Христом, а именно тех из иудеев, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком (Откр. 14:4-5). Поэтому выше он упоминал, что двадцать четыре старца сказали: благодарим Тебя, Господи Боже, Который воцарился. И рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

При первом воскресении этим Писанием изображен и будущий красивый город (Ср. Откр. 20:8, 21:2). О первом воскресении Павел в [Послании] к македонским церквям так сказал: ибо сие говорим вам, - обращается Павел, - словом Божиим, потому что Сам Господь, намеревающийся поднять мертвых, по трубе Божией сойдет с неба. И мертвые во Христе восстанут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес. 4:15-17). Мы слышали, что он сказал: труба. Это надо рассмотреть: ведь в другом месте апостол ведет речь о другой трубе. Ибо он говорит в [Послании] к коринфянам: при последней трубе мертвые воскреснут - станут бессмертными, - а мы изменимся (1Кор. 15:52). Он сказал, что мертвые - это бессмертные, собирающиеся воскреснуть для несения наказания, но очевидно, что мы изменимся и покроемся славой.

Следовательно, когда мы услышали, что есть последняя труба, то мы должны понимать, что есть и первая. Это суть два воскресения. Следовательно, сколько бы они ни собирались воскреснуть при первом воскресении и царствовать со Христом над миром - над всеми народами, - они воскреснут при последней трубе через тысячу лет, то есть во время последнего воскресения, среди нечестивых и грешников, и виновников разных родов. И правильно добавляет, говоря: блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Вторая же смерть - это наказание в аду.

Толкование на Апокалипсис

Августин Аврелий, блж. (†430)

Прочие же из умерших не ожили доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Влажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти

Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5:25), прочие же из них не оживают. А добавление: доколе не окончится тысяча лет, должно быть понимаемо в том смысле, что они не ожили в то время, когда должны были ожить, [уверовав и] перейдя от смерти к жизни. И потому, когда наступит день, в который совершится воскресение тел, они выйдут из гробов не для жизни, но для суда, то есть для осуждения, которое называется второй смертью. Ибо кто не ожил, пока окончится тысяча лет, то есть кто во весь тот период времени, в который совершается первое воскресение, не услышал гласа Сына Божия и не перешел от смерти к жизни, тот во второе воскресение, которое будет воскресением плоти, окончательно вместе с этой плотью перейдет в смерть вторую.

Участник первого воскресения тот, кто не только возвратился к жизни от смерти, состоящей в грехах, но и остался твердым в той жизни, к которой возвратился. Над ним, - говорит Иоанн, - смерть вторая не имеет власти. Имеет, следовательно, эту власть над теми прочими, о которых выше говорит: Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет, потому что, сколько бы каждый из них не жил в теле во весь тот промежуток времени, который называется тысячью лет, никто из них не возвратился к жизни от той смерти, в которой держало его нечестие, чтобы, оживши так, сделаться участником первого воскресения и чтобы над ним смерть вторая власти не имела.

но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Это, во всяком случае, сказано не об одних епископах и пресвитерах, которые в настоящее время исключительно называются в Церкви священниками. Как всех мы называем христианами по причине таинственного помазания, так называем всех и священниками, потому что они члены одного Священника. О них говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство (1Пет 2:9). Метко, хотя коротко и мимоходом вставлена мысль, что Христос есть Бог, выражением священниками Богу и Христу, то есть Отцу и Сыну, хотя Христос сделался Сыном человеческим, будучи в рабском виде, а также был поставлен священником вовеки по чину Мельхиседека.

О граде Божьем

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Дух повторил, поскольку писал это, что Церковь будет царствовать тысячу лет в этом веке до конца мира. Очевидно, что не нужно сомневаться в вечном царстве, ибо в настоящее время святые также царствуют. Говорят ведь, что царствуют хорошо те, кто с Божьей помощью среди самих тягот мира хорошо управляют и собой, и другими.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 5-6 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет

Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, т. е. смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей, - обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, т. е. геенна огненная. Имеем также различие и между мертвыми: одних, о которых сказал Исаiя, что они живота не имут (Ис. 26, 14) и которые своими делами привносят зловоние и умерщвление, нужно избегать; других же, умерщвляющих во Христе помышления плоти, сраспинающихся Христу и мертвых для мiра, должно восхвалять. Явные и достойные сожаления суть мертвецы те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в греховной мертвенности. Они не оживут с Ним, пока не пройдет тысяча лет, т. е. совершенное число лет, продолжающееся, как выше упомянуто, с первого Его пришествия до славного явлениiя второго, но, как родившиеся от земли, а не от Духа, в землю и возвратятся, ибо их смерть - начало их будущих мучений. А принимавшие участие в первом воскресении, т. е. в восстании от умерщвляющих помышлений и мертвых деяний, суть блаженны, ибо они не испытают второй смерти или безконечных мучений, но, как видим мы, в продолжении понимаемой нами тысячи лет, даже до разрешения сатаны и обольщения им всех народов, будут священствовать и царствовать со Христом не как лишаемые тогда царства, но как, по истечении временного и наступления вечного, получившие его несомненно и твердо. - Не значительно время, которое пройдет по разрешении дiавола до его осуждения и наказания в геенне. А посему слова: «будут иереи Богу и Христу» следует разуметь как повторение прежнего, ибо видимые ныне на опыте и в течении вещей чудеса Святых были только еще будущими, когда было явлено сие Евангелисту. - Итак, есть две смерти, столько же следует принимать и воскресений. Первая есть смерть телесная, посланная в наказание за человеческое преслушание, вторая мука вечная. Первое воскресение есть возрождение от мертвых дел, а второе - переход тела из тления в нетление.

Толкование на Апокалипсис 555

Апрингий (†VIв.)

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение

Доколе не окончится тысяча лет, то есть доколе не совершится в них таинство веры и тайна креста и доколе они, ныне возрастающие, не явятся в вечном блаженстве. Прочие же из умерших не ожили. Он не сказал: они не воскресли, но - они не ожили, поскольку вне радости и счастья, и вне вечной награды в своих мучениях они будут словно мертвые. Это - первое воскресение, радость святых и награда святых. Ибо оно названо первым из-за его славы и превосходства.

Иоанн показывает, что те не ожили, над которыми смерть вторая имеет власть; они, однако, воскресли для второй смерти, то есть они были осуждены на озеро огненное, как говорится в псалме: словно живых, словно во гневе пожрет вас (Пс 57:10). О тех, конечно, говорится, над которыми смерть вторая не имеет власти, что они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Все те, которые будут в собрании святых, будут называться святыми и будут священниками Христа Бога, и с Ним будут править крепостью креста и под началом силы Его.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Сказано: Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Умершими же Иоанн называет тех, кто держался неверия, о каковых и Господь сказал: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22). Потому-то мертвые и не оживают духовной жизнью, пока не закончится период вочеловечения, который длится тысячу лет; после него они оживут. Каким образом? Сошествием и присутствием Святого Духа. Ведь тогда большинство иудеев уверуют во Христа - столько, сколько не уверовало в Него, когда Он был среди них в телесном облике. Ибо и обустроено это было наиболее подобающим Божеству способом, как не мог и надеяться человеческий ум; ведь после того как в Ветхом Завете провозвестили и узнали Отца, [в новозаветное время узнали] Сына по вочеловечению и тысячам чудес и знамений; Дух же Святой еще не был ясно открыт человечеству. Лишь только слово о Нем, (как и о Сыне), было в Ветхом Завете, но не было очевидных и наглядных для восприятия дел, которые по преимуществу приводят людей к вере - при том, что познавали Его те, кто достиг глубин созерцания.

Разумеется, все, что произведено и сотворено, совершается Пресвятой Троицей, и это четко установил Господь, в одном месте говоря, что Отец дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин 12:49), а также: Я ничего не могу творить Сам от Себя (Ин 5:30); и опять же, в Евангелии от Иоанна: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин 5:19); в другом месте утверждая: Если же Я Духом Божиим изгоняю демонов (Мф 12:28).

И все же, поскольку, как было сказано, Дух Святой наглядно для человека Себя не проявлял в действии, то было устроено так, что почти все люди приняли Христову веру присутствием и силой Утешителя и Бога Отца, чтобы всем стало очевидно именно то, что Он единосущен и равносилен Отцу и Сыну. Безусловно, во время вочеловечения не засвидетельствовано больше чем сто двадцать уверовавших - стольких книга Деяний исчисляет как собравшихся в горнице. И если сила учения Христа дошла до многих, то вера сохранилась благодаря самому сошествию Духа. Поэтому кто-то может обнаружить, что как в случае брошенного семени, которое, целиком лежащее в земле, тогда всходит видимым образом, когда приходит дождь и солнце освещает все семена, до тех пор скрытые и утаенные в земле, - так происходит и при сошествии Духа Святого. Все, на кого распространилось учение Господа, дали всходы в вере. Поэтому еще точнее сказано в книге Откровения, что прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.

Сказано: это - первое воскресение, имеется в виду воскресение верных; ибо второе воскресение будет всеобщим воскресением в теле. Стало быть, блажен и свят имеющий участие в воскресении первом, ведь во втором воскресении мы все примем участие, даже те, кто не желает. Естественно, над теми, кто будет участвовать в первом воскресении, то есть верными, смерть вторая не имеет власти. Что за смерть? Конечно же, смерть от греха и последующего наказания; ибо как он говорит о первом и втором воскресении, так и о первой, и второй смерти. И первая смерть - естественная, разлучение души и тела, а вторая - духовная смерть от греха, о каковой и Господь говорил: не бойтесь убивающих тело; бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28).

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 4-6: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было cудить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Эти-то стихи Апокалипсиса и служат для новейших хилиастов (из экзегетов прот. Орлов относит к ним Клифота, Эбрарда, Лютарда, Шуллера) основанием для их, осужденной Церковию на Втором Вселенском соборе, теории. Хилиазм (от греч. слова χιλιάς – тысяча) характеризуется признанием того, что пред Вторым пришествием Спасителя будет здесь на земле особое его тысячелетнее царствие, и именно у нас. Древние хилиасты, например наиболее известный из них еретик Керинф, учили, что царствие это будет чистоземным и чувственным, с земными же наслаждениями, с плотскою брачною жизнью, с восстановлением во всей красе иудейского Иерусалима (этот-то грубый хилиазм, связываемый со ссылками на Апокалипсис, хотя для него больше брали обоснования у пророков, и послужил, как увидим, причиной недоверчивого отношения и к самой книге Апокалипсис, и, как теперь уже ясно, совершенно несправедливо). В другом духе, но все же как земное царство Христа со святыми на тысячу лет принимали его как частное мнение и некоторые из святых отцов и учителей Церкви, например Папий Иерапольский, Иустин Философ, Ириней Лионский, а позже полуарианин еретик Аполлинарий, учение которого и было осуждено на Втором Вселенском соборе.

В настоящее время особенно горячими приверженцами хилиазма являются сектанты – адвентисты, склонные тоже понимать тысячелетнее царство чувственно, вплоть до ссылок на современные достижения техники и до восстановления кровавых жертв Моисеева закона. Первым отличием хилиазма в понимании приведенных трех стихов (см.: Откр.20:4–6), является учение их о двойном воскресении умерших: одном – том, которое признается и нами и о котором читаем мы в 11-м члене Символа веры, т.е. при Втором пришествии Христовом на Страшный Суд; другом – раньше него, и именно том, о котором будто бы сказано-де здесь в 5-м стихе: воскресение первое. В нем, учат хилиасты, воскреснут тоже телом, но лишь праведники; а грешники воскрешены будут для суда пред Вторым пришествием Христовым и кончиной мира, и таким образом, при двух телесных воскресениях, у них получается три Христовых Пришествия, и теперь они ожидают промежуточного второго, и притом очень скорого.

Учение хилиастов, и древних, и новых, нельзя не признать прямо фантастичным, особенно в таком важном, догматического характера, пункте, как это их отличительное учение о таком вставочном третьем (по их счету втором) Пришествии Господа. Но мы уже указывали вслед за св. Андреем, что естественнее и лучше понимать под тысячелетием, на которое связан сатана, самый период новозаветный, от боговоплощения и до царства антихриста – время и состояние, данное для спасения грешного человечества в царстве благодати. Совершенно так же должна быть понята и другая тысяча лет, о которой говорится дважды в этих трех следующих (4–6-м) стихах и которая, несомненно, является в тексте Апокалипсиса параллельной для той первой. Опять-таки это тысячелетие – новозаветное, выражающееся в жизни Церкви, которая, как и призывают нас св. апостолы Петр и тот же Иоанн и как мы в начале уже отмечали, действительно соделывает нас царями и священниками пред Богом в духовном совершенствовании христианском (см.: Исх.19:6; Ис.61:61Петр.2:9 и др.). Ясно и отчетливо изображает это преосвященный Игнатий Брянчанинов в своем «Слове о смерти». По его разъяснению, воскресение первое «состоит в оживлении души из ее смерти верою в Господа Иисуса Христа, в омовении грехов святым крещением, в жизни по завещанию Христову и в очищении покаянием грехов, соделанных после крещения. Престолы святых – их господство над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, обилие их духовных дарований. Им дан суд, т.е. рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был прикрыт благовидностью, и отвергают его, им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид ангелов, и не дозволяют им обольщать себя. Они не поклонились ни зверю, ни иконе его; ни антихристу, ни предызображавшим его гонителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его всесвятых заповеданий. Они не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! Для них разлучение души с телом... не смерть, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению. Смерть вторая, т.е. окончательное осуждение на вечные адские мучения и предание им, не иматъ области над воскресшими первым воскресением, воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет...Егда скончается тысяща лет, исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения».

К раскрытому с такой ясностью и отчетливостью епископом Игнатием мы со своей стороны добавим: удивительно, как могут игнорировать все хилиасты поставленную здесь точную формулировку того, как и кем представлялись Иоанну святые, о коих здесь идет речь, т.е. царствующие со Христом тысячу лет?! Ведь совершенно ясно сказано, что тайнозритель видел на престолах не тела, а души их; спрашивается, откуда же, как и почему берут сюда они – хилиасты и адвентисты – воскресшие тела? Правда, дальше сказано (но не как новый, иной момент, а в дополнительное раскрытие сказанного о сидении на престолах): они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Но ведь ожить человек может и телом, и душой. И совершенно то же слово ожил читаем мы и в том месте, где речь идет о самом Иисусе Христе, – там, где говорится об Его сошествии во ад: Он, разъясняет нам ап. Петр, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал (1Петр.3:18–19). И мы так же, с тою же положительностью и точностью, знаем, и не только из этого выражения ожил духом, что Начальником и Первенцем этого первого воскресения – для души (в смысле перехода ее после телесной смерти в райское блаженство на небо) – явился опять-таки Сам же Господь наш Иисус Христос, ибо Он в самый день Своей смерти, т.е. до воскресения пречистой плоти Его, уже вошел в рай, как и благоволил сказать с креста Своего разбойнику в ответ на мольбу его: Аминь глаголю тебе, днесь (ныне же) со Мною будеши в рай (Лк.23:43).

И поистине, какое сильное, прямо исключительное по своему значению, доказательство имеем мы в таком понимании этого места, столь ясном и удобоприемлемом в своей простоте для нашего православного учения о почитании святых, для верования нашего в небесное предстательство их за нас, грешных. Да, то, что предуказано было о себе ап. Павлом, когда он о смерти своей филиппийцам писал: Желание имый разрешитися (от уз тела) и со Христом быти (Флп.1:23); что выявлялось в многовековой истории Церкви, в длинном ряде видений о смерти праведников, как молния, по выражению преп. Серафима, пролетавших, минуя мытарства, к небесной своей славе и царственно восходивших туда (как припоминается нам о преп. Антонии, Павле Фивейском, Симеоне юродивом и самом Серафиме), – все это закрепляется здесь прямым и точным обозначением евангелиста Иоанна, уже созерцавшего в Откровении эту славу их в этом соцарствии их со Христом и сосидении с Ним на престолах. И это – когда только еще начиналась сия многотысячная вереница «друзей Божиих», из коих несомненно первыми, воссевшими с Господом на престолах, были в том дивном видении 20-й главы апостолы.

Итак, первое воскресение есть, по выражению прот. Орлова, «переход (восстание) благочестивых от земной жизни к жизни на небе, от унижения и страданий к славе пред Престолом Божиим». И эта участь, таким образом, принадлежит только святым и совершенным, «прочие же из умерших – как христиане же (но не святые), так и еще больше нехристиане – не удостоятся прославления после своей земной жизни и, разлучившись с телом, будут пребывать вдали от Божиего Престола своею душою. Поэтому-то Иоанн и не видит их живыми (ожившими) пред Божественным Престолом и вблизи сидящих на престолах». Но не получив первого воскресения, так как не заслужили его, и эти многие умерли пока лишь первою смертью, смертью тела, ибо определение для них участи – жизни на небе или второй смерти, вечного осуждения на муки геенны, – постигнет окончательно всех подобных грешников только уже после Страшного Суда Христова.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
 

  Вот как объясняет это св. Андрей Кесарийский: «Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь - за преступление заповедей временная и плотская, вторая же - по соблюдении Божественных заповедей, обещанная святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая – посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная» (гл. 62). Следовательно, смысл этих слов таков: нечего бояться второй смерти, то есть геенны огненной, тому, кто еще здесь на земле жил о Христе Иисусе и облагодатствованный Им и с горячей верой в Него предстал перед Ним после первой, то есть телесной смерти.

  Эти первые шесть стихов двадцатой главы Апокалипсиса послужили поводом к возникновению ложного учения о «тысячелетнем Царстве Христовом на земле», получившем наименование «хилиазма». Сущность этого учения такова: незадолго до кончины мира Христос Спаситель опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников и устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние. Это учение известно было в двух видах. Одни говорили, что Христос восстановит Иерусалим во всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами, и что блаженство праведников будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так учил в первом веке еретик Керинф и другие иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты, а в четвертом веке Аполлинарий. Другие, напротив, утверждали, что эго блаженство будет состоять в чисто духовных наслаждениях. В этом последнем виде мысли о хилиазме были высказаны впервые Папием Иерапольским; встречаются они затем у св. мученика Иустина, у Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция; в позднейшие времена оно возобновлено, с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга, мистиками-иллюминатами и адвентистами. Надо, однако, видеть, что ни в первом, ни во втором виде учение о хилиазме не может быть принято православным христианином, и вот почему:

 1) По учению хилиастов, воскресение мертвых будет двукратное: первое за тысячу лет до кончины мира, когда воскреснут одни праведники, второе - перед самою кончиною мира, когда воскреснут и грешники. Между тем Христос Спаситель ясно учил лишь об одном всеобщем воскресении мертвых, когда воскреснут и праведники, и грешники и все примут окончательное мздовоздаяние (Ин. 6:39-40; Мф. 13:37-43).

 2) Слово Божие говорит только о двух пришествиях Христовых в мир: первом, в уничижении, когда Он приходил искупить нас, и втором, во славе, когда Он явится судить живых и мертвых. Хилиазм вводит еще одно - третье пришествие Христово за тысячу лет до кончины мира, какового не знает Слово Божие.

 3) Слово Божие учит только о двух царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира (1Кор. 15:23-26), и Царстве славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца (Лк 1:332Петр. 1:11); хилиазм допускает еще какое-то среднее, третье Царство Христово, которое будет продолжаться только тысячу лет.

 4) Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию, согласно которому Царство Божие не есть «брашно и питие» (Рим.14:17), в воскресение мертвых не женятся и не посягают (Мф. 22:30); обрядовый закон Моисеев имел только прообразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом (Деян 15:23-30; Рим. 6:14; Гал. 5:6; Евр. 10:1).

 5) Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер Римский, св. Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Епифаний, блаж. Иероним, блаж. Августин. С тех же пор, как Церковь на Втором Вселенском Соборе в 381 году осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии Христовом и для того внесла в символ веры слова «Егоже Царствию не будет конца», держаться хилиазма, даже как частного мнения, стало уже непозволительно.

  Надо знать также, что Апокалипсис - книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible