Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 8:17
Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 16-19 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию
Посему мы послали Тита, которого вы почтили и приняли. С ним послали мы и брата нашего, котораго хотя вы и не знали, но похвала его в самом благовестии возвещается по всем церквам: это - Лука, рукоположенный от церквей для того, чтобы сотрудником нашим был для сей благодати, которой служим мы.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 16-17 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно
Опять (апостол) хвалит Тита. Так как он говорил о милостыне, то хочет теперь сказать и о тех, которые примут от коринфян подаяния, и отнесут их. Это нужно было для умножения сбора и для возбуждения большей готовности в подававших. Тот, кто уверен в честности служащего, и не относится с подозрением к принимающим, подает с большей щедростью. Слушай же, как он и здесь, чтобы достигнуть этого, хвалит отправляемых с милостынею, в числе которых Тит был первым. Он говорит: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам». Что значит – «такое»? «Такое же, какое он имел о фессалоникийцах, или какое имею я». И заметь мудрость его. Показав, что это есть дело Божие, он приносит благодарение давшему, чтобы и тем возбудить (коринфян). «Если Бог воздвиг и послал его к вам, то сам Он и просит чрез него. Итак, не почитайте случившегося делом человеческим». Но откуда видно, что сам Бог его наставил? «Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно» (ст. 17). Смотри, как показывает, что (Тит) исполняет свое дело, и не требует побуждений от других. Воздав благодарение Богу, (апостол) однако не приписывает всего Богу, а говорит, что (Тит) и сам по доброй воле вызвался на дело, чтобы и этим опять внушить им большую любовь к нему. «он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно», т. е. «восхитил себе дело, поспешил к сокровищу, вменил в собственную свою пользу служить вам, и так сильно любит вас, что не имел даже и нужды в увещаниях с моей стороны. Хотя я и просил его, но не этим он был возбужден, а собственным произволением и благодатью Божией».
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно
Из чего видно, что Бог возбудил Тита? Из того, что когда я попросил его, то он с готовностью принял просьбу, и не возроптал, но отправился добровольно, ибо, когда я еще не просил его, он имел уже собственное усердие.
Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Яко моление убо прият, тщаливейший же сый, своею волею изыде к вам
Объясняет, что у Тита свое о них есть тщание. Прошение от меня точно было, но он сам к вам спешит, не столько исполняя мое распоряжение, сколько своему удовлетворяя желанию быть у вас и действовать вместе с вами во благо ваше. «Хотя и я просил его, но не мною он возбужден, а собственным произволением и благодатию Божиею. Своею волею изыде, то есть восхитил себе дело, поспешил к сокровищу, вменил в собственную свою пользу служить вам и столь сильно любить вас, что мне не было нужды убеждать его» (святой Златоуст).
2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно
Бог справедливый, зная о том, что коринфяне хотят преуспеть, обратил любовь Тита на них, чтобы через его проповедь исполнить их волю к доброму деланию. Тит же, наблюдая достижения их, утешается и радуется ими.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-17 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно
Прежде всего, Ап. рекомендует Тита, который вполне добровольно взял на себя трудную миссию - собирание милостыни среди Коринфян.
Ст. 16-24 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова. Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами
Апостол говорит о тех мужах, каких он посылает для принятия собранной в Коринфе милостыни, и рекомендует их как людей заслуживающих доверия и уважения.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
16. Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам:
17. ибо хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
Здесь и далее Апостол говорит о послании в Коринф Тита с другими двумя братиями, причем делает отзыв о посылаемых, разъясняет, почему послано несколько человек и просит о внимании к ним.
Св. Иоанн Златоуст замечает, что «гораздо щедрее подают, когда уверены в честности служащего... Слушай же, как Апостол и здесь, чтобы достигнуть сего, хвалит отправляемых, в числе коих Тит был первым... Показав, что тщание Тита есть дело Божие, Апостол приносит благодарение давшему оное, дабы и этим возбудить Коринфян. Ибо, если Бог воздвиг и послал его к вам, то без сомнения Сам и просит чрез него. Итак, не почитайте сего делом человеческим».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Тит так усерден и так расположен к вам, что хотя я и просил его идти к вам, но он и без того, по своей охоте, пошел бы к вам.