Скрыть
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-38 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля

Как в посланиях, так же поступает (Павел) и в беседах: оканчивает увещание молитвою. Он привел слуша­телей в великий страх словами: «войдут к вам лютые волки» (Деян. 20:29); потому, чтобы не поразить и не погубить ума их, предлагает утешение. «И ныне», говорит. Этим сло­вом выражает мысль: так же, как и всегда. «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его», т.е. благодати Его. Хорошо сказал; он знал, что спасает благодать. Он часто напоми­нает им о благодати, желая сделать их более усердными, как (следует) людям одолженным, и внушая дерзновение. «Могущему назидать вас». Не сказал: создать, но: «назидать», выражая, что они уже созданы. Потом напоминает о надежде в будущем и говорит: «и дать вам наследие со всеми освященными». Затем опять (предлагает) увещание. «Ни серебра», говорит, «ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (ст. 33). Исторгает корень зол – сребролюбие. «Ни серебра», говорит, «ни золота». Не сказал: я не брал, но: «не пожелал». Это еще не важно, но следующее весьма важно. «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» (ст. 34, 35). Смотри, как он сам занимался работою, и не легко, а «трудясь». «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Это (говорит) для назидания; и смотри, с каким достоинством. Не сказал: надобно быть выше денег, – но что? «Надобно поддерживать слабых». Не всех вообще, но немощных. «Памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (ст. 35). Чтобы кто не подумал, что это сказано тем (апостолам), и (чтобы показать), что он подает им пример, подобно как в другом месте говорит: «подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17), присовокупляет изречение Христово: «блаженнее давать, нежели принимать». Самою молитвою он назидал их; а потом показывает тоже примером. «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (ст. 36). Помолился не просто, но с ве­ликим умилением. Великое утешение! И словами: «предаю вас, братия, Богу» он также утешал их. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (ст. 37, 38). Он сказал, что «войдут к вам лютые волки», сказал, что «чист я от крови всех»; то и другое было страшно и достаточно для того, чтобы предаться скорби; но всего более причинило им скорбь известие, что они уже более не увидят его; это им тяжело было преодолеть. «И провожали», гово­рит (писатель), «его до корабля»; так они любили его, так были рас­положены к нему!

Но обратимся к вышесказанному. «Ни серебра, ни золота, ни одежды», говорит, «я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Следовательно, не в Коринфе только делали это люди, развращавшие учеников, но и в Азии. Впрочем, в послании к Ефесеям он нигде не упрекает их в этом. Почему? Потому что он не терпел нужды. И в по­слании к Коринфянам говорит: «похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии» (2Кор. 11:10). Не сказал: вы не давали мне, но: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал», чтобы не показалось, будто от них зависело не давать. И не сказал, что он не пожелал чего-нибудь из вещей необходимых, что­бы опять это не показалось упреком для них, но выражает то, что он по справедливости мог не брать (от них), если еще сам содержал других. Смотри, как ревностно трудился этот человек, беседуя «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». «Во всем», говорит, «показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых». Этими словами опять привел их в страх; а сказанное значит следующее: вы не можете ссылать­ся на неведение; я показал вам на деле, как надобно трудить­ся и действовать. Не сказал, что брать – худое дело, но что лучше не брать: «и памятовать», говорит, «слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Где же (Господь) сказал это? Может быть, апостолы предали это без письмени, или можно было вывести это чрез умозаключение, так как Он внушал мужество в опасностях, снисхождение к под­чиненным, дерзновение в учении, смиренномудрие, нестяжатель­ность. Впрочем, это выше и нестяжательности. Если сказано: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21), то не брать ничего и еще питать других – равно ли этому? Та­ким образом, первая степень, это – отвергать свое, вторая – са­мому удовлетворять себе, третья – давать и другим, четвертая – не брать, проповедуя и имея власть брать; последнее гораздо выше нестяжательности. Хорошо сказал: «так трудясь, надобно поддерживать слабых» Давать из приобретенного соб­ственными трудами, это – дело сострадания к немощным; а да­вать из приобретенного чужими трудами – дело не только не доб­рое, но и неодобрительное. «И, падая на выю Павла», говорит (пи­сатель), плакали. Этим выражается расположение их к нему. Поверглись на выю, обнявшись последним объятием, как впол­не восчувствовавшие после речи его любовь и дружбу. Если мы при простом разлучении между собою скорбим, хотя и знаем, что увидимся друг с другом, то, как они могли тогда рас­ставаться с Павлом без горести? Я думаю, что и Павел плакал.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-34 И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии

Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их; то чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. И ныне, говорит, предаю вас Богови и слову благодати его, то есть, благодати Его. Сребра или злата или риз. Не сказал, не взял, но: даже и не пожелал. А еще возвышеннее следующее далее: сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии. Да, истинная милостыня - в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал, и днем и ночью.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аммоний Александрийский (†Vв.)

И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными

Он тайно и скрыто показывает, что Отец и Бог, и Его Сын Иисус, Бог-Слово - это одно. Ведь он не сказал «могущим» во множественном числе, но одним именем показал единую сущность Обоих, сказав: могущему. Так что мы знаем, что у Отца и Сына одна сущность и что Они двое есть и существуют, о чем свидетельствуют не только их имена, но истина.

Катены на Деяния Апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

29. Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

 Ибо я знаю, что 
и пр.: заботливое внимание к себе и стаду тем более нужно для эфесских пастырей, что вскоре угрожают им великие опасности и извне, и изнутри.
– По отшествии моем: разумеется не отшествие апостола от мира сего, не смерть его, а удаление от эфесского и малоазийского христианского общества, с которым он теперь видится в последний раз. Представляется, что пребывание его среди христиан малоазийских было препятствием для волков вторгнуться в стадо, когда Павел был тут.
– Лютые волки, не щадящие стада: волк – враг овец и домашних животных, образ волка – образ врага общества, представляемого под образом стада (Ин.10:12 и прим.); лютый волк – опаснейший враг. Кто же эти опасные враги? Они придут извне, но войдут в общество христианское; следовательно, опасность грозит не со стороны совсем чуждых Церкви врагов – язычников или иудеев, и речь не о внешнем, политическом, например, будущем гонении со стороны языческих властей. Под именем лютых волков надобно разуметь здесь лжеучителей, которые как волки будут терзать и распугивать общество верующих и притом без всякой пощады: ибо лжеучение для общества верующих хуже всякого внешнего гонения, оно развращает и губит самую душу общества, тогда как то губит лишь тело, а душу даже укрепляет, как свидетельствуют о том все гонения первенствующей Церкви. Эти лютые волки придут извне и проникнут в общество, но потом и из среды самого общества (из вас, т.е. не из среды бывших перед апостолом пресвитеров, а из среды общества, которого они были теперь только представителями) восстанут также лжеучителя (говорящие превратно, т.е. учащие не соответственно чистому евангельскому учению и извращающие это самое учение), которые будут учить в своекорыстных интересах партии (увлечь учеников за собою – составить среди правоверного общества свою партию с превратным учением). – Нет сомнения, что богопросвещенный взор апостола мог проникать в будущее безо всяких указаний или признаков того в настоящем; но нет сомнения и в том, что сей взор апостола мог усматривать и в настоящем такое, что от других менее проницательных было еще закрыто, и предречение апостола может быть основывалось на том, что он видел и наблюдал в настоящем и близком прошедшем; в продолжение долговременной деятельности своей в Эфесе и вообще Малой Азии он мог примечать те семена, не заметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Эфес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение религиозные и философские системы востока и запада; появления лжеучений здесь естественнее было ожидать, чем в каком-либо другом месте. Когда апостол, спустя года три после сего, писал из своих римских уз послание к эфесской церкви, в ней не появлялись еще лжеучителя, но они появились уже (Ессео-гностического направления) во фригийском (в Малой Азии) городе Колоссах, как видно из написанного в то же время послания Павла к Колоссянам. Из посланий апостола к эфесскому епископу Тимофею видим уже появление таковых лжеучителей и в Эфесе. Затем, здесь нужно искать лжеучителей, против которых направлены некоторые апокалипсические письма Иоанна Богослова, послание Иудино и первое послание Иоанна Богослова. Предречение Павла исполнилось в точности.
– Это предречение изложено в общих выражениях соответственно общности пророческого созерцания Павла.
 Посему, в виду этой грозной опасности, бодрствуйте, как бодрствует пастырь, охраняя стадо от волков, будучи предварен о предстоящих нападениях их на стадо. Бодрствовать в этом смысле – то же, что внимать себе и всему стаду (ст. 28). К таковому бодрствованию апостол воодушевляет их снова указанием на свою усиленную деятельность в устроении им христианских обществ в Эфесе: они устроены непрестанными и усиленными трудами, с великой тяготой душевной; посему не надобно допускать, чтобы волки расхищали и распугивали это стадо безо всякого противодействия со стороны пастырей.
– Три года: круглое общее число вместо точно определенного; собственно – три месяца в синагоге (Деян.19:8) и два года – в училище Тиранна (Деян.19:10).
– Со слезами: ст. 19. «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Злат.); помните это и бодрствуйте, иначе кровь погибших придет на вас.
– И ныне предаю вас Богу (Деян.14:23и слову благодати Его (т.е. Евангелию – ст. 24 – которое здесь олицетворяется как живое): вы бодрствуйте, делайте все, что только возможно с вашей стороны, по человеческим вашим силам, но помните, что вся сила ваша в Боге, всесильному покрову коего я вас и предаю. Бог и Евангелие могут назидать вас, устраивать вообще вашу христианскую жизнь более, чем я – человек, и по совершении сего назидания или устроения сделать вас наследниками (ср. прим. к Мф.5:5) царствия своего небесного вместе со всеми освященными благодатью Господней и предназначенными к вечной славе в царствии небесном (Мф.13:43).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными

Предаю вас Богу (Деян. 14:23) и слову благодати Его, (ст. 24 - заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда.

Со всеми освященными - т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном (Мф. 13:43).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.


Предание своих учеников Богу делается Апостолом, с одной стороны, как бы потому, что он сам непосредственно не может продолжать воздействовать на них, а с другой – предстоит столь великая опасность Церкви, что только один Господь силен сохранить ее, почему Апостол и полагается теперь всецело на помощь Божию, желая, однако, чтобы все, что он обещал верующим, как наследие Божие, не отнято было у них, а, напротив, они воспользовались бы им в той полноте, которая обещала святым, для чего и они сами были бы святы и притом вместе со всеми прочими христианами. «Как и в посланиях, Павел оканчивает увещание молитвою (говорит святой Иоанн Златоуст). Он привел слушателей в великий страх словами: яко внидут волны; посему, дабы не поразить и не погубить души их, предлагает утешение: предаю благодати Его. Хорошо сказал, ибо знал, что спасает благодать. Он часто напоминает им о благодати, желая сделать их более усердными и внушая дерзновение». «Как ни труден подвиг пастырского служения, но Бог, призывающий к сему служению, и Его благодать всесильны; во всех трудных обстоятельствах подкрепляет Он верных подвижников Христовых и, несомненно, приведет их к последней цели земного делания, к наследию вечной жизни, если только сии до смерти пребудут верны Господу» (см. у преосвящ. Евсевия, т.2, стр.135). С несомненностью можно заключить, что Апостол предвидел возможность появления лжеучения на почве тех идей, которые проникли в христианскую общину со стороны Иудействующих. Тогда в Ефесе могли распространяться теософические воззрения, против которых Апостол вооружался в посланиях к Колоссянам, Филиппийцам и в пастырских посланиях. Назвавши последующих еретиков «лютыми волками», святой Апостол Павел определил лишь их сердечный характер, как и в послании к Филиппийцам, где он назвал их «злыми псами» (Флп.3:2). Поэтому по сим словам Апостола нельзя определить характера еретиков и сближать их с гностиками, и через то доказывать позднейшее происхождение сей речи, как делают это некоторые западные критики.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible