Скрыть
Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-16 По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит, ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме

Нужно было великое утешение после такого возмущения. Это и делает (Павел). Чтобы утешить учеников, он отправляется в Македонию и потом в Элладу. А как много он утешал их, послушай. «Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде» (ст. 2-5). Опять терпит гонение от иудеев и возвращается в Македонию. Но что это; (писатель) как будто называет Тимофея фессалоникийцем? Он не гово­рит этого. Они, говорит, «пойдя вперед», прежде него прибыли в Троаду. «А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней» (ст. 6). Мне кажется, что он старался проводить праздники в больших городах. Отплывает из Филипп, где случилось событие в темнице (Деян. 16:16-32). Теперь уже в третий раз он был в Македонии; филиппийцы заслу­жили особенное, его внимание; потому он и останавливается там. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (ст. 7). Посмотри, как они все почитали маловажнее про­поведи. Тогда была пятидесятница и день недельный, а он продолжает поучение до полуночи; он до того заботился о спа­сении учеников, что не умолкал и ночью, но тогда в особенности и беседовал, когда было спокойно. И смотри, как долго он беседует и притом после времени вечерней трапезы. Но диавол возмутил, хотя и безуспешно, это празднество, по­грузив в сон одного слушателя и свергнув его вниз. А как это случилось, (писатель) повествует далее. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» (ст. 8-12). Смотри, каково представленное здесь зрелище: ученики, говорит, «где мы собрались»; и каково знамение: «сидевший», говорит, «на окне» и притом в самую глубокую ночь. Такова (у них) была ревность к слушанию. Устыдимся же мы, которые не делаем этого и днем. Но тогда, скажешь, беседовал Павел. Что ты говоришь? И ныне беседует Павел, или лучше, и тогда, и теперь не Павел, а Сам Христос, — и никто не слушает. Не на окне мы сидим теперь, ни голод, ни сон, ни теснота и ничто подобное не беспокоит нас, и, несмотря на то, не слушаем. Достойно удивле­нья, как он, будучи юношею, был не ленив, чувствуя наклонность ко сну не ушел, и видя опасность упасть, не устрашился. А что он уснувши упал, не удивляйся этому; он уснул не по лености, а по естественной необходимости. Заметь, как пла­менно они были усердны: они собирались в третьем этаже, так как церкви еще не было. «Не тревожьтесь», говорит, «ибо душа его в нем». Не сказал: он воскреснет, я воскрешу его, — но что? «Не тревожьтесь». Видишь, как он был не тщеславен, как готов доставить утешение. «Взойдя же», говорит, «и преломив хлеб и вкусив». Это прервало беседу, но не повредило. Ви­дишь ли, как не роскошен их ужин? «И вкусив», говорит, «беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Видишь ли, как они бодрствовали во всю ночь? Трапезы их были таковы, что и после них они оставались слушателями бодрыми и готовыми к слушанию. «Между тем отрока привели живого, и немало утешились». Были весьма утешены как тем, что получили живым отрока, так и тем, что было знамение. «Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину» (ст. 13, 14). Павел часто разлучался с учениками. Так и те­перь сам идет сухим путем, а они отправляются на корабле; легчайшее предоставляет им, а труднейшее избирает для себя; идет пешком, как для того, чтобы многое устроить (на пути), так и для того, чтобы они не отстали от него. «И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит» (ст. 15). Смотри, как они поспешно отправ­ляются за Павлом, не останавливаются, но проходят мимо островов. «Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (ст. 16).

Для чего такая поспешность? Не для праздника, но для народа; он и тем хотел обратить иудеев, что уважал их праздники; и врагов хотел привлечь, а вместе с тем не оставлял и возвещать слово. Потому, посмотри, какая произошла польза, когда собрались все. Чтобы в то же время не оставить неустроенными дел в Ефесе, он распорядился иным обра­зом. Но обратимся к вышесказанному. «Призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними», го­ворит (писатель), «вышел и пошел в Македонию. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу». И здесь опять преподал назида­ние, доставив великое утешение. Смотри, как он везде дей­ствует словом, а не знамениями. «Он хотел», говорит, «отправиться в Сирию» Часто (писатель) представляет нам его отправляю­щимся в Сирию. Причиною были тамошняя церковь и Иеруса­лим: так сильно он желал устроить все и там. Троада была небольшой город; почему же они проводят в нем семь дней? Вероятно, он был велик по числу верующих. Пробывши семь дней, ночь на следующий день (Павел) посвятил на по­учение: так тяжело было разлучиться ему с ними и им с ним! «Собрались», говорит, «для преломления хлеба». В то время, когда нужно было принимать пищу, (а было еще не поздно), он начал говорить и долго продолжал поучение. Таким об­разом, хотя они собрались собственно не для поучения, а для преломления хлеба, но он начал речь и продолжал ее. Смотри, как все участвовали в трапезе Павловой. Мне кажется, что он, и сидя за столом, занимался беседою, научая нас почи­тать все прочее маловажным. Представьте этот дом, где были свечи и множество народа, а Павел посреди всех говорил речь, где многие заняли сами окна, чтобы слышать эту трубу и видеть это благолепное лицо. Каковы должны быть поучаемые, и какое они получали удовольствие? Но почему он беседовал ночью? Потому, что ему предстояло отправиться и уже более не видеть их. Впрочем он не говорил этого им, как более слабым, а другим сказал. Притом совершившееся знамение сделало для них этот вечер навсегда памятным. Велико было удовольствие слушателей, если и, будучи прервано, оно по­том опять продолжалось, так что этот случай послужил к чести учителя. С другой стороны отрок, умерший из желания слушать Павла, должен был послужить упреком для всех нерадивых. Для чего, скажешь, (писатель) излагает подробно, куда они прибыли и откуда отправились, где (Павел) остана­вливался и какие места проходил мимо? Чтобы показать, что он шел довольно медленно и проходил (некоторые места) по человеческому соображению. «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии». И хорошо: прибывши туда, он не мог бы не замедлить, потому что не захотел бы огорчить (учеников), которые стали бы просить его остаться. Или по этой причине, или потому, что спешил: «потому что он поспешал», го­ворит (писатель), «если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме»; следовательно и поэтому он не мог оставаться (в Ефесе). Смотри, как и он руководится человеческими соображениями, и желает, и спешит, и часто не получает же­лаемого. Это для того, чтобы мы не подумали, будто он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи имели одну и ту же с нами природу, но не одинаковое произволение; потому они и сподоблялись великой благодати. Смотри, как многое они делали и сами собою. Потому он и говорил: «мы никому ни в чем не полагаем претыкания», и еще: «чтобы не было порицаемо служение» (2Кор. 6:3). Вот и беспорочная жизнь, и великое снисхожде­ние. Это и называется благоустроением (себя), чтобы стоять на высшей степени высокой добродетели и смиренномудрого снис­хождения. Послушай, как тот, кто стоял выше заповедей Христовых, был и смиреннее всех. «Для всех я сделался всем», говорит он, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). Он сам подвергал себя опасностям, как говорит в другом месте: «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор. 6:4-5). Велика была любовь его ко Христу. Если бы ее не было, то все было бы напрасно — и распорядительность, и беспорочная жизнь, и преодоление опасностей. «Кто изнемогает», говорит он, «с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11:29).

Гомилии на Деяния Апостолов

Максим Исповедник, прп. (†662)

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Что в Деяниях означает Евтих, упавший с третьего яруса во время беседы Павловой?

Всякий ум, который взошел на первый ярус, то есть делание, стал на втором, то есть естественном созерцании, и поднялся на третий, то есть [достиг] высоты богословия посредством неколебимой веры, а потом пренебрег словом Божиим и задремал, — [всякий такой ум] падает с того, что названо третьим ярусом. Если же слово учения, нисходящее к нему, найдет в нем что-то живое, и если он не вовсе умер от отчаяния, тогда он вновь оживляется посредством покаяния.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

«Евтих на еврейском языке означает безумный, на греческом же - счастливый». Первое соответствует тому, кто из-за стремления к удовольствиям, свойственного юношескому возрасту, упал с вершины добродетелей; второе - тому, кто благодаря схождению проповедника, возвратился к высшим добродетелям.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Седя же некто юноша, именем Евтих, во окне, отягчен сном глубоким, глаголющу Павлу о мнозе, преклонся от сна, паде от трекровника долу, и взяша его мертва

Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью; так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен, и отягчаемый сном не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть; потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аратор (†VIв.)

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Только Евтих, не сохранив бдительного бдения и погрузившись в глубокий сон, выпал из окна. О губительное бесчувствие сна! О всегда предающаяся расслаблению душа и лишенная благ! В какие бедствия она впадает, ее удерживает ослепление, и она никогда не поднимет свою отяжелевшую голову к высшему. Не знает, как уберечься от опасности тот, кто может заснуть в присутствии Бога. И к такому оконному проему ты, юноша, стремишься, и в таком хаосе, где тебя поджидают опасности, ты пребывешь в расслаблении? Опасно для сохранения жизни выбирать высоко расположенные места и желать предаться глубокому сну на такой крутизне.

История апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, и продолжил слово до полуночи.
8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9. Во время продолжительной беседы Павловой, некоторый юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10. Павел, сошедши, пал на него, и, обняв его, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем.
11. Взошедши же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12. Между тем отрока привели живого, и не мало утешились.

 

 В первый же день недели: по еврейскому счету седмиц, неделя оканчивалась субботой, первый день недели был первый по субботе, т.е. по-нашему воскресенье, день, в глубокое утро которого воскрес из мертвых Спаситель мира Господь Иисус Христос (ср. Мф.28:1 и прим. и парал.).
– Когда ученики, т.е. христиане троадские, собрались для преломления хлеба: кажется, надобно признать, что это было богослужебное собрание (хотя святой Златоуст и не признает сего, а считает упоминаемое здесь преломление хлеба простой трапезой), в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство Евхаристии, после чего бывали так называемые вечери любви (о преломлении хлеба в общении и по домам см. прим. к Деян.2:42; Деян.2:46). Что именно в первый день недели, т.е. в воскресенье, совершали это богослужебное действие в Церкви апостольской (а с тех пор и всегда после), видно частью из сего места Книги Деяний, частью из одного послания Павлова (1Кор.16:2), а, главным образом, из постоянного предания церковного. И очень естественно, что сим действием стали праздновать этот день с самого начала христианской Церкви, как величайший из дней недели, как день Господень (Откр.1:10).
– Павел продолжил слово до полуночи: нет никаких оснований твердых полагать, чтобы для празднования дня Господня или воскресного торжественным совершением таинства Евхаристии верующие собирались вечером. Если теперь так долго продолжалось собрание, то сие случилось по особой, указанной дееписателем, причине и было, может быть, исключительным случаем. Павел намеревался отправиться из Троады в следующий день, и беседа его, предшествовавшая совершению таинства (ст. 11), была продолжительна (ст. 9), может быть очень, как беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. ст. 25); может быть она продолжалась от раннего утра до полуночи и потом до рассвета, в посте и бдении и молитвенном настроении. Ни учителю, ни ученикам, вероятно, не хотелось прерывать этой беседы, как ни была она продолжительна.
 Было довольно светильников (лампад): чтобы придать особую торжественность празднеству, и чтобы осветить горницу собрания, когда настала уже ночь.

 Богослужебное собрание происходило в горнице третьего этажа: «ибо церкви (т.е. храма) еще не было» (Злат.). Во время продолжительной Павловой беседы юноша Евтих, сидевший на подоконнике открытого окна, уснул («не по лености, а по естественной надобности» – Злат. – по причине продолжительности беседы); сонный он упал с такой высоты и убился до смерти.
– Поднят мертвым: т.е. найден мертвым, пришедшие к упавшему нашли, что он мертв; следовательно, смерть его засвидетельствована присутствовавшими тут как действительная смерть.
– Пал на него и обнял: так некогда воскрешен был пророком Илией сын вдовы сарептской (3Цар.17:21) и пророком Елисеем сын суманитянки (4Цар.4:34).
– Душа его в нем: выражение не значит, что душа его еще в нем, что отрок еще не умер; оно значит, что душа его опять в нем, что умерший отрок опять жив, т.е. воскрешен; только смиренный апостол не выражается так прямо, чтобы люди не превозносили его за совершенное им величайшее чудо (ср. Злат.).

 Вошедши же и преломив хлеб и пр.: преломление и вкушение хлеба во время общественного богослужебного собрания в день воскресный еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом; падением юноши Евтиха эта беседа была прервана, и вот Павел, возвратившись в горницу после воскрешения юноши, приступил к самому действию преломления и вкушения хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя и упоминается только об одном Павле, так как дееписатель ведет речь собственно о нем. Полное любви и заботы сердце его и после сего еще требовало излияния своих чувств и учения, и он пробеседовал даже до рассвета, и потом (точнее – и так, т.е. не дав себе даже успокоения телесного после трудов) вышел, т.е. отправился в предположенный путь, выйдя из горницы собрания и из города.
– По отшествии Павла, отрока Евтиха привели в горницу собрания живого (в противоположность выражению – нашли мертвым, ст. 9) и собравшиеся и еще не расходившиеся не мало утешились в своей горести от разлуки со своим отцом и учителем Павлом, – утешились «как тем, что получили живым отрока, так и тем, что было знамение» (Злат.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Богослужебное собрание происходило в горнице третьего этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

Юноша… Евтих… погрузился в глубокий сон, - как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе.

Поднять мертвым, т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

9. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.



Падение юноши во время проповеди Павла тоже говорит о многом. Юноша сей видимо так внимательно относился к проповеди Апостола, что не хотел оставить собрания, несмотря на поздний час ночи и на свое неудобное положение на окне, а также и на то, что природа его души не могла долго противиться влиянию сна на его молодой организм. «Достойно удивления (говорит святой Иоанн Златоуст), как он, будучи юношей, был не ленив; чувствуя наклонность ко сну, не ушел и, видя опасность упасть, не устрашился. А что он, уснувши, упал, не удивляйся этому; он уснул не по лености, а по естественной необходимости. Такова была ревность к слушанию. Устыдимся же мы, которые не делаем этого и днем. Заметь, как пламенно они были усердны: они собирались в третьем этаже». «Благодаря достаточному свету в комнате, падение Евтиха заметили; спустились вниз и подняли его мертвым. Текст ясно утверждает, что упавший действительно от падения умер: это была не кажущаяся смерть, не обморок. Смерть упавшего подтвердилась всеми» (см. у иеромонаха Григория, стр.453).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible