Скрыть
и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников

Древним пророкам подражают те, кто имеет обыкновение говорить: Так говорит Господь Бог (Ис. 49:22; Иер. 11:3), ибо Святой Дух, так же как Отец и Сын, является Господом и Богом и не может быть отделен от Тех, Чьим действием является одна природа и воля. Поэтому выше мы читаем: Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13:2), то есть на апостольство. И сам Павел пишет: Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. 1:1). Мы это сказали, чтобы кто-то случайно не поверил, следуя Македонию (Арианский епископ IV в., который отрицал божественность Христа), что Святой Дух является творением или имеет меньший авторитет, чем Отец или Сын.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-11 Пребывающым же нам тамо дни многи, сниде некто от Иудеи пророк именем Агав: И пришед к нам, и вземь пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече : тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме иудеи, и предадят в руце языков

Это - тот Агав, который раньше предсказал голод. Но горько то, что предадут в руки язычников. Заметь: как только услышал, что имеет перенести множество бедствий, начинает торопиться. Агав не сказал, что Павла свяжут, чтобы не подумали, что он говорит, условившись заранее, нет, он сказал: мужа, егоже есть пояс сей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав;
11. И вошедши к нам, взяв пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи, и предадут в руки язычников.
12. Когда же мы услышали сие; то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня.

 

 Пребывали многие дни: вероятно, праздник Пятидесятницы был еще не очень близко, так что Павел и в Кесарии, как и в Тире, мог пробыть довольно времени.
– Пришел из Иудеи (в тесном смысле слова, в отличие от Самарии и Галилеи; Кесария Стратонова была в Самарии), и даже можно полагать из Иерусалима (Деян.14:27), пророк, именем Агав: это тот самый пророк Агав, который будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Павла послано было антиохийской церковью пособие церквям в Иудее (Деян.11:28-30 и прим.). Совершенно в духе и по подобию некоторых из великих пророков Ветхого Завета, Агав пророчество свое сопровождает выразительным символическим действием (ср. Ис.20; Иер.13; Иез.4 и др.): он берет (вероятно, снимает) пояс, которым Павел опоясывал свою верхнюю одежду, по обыкновению широкую, – связывает им себе руки и ноги, и – как откровение ему Духа Святого – изрекает, что узы и предание язычникам ожидают в Иерусалиме того, кому принадлежит этот пояс.
– Свяжут Иудеи: заключил в узы апостола собственно римский тысяченачальник, а не иудеи (ст. 33), но побуждением к сему было возмущение против апостола иудеев (ст. 27 и д.), и, таким образом, они – главная причина уз Павловых.
 Предадут в руки язычников: выражение, напоминающее пророчество Господа Иисуса о своих страданиях и смерти (Мф.17:22; Мф.20:19).

 Просили и пр.: и здесь, как и у тирских братий (ст. 4 и прим.), просьба основывалась на любвеобильной заботливости об отвращении опасностей от Павла, а не на прямом откровении Духа, чтобы Павел не ходил в Иерусалим; это было личным желанием и советом братий, а не внушением или требованием Духа Святого. Павел ясно сознавал в себе другое внушение Духа Святого – идти непременно в Иерусалим; хотя бы и умереть привелось там. Вследствие сего, просьбы христиан, сопровождаемые слезами, лишь сокрушали любвеобильное сердце апостола, но не могли отклонить его от предпринятого намерения, что он трогательно и высказал просившим и плакавшим.
– Хочу, готов: неодолимое влечение Духа (Деян.20:22) вполне согласовалось с его собственным желанием и готовностью не только пострадать, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса, – там, где он с такой яростью прежде гнал исповедников этого имени, и где пострадал и умер сам Господь. «Никто не был любвеобильнее Павла: он огорчался, видя их плачущими, а о собственных страданиях не скорбел. Вы, говорит, обижаете меня, делая это; я разве скорблю? О вас, говорит, я плачу, а не о своих страданиях; а что касается до них, то я готов и умереть» (Злат.).
– Да будет воля Господня: Господа Иисуса, за имя коего готов умереть Павел; пусть Господь, призвавший гонителя Савла, творит святую волю свою в отношении к Его ревностнейшему проповеднику Павлу! – Эта преданность воле Божией успокоила взволнованные чувства спутников Павла и кесарийских братий, и они перестали сокрушать сердце его слезными просьбами не ходить в Иерусалим.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников

Совершенно в духе и по подобию древних пророков, Агав сопровождает свое пророчество выразительным действием (ср. Ис. 10 гл.; Иер. 13 гл.; Иез. 4 гл. и др).

Свяжут Иудеи. Хотя заключил в узы апостола собственно римский тысяченачальник, а не иудеи (ст. 33), но побуждением к сему было возмущение иудеев (ст. 27), которые и являлись главными виновниками уз Павла.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,

11. и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: «мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников».



Предсказание пророка Агава об узах Павла во многом напоминает древние символические действия пророков, коими они производили неотразимо великое впечатление на всех, перед кем совершали их (Ис.20), (Иер.13), (Иез.4). Так было и тогда, когда Агав, взяв пояс Апостола Павла и связав им себе руки и ноги, сказал, что так свяжут того, кому принадлежит сей пояс. Личность пророка известна. Он предсказал о голоде во Иудее, вследствие чего было собрано туда особливое пособие от Антиохийской Церкви (Деян.11:28-30). Но пророк еще сказал, что он возвестил это предсказание по откровению Духа Божия, причем достойно особого замечания то, что он предсказал о предании Апостола в руки язычников. «Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст), когда Дух не воспрещал ему, тогда он слушался (других). А теперь, так сказать, целые тысячи просят его и в Тире, и в Кесарии, плачут, предсказывают множество бедствий, и несмотря на то, он не соглашается; и притом предсказывают не просто, а по внушению Духа. Если же это внушал Дух, то почему он (и спутники его) воспротивились? Потому что не знали, что благоугодно было Духу; а с другой стороны – потому, что сами не получили внушения от Духа. Ибо те не просто предсказывали Павлу бедствия, но говорили, что не следует ходить, выражая сожаление к нему». Предадут в руки язычников  выражение, напоминающее пророчество Господа Иисуса Христа о Своих страданиях и смерти (Мф.17:22), означало передачу Апостола на суд языческой Римской власти.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible