Скрыть
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12-13 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми

Далее: исполнение сего служения не только восполняет лишения святых, находящихся в Иерусалиме, но и вас преумножает многими благодарениями пред Богом. Чрез испытание служения сего, ради даров ваших, славим Бога, поелику в этой скорби вашей вы с покорностию печетесь о бедных, ради высокого исповедания вашего (веры вашей) в Евангелие (во имя Евангелия) Христа. И общение ваше со святыми является (по сравнению с этим) как бы чем-то неважным и малым.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-15 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его

Особенно можно подивиться мудрости Павла в том, что как убеждения заимствовал он и от духовного и от плотского, так, говоря и о воздаянии, делает то же самое, т. е., указывает на двоякие (духовные и плотские) воздаяния. Так слова: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» указывают на воздаяние духовное; а слова: «подаст обилие посеянному вами» – на воздаяние плотское. Однако на этом он не останавливается, но опять переходит к воздаяниям духовным, и всегда ставит их одни с другими попеременно. Именно слова: «умножит плоды правды вашей» означают воздаяние духовное. Делает же это и разнообразит речь свою для того, чтобы искоренить в них боязливые и малодушные помыслы, и чтобы различными способами и указанием на настоящий пример рассеять в них опасение бедности. В самом деле, если засевающим землю Бог подает, если питающим тело свое дает Он обильно, то тем более (Он дает) тем, которые возделывают небо и пекутся о душе своей. И Ему угодно, чтобы такие (попечения) состояли под особенным Его промыслом. Но (апостол) излагает это не в виде умозаключения, и не так, как я сказал, а в виде молитвы, причем делает ясным свое умозаключение, и возводит их к большему упованию не только указанием на повседневные примеры, но и самою этою молитвою. «Подаст, – говорит, – обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» («Да подаст и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея». И здесь опять незаметно внушает щедрость, что дает разуметь словами: «подаст обилие и умножит плоды правды вашей»; а вместе с тем словами: «и хлеб в пищу» не позволяет желать ничего кроме необходимого к поддержанию жизни. И особенно удивительно (в Павле), что, как и раньше внушал он, рассуждая о необходимом для жизни, не позволяет домогаться чего-либо сверх нужды, а, рассуждая о благах духовных, советует собирать их в большом избытке.

Потому он и выше говорил: «во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8), и здесь говорит: «Дающий же … хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами», т. е. духовному. Так как он требует не просто милостыни, но милостыни щедрой, то постоянно называет ее семенем. Подобно тому, как семя, брошенное в землю, произращает тучную жатву, так и милостыня приносит полные рукояти правды и произращает бесчисленные плоды. Пожелав им такого обилия, он показывает опять, на что должно тратить его, говоря: «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (ст. 11). Тратьте богатство ваше не на то, на что не должно, а на то, чем приносится великое благодарение Богу. Бог отдал многое в нашу власть, и, Себе предоставив меньшее, нам уступил важнейшее. Так заботиться о чувственной пище нашей предоставил Себе самому, а попечение о духовной вверил нам, и в нашей власти соделать цветущими мысленные нивы наши. Они не требуют ни дождей, ни благорастворенного воздуха; было бы только одно произволение, и они возрастут до самого неба. Щедрость же называет здесь «простотою, которая через нас производит благодарение Богу», потому что отсюда происходит не одна милостыня, но и повод к великому благодарению, и не только к благодарению, но и ко многому другому. Это и перечисляет (апостол) в следующих словах, чтобы, показав многие добрые последствия щедрости, возбудить их тем к большему усердию. Какие же это многие плоды? Послушай, что сам он говорит: «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию» (ст. 12-14). Слова эти имеют такой смысл: «Во-первых, вы не только восполняете скудость святых, но и производите у них обилие, т. е., подаете им больше, чем для них нужно; затем, чрез них вы воссылаете благодарение Богу, потому что они прославляют Его за покорность исповеданию вашему». А чтобы не подать мысли, что они благодарят потому только, что получают благодеяния, смотри, сколько возвышенными представляет их. «Что в послании к Филиппийцам сказал я о себе: «не потому, чтобы я искал даяния» (4:17), то же свидетельствую и о них. Хотя они радуются о том, что вы восполняете их недостатки и облегчаете их бедность, но еще более радуются о том, что вы так покорны Евангелию, о чем свидетельствуют ваши щедрые подаяния, предписанные Евангелием». «И за искреннее общение с ними и со всеми». «Они прославляют Бога и за то, что вы так щедры не только к ним, но и ко всем». И это благодарение Бога за подаваемое другим служит опять к их похвале. «Они, – говорит, – не только хорошо управляют свои дела, но заботятся и о чужих, несмотря на то, что сами находятся в крайней бедности. Это показывает высокую их добродетель. В самом деле, никто так не завистлив, как бедные; а они между тем чисты от этой страсти, и не только не завидуют, видя ваши благодеяния другим, но даже радуются не меньше, чем если бы сами их получили». «Молясь за вас, по расположению к вам». «За тех, – говорит, – они благодарят Бога, а за вашу любовь к ним самим и общение молят Его, чтобы сподобил их видеть вас. И желают этого не ради вашего имущества, но чтобы видеть благодать, дарованную вам».

Видишь ли мудрость Павла, как он, восхвалив (коринфян), все приписал Богу, когда назвал дело их благодатью? После того как он сказал о них много великого, назвал их служителями, превознес до небес, – поскольку они служили бедным, а он передавал то, чем они служили; – назвал их искусными, теперь показывает, что виновник всего этого – Бог, и сам вместе с ними возносит благодарение (Богу), говоря: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (ст. 15). Даром называет здесь или те многочисленные блага, какие получают чрез милостыню и принимающие ее и получающие, или те неизреченные блага, которые прещедро дарованы всему миру пришествием (Христовым), – и эти последние преимущественно следует разуметь здесь. Чтобы смирить их гордость и сделать их более щедрыми, он напоминает им о том, что они получили от Бога. Такое (напоминание о благодеяниях Божиих) имеет особенную силу для побуждения к какой бы то ни было добродетели. Потому и здесь (апостол) заключил свою речь (этим напоминанием). Если же дары (Божии) неисследимы, то что может равняться безумию тех, кто усиливается постигнуть сущность (Божию)? И не только дары Его неисследимы, но и мир, которым Бог примирил горнее с дольним, превышает всякий ум.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу

Не думайте, говорит апостол, что через это преуспеете только в одном и послужите только нуждам святых. Это порождает и другие, гораздо большие плоды.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию

Дело служения сего, говорит, то есть помощь имением, делает многое, ибо не только восполняет нужду братии, но и «избыточествует», то есть доставляет им более нужного; и много благодарений вызывает служение это и свидетельство о служении человеколюбия. Они прославляют Бога за то, что вы так покорны Евангелию, что исполняете повеления его с щедростью; ибо Евангелие учит милостыне. И иначе прославляют они Бога, - за простоту и доброту вашу, изливаемые не только к ним, но и ко всем верным бедным. Ибо они не завидуют, подобно другим нищим, но благодарят, что подаете и другим, что служит признаком великой добродетели их. Поэтому столь независтливым и столь добродетельным должно подавать с большей щедростью. Кроме того, еще молятся о вас, как бы удостоиться видеть вас, не ради имений, но ради благодати Божией, с изобилием данной вам. Опять дело милостыни называет благодатью, приписывая все Богу, чтобы они не возгордились. Словами преизбыточествующую благодать Божию побуждает их сделать щедрость свою более обильной, чтобы не превзошли и не победили их другие.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодаренми Богови

Работа служения сего, διακονια της λειτουργιας, как бы исправление служения в этом литургийном, богослужебном деле. Разумеет и все учреждение по собранию милостыни, и самое ее собрание, и доставление ее на место, и раздаяние нуждающимся. Литургийным делом назвал это он по причине Богоугодности его, потому что те, которые совершают его, будто святое Богослужение исправляют и жертву Богу приносят, на которую и Сам Бог благоволительно взирает.– Эта служба, говорит, не только есть исполняющая лишения святых; «не думайте, что чрез это преуспеете только в одном и послужите единственно нуждам святых» (Феодорит); «не скудость только святых вы восполняете» (святой Златоуст); «не то только производит служба сия, что покрывает недостатки и нужды святых» (Экумений). Хотя и это есть очень великое дело, но плод милостыни этим одним не ограничивается. Она есть вместе и избыточествующая многими благодаренми Богови. Этот плод лучше и выше того; тот на земле остается, а этот на небо восходит. Благодарение Богу – простое чувство, единичное, но оно исходит из чувства благобытия, Богом устрояемого. Неведомыми путями возбуждает Он сердца к благотворению, и Сам же устрояет все, чтобы оно доходило до своего места, Им же указуемого. Сколько веры, Богопреданности и яснозрения Божественного порядка дел в благодарящих Бога! Такого движения духа в сердцах верующих, вами вспомоществуемых, не было бы, говорит, если б не ваше милостыня. Как цвет розы, внесенный в какое-либо место, не только глаза услаждает смотрящих, но и далеко распространяет приятное благоухание, так милостыня избыточествует духовным благом, которое все выражается в благодарении Богу. Когда говорит Апостол, что работа служения сего избыточествует, то этим означается не только то, что облагодетельствованные много благодарят, но что по этому случаю не они одни, но и многие другие благодарят, так что благодарение Богу всюду расходится и на всех местах как фимиам кадильный к небу возносится.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу

Добродетель доброхотного подаяния, по апостолу, не только исполняет лишения святых, но и избыточествует многими благодареньми Богови. Да, благотворители знают это опытно: сколько облагодетельствованных, столько и благодарений Богу, молитв к Богу за благодетеля.

Дневник. Том II. 1857–1858

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу

Апостол говорит это, поскольку делание распределителей дара Божия совершается с благодарением Богу и от тех, которые по нужде принимают содержание от имени Христа, будучи подчинены не подаянию, но Богу, ибо знают, что от добра Его питаются. И не настолько от них благодать к ним самим относится, но к остальным братьям, которые за них благодарят Бога, одобряя сделанное ими пред Богом, так что и немногим подающие многими молитвенными голосами посвящаются Богу.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу

Повторение мысли 11-го стиха, но с отношением прямо к настоящим обстоятельствам Иерусалимской Церкви.

Толковая Библия.

См. так же Толкование на 2Кор. 9:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу:

13. ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,


 

     Стараясь возбудить Коринфян к наибольшей щедрости, Апостол указывает на ее благотворное влияние на всю христианскую церковь, начиная с Иерусалимской, для которой собиралась милостыня.
     «Как цвет розы, внесенной в какое-либо место, не только глаза услаждает смотрящих, но и далеко распространяет приятное благоухание, так и милостыня избыточествует духовным благом, которое все выражается в благодарении Богу», говорит преосв. Феофан. «Хотя очень великое дело и то, что милостыня покрывает нужды и недостатки святых, но плод милостыни этим одним не ограничивается. Она есть вместе и избыточествующая многими благодареньми Богу. Этот плод лучше и выше того; тот на земле остается, а этот на небо восходит»... «Возбужденное служением сим движение духа не останавливается на благодарении, а восходит к славословию, которое выше благодарения»... Апостол входит в мысли и чувства благодетельствуемых Иерусалимлян, и говорит, что они уже отвлеклись от себя и смотрят на простоту, – щедрость общения вашего со всеми, и видя в этом славу Евангелия, славословят Бога (так как это не укрывается и от неверующих).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

9.12. [Зач. 189.] Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

Собирание милостыни бедным, устроенное Апостолом, есть дело служения, как дело литургийное – богослужебное. Оно имеет целью не только помогать бедным христианам, но и вызывать во многих обильные благодарения Богу, возбуждающему сердца людей к милосердию. И не только благодарения, но и славословия Его.

Жизнь и труды святого Апостола Павла


9.12. ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
9.13. молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
9.14. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

От благодарности Богу за дела милосердия, получившие милостыню переходят к славословию Его за то, что Он дал победоносную силу Христову Евангелию, и сообщил действию его такую благотворность для всех. Так, видя опыт служения бедным и испытав, как оно приятно, радостно для них, бедные благодарят за это Бога и начинают прославлять Его. За что?
Во-первых, за то, что Он покорил вас (благотворителей) Евангелию, и расположил исповедовать веру Христову.
Во-вторых, за то, что Евангелие не мертво принято, а благотворно воздействовало. В падших всюду царствуют себялюбивые начала Евангелие, водворяясь в сердцах, изгоняет себялюбие и воцаряет там самоотверженность во всем, для всех. Это, говорят бедные святые, мы видим в вашей простоте общения не с нами только, но и со всеми, в том, что вы щедро готовы делиться со всеми всем, что Бог посылал вам самим. В этом слава Евангелия, слава христианства. Ни одна вера не дает этого. Такое настроение дает благодать Святого Духа, которая сама подается по вере в Иисуса. Видя это и неверующие начинают дивиться силе Евангелия. И так славят Его, избравшего и вас в орудие прославления силы нашего исповедания. И не только славят Бога, но и молятся за вас Богу.
Не только благодарят и славят Бога, но и молятся о вас, возлюбив вас за щедро излитую на вас Божию милость.
В заключение, как бы обозревая дары милости Божией, являемые в деле спасения нашего, святой Павел выражает Ему благодарность.


 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible