Скрыть
и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

Голос Его, как шум вод многих. Под многими водами понимаются народы, но также и дар крещения, который Он ниспослал по Своей заповеди, чтобы он распространился для спасения людей. Ноги Его подобны халколивану, как закаленные в печи. Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его (Пс 131:7), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. - Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) - Божеское, а совокупленные в одно слово - «халколиван» - благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан - обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.

Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей

Совершенно правильно говорит, что голос Его - как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. - Семь звезд далее называет Ангелами церквей. - Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. - Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

Ноги раскаленные следует отнести к Церкви последних времен, которая испытывается пламенем и скорбями. Ведь халколиван - это медь, которая приобрела золотой цвет под воздействием очень жаркого огня и красящих веществ. Из другого перевода, в котором говорится о расплавленной ливанской меди, мы можем понять, что в Иудее, где и находится гора Ливан, Церковь будет преследуема, особенно в последние времена. Ведь и храм часто именуется Ливаном: Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои (Зах 11:1).

Изложение Откровения.

Против ересей

Экумений (†VIв.)

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

По словам Иоанна: и голос Его, как шум вод многих. И по достоинству - ведь как достиг бы всей земли Его голос, а возвещение о Нем - пределов вселенной, если бы не были они доступны слуху? Не из-за чувственно воспринимаемой громогласное, но по силе возвещения.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Следующие 14-16 стихи сообщают другие особенности внешнего вида Христа. Он предстал как восседающий одесную Отца. Волосы на голове Его были как бела шерсть и бел снег. Белизна говорит о предвечном рождении Его как Сына Божия и о Его Божественном всеведении (Дан VII:9). Сообразно с этим Иоанн заметил и перемену во взоре Иисуса Христа. - Огненный блеск очей Спасителя есть указание на Его свойство как всемогущего, всеведущего и правосудного Судии. Ноги явившегося Господа показались тайнозрителю издающими такой блеск, какой происходит от расплавленного халколивана (ливанская медь). Таким видом и свойством ног Иисуса Христа пред Иоанном выяснялась благоуспешность евангельской проповеди через Христовых апостолов, для которой нужны ноги как бы из твердой меди, нужно рвение столь же горячее, как горяча расплавленная медь. Голос звучал особенною силою и имел целью силою своего звука придать более торжественности откровению и сообщить ему большую степень впечатления. - Что такое звезды в руках Господа, объясняет в 20 ст. Сам Иисус Христос; что же касается меча, выходящего из уст Его, то, очевидно, он есть то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос через св. Иоанна в Апокалипсисе. В видении лицо (вид) Иисуса Христа изображается подобным солнцу - указание на теплоту и свет Божия слова.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 14-16: Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его как солнце, сияющее в силе своей.

Внешний вид Иисуса Христа описывается Иоанном в чертах, символически указывающих на Его Богочеловеческое достоинство как Вечного и Могущественного Царя и Судьи мира. Так, белизна волос Его говорит о предвечном рождении Его как Сына Божия, как равно и об Его Божественном всеведении (см.: Дан.7:9), а с другой стороны, те же «седины – принадлежность маститой старости – служат символом властного авторитета в судебных делах, потому что старцы у евреев, как и вообще на Востоке, пользовались высоким уважением», почему им и поручался суд. В дальнейших главах Апокалипсиса мы действительно и видим Иисуса Христа с такими свойствами. Огненный блеск Его очей есть также указание на Его свойство как всемогущего, Всеведущего и Правосудного Судии; ими Он, по Андрею, «и просвещает святых, и опаляет нечестивых». «Ноги явившегося Господа показались тайнозрителю издающими такой блеск, какой происходит от расплавленного халколивана (ливанская медь)». По разъяснению св. Андрея, «таким видом и свойством ног Иисуса Христа пред Иоанном выяснялась благоуспешносгь евангельской проповеди чрез апостолов Христовых, для которой нужны ноги как бы из твердой меди, нужно рвение столь же горячее, как горяча расплавленная медь». Голос звучит особенною мощью, как всезаглушающий гул разбушевавшегося моря или многих водопадов, «и имел целью силою своего звука придать более торжественности Откровению и сообщить ему большую степень впечатления», а вместе с тем указывал, насколько слышна была эта проповедь апостолов в мире, ибо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Под символом семи звезд, по объяснению Самого Спасителя, разумелись ангелы церквей. Обоюдоострый меч, исходящий из уст Господа, несомненно, – и по соответствующему разъяснению ап. Павла – есть слово Божие и, конечно, ближайшим образом – «то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос чрез св. Иоанна в Апокалипсисе». И наконец, «лик, или вид, Христа, сияющий, как солнце, когда оно достигает полноты своего блеска, есть образ неизреченной славы Его как Сына Божия, Солнца Правды» (Жданов), а также можно в этом видеть «указание на теплоту и свет Божия слова».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи.

 «Халколиван» – это драгоценный металлический сплав с огненно–красным или с злотисто–желтым блеском (ср.: Дан.10:5-6). По некоторым толкованиям халк - это медь и знаменует человеческую природу в Иисусе Христе, а ливан, как благоуханный фимиам – природу Божественную.

 «Ноги суть и апостолы, как утверждение Церкви (…) Ноги Христовы суть апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений» (св. Андрей, гл.2).

 И голос Его, как шум вод многих.

 То есть голос Его подобен голосу грозного судии, поражающему трепетом смятенные души судимых человеков.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible