Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к Тимофею 1:17
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь
Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 15-17 Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь
Верно слово, т. е. истинно то, что я буду говорить; удостоверьтесь на моем примере. От нихже первый есмь аз. Но в другом месте Апостол говорит: по правде законней быв непорочен (Фил. 3:6); почему же здесь он называет себя грешником и первым из грешников? На это ответим, что праведность по закону, в сравнении с праведностию по вере, не только не есть праведность, но даже первый грех: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Таким сравнением Апостол воспользовался и в другом месте, где сказал: ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу (2Кор. 3:10). Но сего ради помилован бых. Смотри, с каким уничижением говорит о себе Апостол. Если я, согрешивший больше всех, спасен, то не должно после этого сомневаться в спасении. Апостол Павел хочет показать, что он спасается не потому, что достоин спасения, но для того, чтобы другие не отчаявались в своем спасении. Все долготерпение. Вот как велико смирение Апостола! Ниспал я, говорит он, во всякий вид зла, нуждался во всем долготерпении, а не в некоторой только части его, как нуждаются согрешившие отчасти. За образ, – для примера, для утешения, для доказательства. В жизнь вечную. Вера во Христа бывает в надежде получить жизнь вечную. Царю же веков… Это понимай о святой Троице, потому что все эти наименования употребляются и о Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе: в одном месте все это говорится о Сыне, в другом – о Духе, а здесь – об Отце. Единому премудрому Богу. Рассуждая о любви Иисуса Христа, Апостол упоминает и об Отце и воссылает Ему славословие, чтобы кто-либо не подумал, что Отец не участвует в любви к нам. За любовь к нам нужно славить Пресвятую Троицу, потому что любовь эта обща всем лицам Пресвятой Троицы.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь
Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. Единому премудрому сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один Бог, как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. Честь и слава не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь
«Воспомянув о благодеяниях Божиих, Апостол обращает язык к песнословию» (Феодорит). Апостолу Павлу обычно при истолковании дела воплощенного домостроительства возноситься к Богу в благодарении и славословии. Так и здесь, восшедши к созерцанию неизреченной премудрости и благости Божией в том, что по отменении закона открыл Он пространную дверь спасения в Господе Иисусе для всех хотящих веровать в Него, славословить Бога. Честь и слава Богу, благоволящему спасать грешных!
Помянув, что Бог в вере всем открыл дверь спасения с обетованием жизни вечной, Апостол именует Бога Царем веков, нетленным, в показание, что исполнение такого обетования Бог держит в руках Своих. Как нетленный, жизнь в Себе имеющий непрестающую, не заимствованную и не истощающуюся, Он дает и верующим жизнь, как Царь веков, — жизнь вечную и, как невидимый, — такую вечную жизнь, которой подобия не найдем ни в чем видимом. — Премудрость Божия, столь ясно проявленная в творении, наипаче воссиявшею зрится в воплощенном домостроительстве. Почему Апостол, подвигнутый к славословию созерцанием сего домостроительства, величает Бога здесь, — как и везде, — премудрым. — Честь и слава, Божеское поклонение и славословие, — да будет или да воздастся.
Наши толковники преимущественно обращают при сем внимание на то, к Кому относится сие славословие. Блаженный Феодорит пишет: «поелику Апостол показал, что Владыка Христос есть податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благоволению Бога Отца и содействии Божия Духа, от единого Лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество. Ибо нетрудно и узнать, что сказанное принадлежит не только Богу Отцу, но и Сыну и Святому Духу. Ибо Царь веков — не один Отец, но и Единородный Сын, — так как Он есть Творец веков, — а также и Дух Святый, — так как и Его вечным назвал Божественный Апостол, сказав: иже Духом Святым (греческое: αιωνιου — вечным) принесе Себе непорочна Богу (Евр. 9, 14). Также и нетление и невидимость свойственны и Сыну и Духу. А как сие таким образом приведено в ясность, то и имя Бога, поистине, есть имя Единой Троицы. Ибо, кроме Нее, нет иного Бога по естеству».
То же и у других. Блаженный Феофилакт прилагает нечто к истолкованию слов: единому премудрому. Это, — говорит, — сказано «для того, чтоб показать, что хотя и Ангелы, и люди имеют премудрость, но настояще премудр один Бог, как источник и виновник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастными ее».
Святой Златоуст из слов: честь и слава — делает такое приложение. «Честь и слава воздается не словами. Поэтому, так как и Он почтил нас не словами, а самым делом, то и мы воздадим Ему честь самым делом». Продолжает сие приложение блаженный Феофилакт: «слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом, делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтоб мы любили Его, Ему внимали и повиновались и чрез это сами же получали пользу; подобно тому как и дивящийся (смотрящий) на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-17 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Апостол так полон убеждением в истинности провозвещаемого им учения, что не иначе, как с чувством глубочайшей благодарности воспоминает о своем призвании к апостольскому служению. Только благодать, т. е. любовь Божия могла сделать из него, прежнего гонителя христиан, верного проповедника Христова Евангелия. Сам он был бессилен что-либо сделать для своего возрождения - Бог дал ему эту силу.
С верою и любовью во Христе. И вера, и любовь пробудились в Павле именно как результат могущественного действия божественной благодати.
Из которых я первый - ср. 1 Кoр. 15:9.
Царю же веков нетленному (т. е. неизменяемому)… Апостол так называет Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только к Богу и что учения о прочих вещах и предметах как существующих во времени не могут иметь первенствующего значения… Самый первый величайший предмет познания - Бог (у Полянского с. 283).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
О первенстве помилования своего Апостол говорит в тесном кругу тех лиц, которые более знали его, чем других Апостолов, с которыми он как-бы не дерзает сравнивать себя, как с праведниками. А сравнивает он себя с явными грешниками, долженствующими искать помилования своего чрез Христа, каковыми были между прочим и еретики, умиляясь же пред щедротами милости Божией, всегда готовой невидимо излиться на всех, ищущих ее, Апостол воссылает честь и славу Богу, как вечному Царю и премудрому Промыслителю о спасении всех людей.
Св. И. Златоуст говорит: «Бог, желая уверить людей в том, что Он все им прощает, помиловал того, кто более всех согрешил. Следовательно, пусть никто не сомневается в спасении, когда я спасен». К сему блаж. Феодорит присовокупляет: «но божественный Павел сказал это, водясь скромным о себе образом мыслей. Надлежит знать, что не (нравственную) жизнь свою сознавал он беззаконною, но говорит так, припоминая свои попущения на Церковь, как пишет в послании к Коринфянам: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1Кор. 15:9)». «Поскольку же Апостол показал, что Владыка Христос есть Податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благословению Бога Отца и при содействии Духа Божия, от единого лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице». «Слава и честь, словами воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, что гораздо больше. Бог требует от нас, чтобы мы воздавали Ему честь и словом, и чтобы мы любили Его, внимали Ему и повиновались, и через это сами же получили пользу» (блаж. Феофилакт).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
1:17. Созерцая премудрость и благость Божью в том, что по отменении закона Он открыл свободный путь к спасению в Господе Иисусе для всех желающих веровать в Него и спастись, святой Павел славословит Бога. «Честь и слава Богу, благоволившему спасать грешников!» При этом он называет Бога Царем веков, нетленным, невидимым, дабы все знали, что Он как нетленный, имеющий в Себе Самом жизнь не прекращающуюся и не истощающуюся, даст такую же и верующим, как Царь веков даст вечную жизнь, а как невидимый, такую, подобия которой не найдем ни в чем видимом. Он называет Бога премудрым, ибо сам созерцает величайшую премудрость в устроенном Им, дивно-премудром домостроительстве спасения. Честь и слава – Божеское поклонение и славословие, да воздастся за все это Триединому Богу!