Скрыть
Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сил: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Путь тех, кто принадлежит к Церкви, пролегает по всему миру, потому что имеет твердое предание от апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера. Ибо все принимают одного и того же Бога Отца и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ, устройство Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т.е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в Ней указывается во всем мире один и тот же путь спасения. Ибо Ей вверен свет Божий, и потому премудрость Божия, через которую Она спасает всех людей, поется при выходе, открыто издает голос по улицам, проповедуется на высоких стенах и постоянно говорит во вратах города (Притч 1:20-21). Ибо Церковь проповедует истину повсюду, и она есть семисвечный светильник, носящий свет Христов.

Против ересей

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Далее в Своих словах Он поименно называет семь Церквей и посылает им послания, – не потому, что это единственные церкви или предстоятели, а так как Он говорит одной, говорит всем. Ибо нет никакой разницы, говорит ли кто знаменному отряду, – малому числу воинов, – а через него всему войску. И, наконец, Павел учил, что будь то в Азии или во всем мире, семь Церквей [являются образом] всех Церквей и называние семи указывает на единую Кафолическую церковь. Во первых, он сам, сохраняя это [понимание], не вышел за пределы семи, но писал к Римлянам, к Коринфянам, к Ефесянам, к Фессолоникийцам, к Галатам, к Филипийцам и к Колоссянам. Затем он писал отдельным лицам, чтобы не превзойти числа семи. И, подытоживая вкратце свою проповедь, он говорит Тимофею: чтобы знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго (1Тим. 3, 15). Мы читаем, что еще через Исаию это было предсказано Святым Духом в образе семи женщин, которые схватились за одного мужчину (Ис. 4, 1). Этот один мужчина – Христос, рожденный не от семени. А семь женщин – Церкви, едящие свой хлеб и носящие свою одежду, которые просят снять их позор, чтобы именоваться Его именем. Хлеб же – Святой Дух, который питает в жизнь вечную. Они называют его своим хлебом, потому что он обещан им через веру, а также они говорят: свою одежду (Ис. 4, 1), то есть обещанную им, которой они желают покрыться. О том же говорит Павел: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор. 15, 53). Сними наш позор (Ис. 4, 1): позор есть первородный грех, который снимается в крещении, и человек начинает называться христианином – это и есть назваться твоим именем (Ис. 4, 1). Итак, помышляй то, что говорится об этих семи Церквах – говорится об одной Церкви.

Ради чистоты их веры и избрания он написал тем, кто трудится в веке сем и живет от плодов своих трудов и терпелив, и, когда видит, каких-либо людей, которые губят и разрушают Церковь, терпит их, чтобы не было раскола. Таковых он увещевает о любви в тех [делах], в которых ослабела их вера, чтобы они покаялись. Или тем, кто обитает в ужасных местах, среди преследователей, но остается верным. Или тем, кто будучи научен смирению, непоколебимо держится веры. Или тем, кто под предлогом милосердия вводит в Церковь недозволенные грехи и других учит так поступать. Или тем, кто расслаблен в Церкви. Или тем, кто из-за своего небрежения является христианом только по имени. Или тем, кто обвиняет тех, кто упражняется в Писаниях и старается познать тайны проповеди, но не хочет творить дел Божиих, то есть милосердия и любви. Всем Он возвещает покаяние, всем предвозвещает суд.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 19-20 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Так как истинный свет есть Христос (Иоан., 1, 9), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни.- Собственно же светильниками называются церкви, как обладающие светилами, содержащими в себе, по Апостолу, слово животно (Фил. 2, 15. 16).- Светильники и свещники суть золотые по причине честности и непорочности их веры. У каждой из них, говорит Господь, предстоит Ангел Хранитель (Mф. 18 гл.). Григорiй Богослов, разумея настоящую главу, говорит, что церкви названы звездами образно - по их чистоте и светлости.

Толкование на Апокалипсис 555

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

В откровении Святого Иоанна видим седмь Ангелов седми Церквей. Можно подумать, что это небесные Ангелы, хранители Церквей.

Но когда слышим, что некоторых из них Дух Христов обличает и угрожает им, Ангелы же небесные не грешат и не подвергаются прещениям, то приходим к той мысли, что под именем Ангелов Церквей заключаются земные блюстители Церквей, то есть епископы.

Итак, епископ есть Ангел Церкви - как много в сей мысли поучительного для нас и даже страшного! Чтобы соответствовать наименованию Ангела, ум епископа должен быть светел, сердце чисто, мысли и желания духовны, жизнь удалена от нечистот плоти и мира. Как посылаемый в служение за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14), он паче других должен наблюдать за собою, чтобы не искать своих си, но яже Божия и яже ближняго.

Речь по рукоположении Преосвященного Филофея, епископа Дмитровского (1849 г.)

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Что ангелы семи церквей? Епископы, представители тех церквей. Это видно из того, какие речи обращает к ним св. Иоанн. - Светильники в сем видении означают церкви.

Письма

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Семь церквей названы вместо единой вселенской церкви, вместо всех христиан, ибо для всех их (I:1) назначено Божие откровение. Нечто большее, чем простые светильники, представляют собою епископы каждой церкви как ее представители и носители ее идеалов. Именно о них сказано, что звезды суть Ангелы церквей. Древние толкователи [Андрей Кесар., Арефа, Икумений.] под этими Ангелами разумеют бесплотных духов - Ангелов хранителей; новейшие хотят видеть символических Ангелов [Ebrard.]. Но лучше всего остановиться на том толковании, по которому здесь под Ангелами разумеются епископы как представители церквей [Иустин Философ, блаж. Августин, Hengstenberg, Luthardt, Kliefoth и др.]. Таким образом, по изображению Апокалипсиса христианские архипастыри всегда в руке Божией, и Бог для них постоянный покровитель, наставник и судия.

См. также Толкование на Откр. 1:17

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 17-20: И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников, есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

«И когда апостол пал как мертвый, к ногам Христа, Господь, укрепляя, сказал ему: не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти – т.е. смерти телесной и душевной».

Дважды вводимый здесь признак живый (ὁ ζῶν) уже в Ветхом Завете усвоялся Богу, входя в состав пророческой клятвенной формулы жив Господь (3Цар.22:144Цар.2:4), чем оттенялась противоположность Его бездушным и мертвым богам народов языческих. Как живый, Он непрестанно обнаруживает Свою Божественную деятельность в истории мира, бодрствует и промышляет о человеке, избавляет и спасает, умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, совершает чудеса и знамения на небе и на земле (Дан.6:271Цар.2:6-7; Втор.32:39). Так и в Евангелии Спаситель не раз указывал на Себя как на источник и принцип жизни (особенно в беседе с Марфою, передаваемой тем же Иоанном Богословом пред воскрешением Лазаря. – см.: Ин.11-я гл.). Понятие царственного величия и могущества в Иисусе Христе изображается, далее, в словах: И имам ключи ада и смерти. Обладание ключами (ср. Мф.16:19: ключи царствия; Лк.11:52: ключ разумения; Откр.9:1: ключ кладязя бездны и 20:1: ключ бездны) есть символ полной власти над известной областью, с правом открывать и закрывать доступ в нее. Ад в Священном Писании часто изображается в виде темницы или крепости с воротами и запорами (см.: Пс.9:14; Пс.106:18; ср.: 1Петр.3:19), а смерть телесная, когда отверзает душе человека, не омытого Кровью Христа, врата адовы (шеол; см.: Пс.88:48-49), и сама у прор. Исаии называется вратами ада, вратами преисподней (см.: Ис.38:10). Отсюда и данный образ – ключи смерти и ада.Таким образом, всю эту речь явившегося Господа можно передать такими словами: «Я – твой всемогущий и вечный Творец и премудрый Промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и над другою, ибо победил диавола».

А затем Господь повелевает Иоанну записать все виденное – записать 1) ту обстановку, среди которой он получил свой Апокалипсис (что видишь); 2) то, что он узнал о состоянии малоазийских церквей (что есть), и 3) то, что, по Божьему откровению. должно совершиться в будущем... Стих 20-й: Семь церквей (мы уже знаем, что в библейском словоупотреблении число семь обозначает законченность и полноту) «названы здесь вместо единой Вселенской Церкви, вместо всех христиан, ибо для всех их (Откр.1:1) назначено это откровение Божие». О символе семи светильников, под коим явлены были эти церкви Иоанну, св. Андрей в своем толковании Апокалипсиса пишет так: «Так как истинный Свет есть Христос (см.: Ин.1:9), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. – Собственно же светильниками называются церкви, как обладающие светилами, содержащими, по апостолу, слово животно (Флп.2:15-16). Светильники и свещники суть золотые, по причине честности и непорочности их веры».

Что касается семи звезд, кои, по указанию Самого Господа, Ангелы седми церквей суть, то у толкователей Апокалипсиса в понимании этих ангелов наблюдается ощутительное различие. Св. Андрей, объясняя это место, говорит: «У каждой из них (церквей) предстоит ангел хранитель (см.: Мф.18-я гл.)». Григорий Богослов категорически заявляет: «Верую, что особенный ангел покровительствует каждой церкви, ибо так научает меня Иоанн в Откровении». Почему, прощаясь с Константинопольской церковью, он взывает: «Простите, ангелы, надзиратели сей церкви и также моего здесь пребывания и отшествия отсюда». Так и Епифаний Кипрский, «основываясь на тех же словах Апокалипсиса, называет ангелов хранителями церквей и стражами алтарей», а св. Амвросий утверждает, что «для защищения всякой паствы Божией Господь поставляет не только епископов, но определяет и ангелов», а св. Василий Великий изгоняемых пресвитеров утешал тем, что с ними «пребывает ангел хранитель церкви». Проф. Жданов, приведя эти свидетельства св. отцов, ссылается затем и на ряд видений, где ангелы выступали в житиях святых как хранители храмов и алтарей (св. Архипа, преп. Аммония, Феодосия Печерского). Отсюда, говорит он, и входя в храм для молитвы, мы вступаем, так сказать, в земное небо – «приступаем ко граду Бога живого и тмам ангелов» (Евр.12:22), входим в молитвенное общение с блаженными духами, возносящими молитвы наши пред алтарь Вышнего (см.: Откр.8:3).

Однако из той же глубокой древности идет и другое понимание семи ангелов церквей – как предстоятелей их, епископов, которое мы находим у блаж. Августина (IV–V века) и Иустина Философа (II век) и которого по преимуществу держится наша Православная Церковь. Оно, бесспорно, подтверждается и самим текстом Апокалипсиса, ибо в следующих (2–3-й) главах Господь обращается к ангелам этих семи церквей поодиночке с такими словами и в таком тоне, что несомненно имел в виду земных предстоятелей и представителей их. Но принято Церковью и верование в ангелов хранителей алтарей и храмов, как это особенно ясно сказывается в чине церковного освящения их; так что для нас, православных, приемлемо и то и другое понимание.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

  В заключение Явившийся повелевает Иоанну написать то, что он увидит и чему подобает быть, объясняя, что семь звезд – это дягелы, или предстоятели семи церквей, а семь светильников обозначают самые эти церкви.

  «Так как   „Свет истинный“ есть Христос (Ин.1:9), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни» (св. Андрей, гл.2).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible