Скрыть
и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-7 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь

Начало книги обещает блаженство читающему, слушающему и сохраняющему [написанное в ней], чтобы, упражняясь в чтении, научался из него и делам, и сохранял то, что заповедано. Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет. [Он говорит: «был»,] потому что Он все сотворил вместе с Отцом, и не от Девы получил начало [бытия]. Грядет, – [имеется в виду,] конечно, на суд. От семи духов, находящихся перед престолом Его. У Исаии читаем: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; дух страха Божия (Ис. 11, 2–3). Эти семь духов, конечно, есть дары Единого Духа Святаго. И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых. Он свидетельствовал в мире, восприняв человеческую [плоть], и, пострадав, разрешил нас от греха Своею кровию. Он, победив ад, первым воскрес из мертвых, и смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9), но, поскольку Он правит, царство мира [сего] уничтожено. И соделавшему нас царями и священниками. То есть всю Церковь верных, как говорит апостол Петр: народ святой, царственное священство (1Пет. 2, 9). Се, грядет с облаками, и узрят Его все народы. Тот, кто вначале пришел тайно, восприняв человеческую [плоть], Тот в величии и славе явно придет на суд.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

Ибо Он, свидетельствующий пред Понтийским Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13); как жизнь и воскресение, Он перворожден из мертвых (1Кор. 1,18; 1Кор. 15, 20); и над кем Он начальствует, те не увидят смерти подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих Господь (Пс. 2, 6; Кол. 2,10), равномощный Отцу и с Ним единосущный (Иоан. 10, 30; 14, 20). Или иначе: Он - Царь царей земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий Богослов выражение: Сый и иже бе, и грядый Вседержитель относит ко Христу, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и нижеприведенные, подобные сим, изречения. К сим словам и добавлено: Вседержитель и нет приведения или упоминания о другом лице. Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова: и от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге - Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было бы сейчас же дополнять словами: и от Иисуса Христа, чтобы отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий особенных, и личных и относящихся к воплощению Бога Слова. Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся мы в Евангелии относить к Сыну, в проповеди Павла, - к Отцу, к Коему привыкли мы обращать сию молитву, как говорится о сем у блаженного Епифания в слове о Святом Духе. Приводим же все это для доказательства того, что наше изъяснение не противоречит мнениям Отцов Церкви; теперь же, с Божьею помощью, перейдем к последующему.

Ст. 5-6 Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь

Подобает, говорит, слава Ему, по любви разрешившему нас от уз смертных, и излиянием своей Животворящей Крови и воды омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу жертву живую - словесное служение вместо жертв безсловесных.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь

Поскольку Царь царей и небесный Священник соединил нас с телом Своим, принеся Себя за нас, никто из святых не отлучен от духовного служения священства, потому что все являются членами [тела] вечного Священника.

Изложение Откровения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь

Смысл выражения 6-го ст. может быть выяснен по аналогии с выражением Ап. Петра: «народ избранный, царское священство» (1Пет II:5). Христиане начинают составлять Царство Христово, поскольку господствуют при помощи Божией благодати над своими человеческими страстями и вожделениями, поскольку следуют Иисусу Христу, отрекаясь от себя и неся свой крест. В соответственном сему смысле христиане могут быть названы и священниками. Они священники Богу и Отцу Его, т.е. они служат Ему, принося бескровную жертву, принося Ему свои молитвы и сердца, сокрушенные и смиренные. В этом жертвоприношении священнодействует и должен священнодействовать всякий христианин. За все Ему (Иисусу Христу) слава, т.е. прославление, хвала благодарности, и держава, т.е. подчинение Его могуществу.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 6. И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему. Ясно, что и то и другое нужно понимать здесь в возвышенном, духовном смысле, что речь здесь идет о том священном и царственном достоинстве нашем, которое дано нам во Христе и через Христа Спасителя, ибо Он разорвал смертью Своею завесу – средостение греха, отделявшего дотоле падшее человечество от Бога, и отмыл с нас эту греховную скверну. Мы знаем, что и вообще в слове Божием сравнивается это небесное звание наше прежде всего с достоинством царским – все верующие называются сынами и наследниками Царствия (см.: Мф.13:38; Иак.2:5); а в Апокалипсисе побеждающим обещается сидение на Престоле вместе с Иисусом Христом (см.: 3:21).

Так это и в настоящей жизни: добродетель христианская, а с ней и вся жизнь подлинно христианская – поистине высокая степень, величие действительно царственное. И эту царскую силу свою должна она являть видимо уже и теперь в каждом из нас. Возьмем в пример любовь христианскую: не напрасно ведь закон ее называют законом царским (см.: Иак.2:8). И в самом деле, «если бы, – говорит св. Златоуст, – любовь везде обреталась преизбыточно, какие бы проистекали от этого блага!.. Не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в наказаниях. Если бы все любили и были любимы, никто бы не обижал ничем никого, но и убийства, и брани, и междоусобия, и хищения, и лихоимства, и вся злая истребились бы». Таковы царские действия любви... Желаете знать, какую дает она силу тем, кого соединяет? «Где любовь, – продолжает св. Златоуст, – там един бывает множествен; если единодушны будут два или десять, уже един не един есть, но каждый из них бывает десятерократным, и обрящеши в десяти единого, и в едином десять... Что ж, если их тысящи? В каждом найдешь силу тысящей. И что еще? В каждом любящем найдешь и силу Божию всемогущую: ибо пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16), говорит в своем послании тот же писатель Апокалипсиса, апостол любви.

Если, таким образом, царственное достоинство христианина осуществляется по преимуществу в исполнении «царского закона», закона любви, то, соответственно этому, наше священство духовное преимущественно выражается другою главной добродетелью христианскою – смирением и самоотвержением, – добродетелью, которая творит из всего существа нашего жертву, благоугодную Богови, которая освящает и все прочие добродетели. И тот же Иоанн Златоуст, сопоставляя нашу христианскую жизнь с ветхозаветною, с ее кровавыми жертвами, говорит: «Имеем и мы в самих себе различные жертвы, не те, которые совершаются по закону, а те, которые приличны благодати евангельской». И перечисляет затем, помимо жертвы Евхаристии, таких жертв 10: жертва мученическая (см.: Рим.12:1), т. е. принесение тела, или жизни, в жертву Богу; жертва молитвы (см.: Пс.140:2); жертва воскликновения (см.: Пс.26:6), или славословия; жертва правды (см.: Пс.4:6); милостыни (см.: Иак.1:27); хвалы (см.: Пс.49:14); проповедания (см.: Рим.15:16), или благовествования Христова, и особенно – жертва сокрушения духа и смирения (см.: Пс.50:19). И, конечно, в таком именно смысле призывал христиан и ап. Петр к этому духовному священству, когда писал им: Вы, приступая к Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Петр.2:4-5). И само собой понятно, что такое священство духовное не только должно быть, так сказать, затаенным идеалом для каждого верующего христианина, но и живым и действенным стремлением его, коим должна определяться и к небу возвышаться вся его собственно христианская, внутренняя жизнь. В меру сил и усердия своего, каждый из нас, кто бы он ни был, священник ли или мирянин, в одинаковой степени должен в наследственном тлене и греховной природе своей вырабатывать этот камень живой и духовный, соделываться достойным членом святой и непорочной Невесты Христовой – возлюбленной Церкви Его.

А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор.4:1); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше (1Кор.3:9). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь, как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления (1Петр.2:9).

Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.

 Господь Иисус Христос называется здесь – «свидетель верный» в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и истину Своего учения Своею крестною смертью (по–гречески «марте»).

 «Как жизнь и воскресение, Он  – „первенец из мертвых“ (Кол. 1:181Кор. 15:20), и над кем Он начальствует, те не увидят смерти подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он  как  – „Царь царствующих и Господь господствующих“ (1Тим 6:15), равномощный Отцу и с Ним единосущный» (св. Андрей, гл.1).

  Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

  «Царями и священниками» – не в собственном смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу через пророков (Исход 19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим, святейшим народом, который для других народов – то же, что священник и царь по отношению к остальным людям.

 

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible