Скрыть
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь

Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 15-17 Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь

Верно слово, т. е. истинно то, что я буду говорить; удостоверьтесь на моем примере. От нихже первый есмь аз. Но в другом месте Апостол говорит: по правде законней быв непорочен (Фил. 3:6); почему же здесь он называет себя грешником и первым из грешников? На это ответим, что праведность по закону, в сравнении с праведностию по вере, не только не есть праведность, но даже первый грех: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Таким сравнением Апостол воспользовался и в другом месте, где сказал: ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу (2Кор. 3:10). Но сего ради помилован бых. Смотри, с каким уничижением говорит о себе Апостол. Если я, согрешивший больше всех, спасен, то не должно после этого сомневаться в спасении. Апостол Павел хочет показать, что он спасается не потому, что достоин спасения, но для того, чтобы другие не отчаявались в своем спасении. Все долготерпение. Вот как велико смирение Апостола! Ниспал я, говорит он, во всякий вид зла, нуждался во всем долготерпении, а не в некоторой только части его, как нуждаются согрешившие отчасти. За образ, – для примера, для утешения, для доказательства. В жизнь вечную. Вера во Христа бывает в надежде получить жизнь вечную. Царю же веков… Это понимай о святой Троице, потому что все эти наименования употребляются и о Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе: в одном месте все это говорится о Сыне, в другом – о Духе, а здесь – об Отце. Единому премудрому Богу. Рассуждая о любви Иисуса Христа, Апостол упоминает и об Отце и воссылает Ему славословие, чтобы кто-либо не подумал, что Отец не участвует в любви к нам. За любовь к нам нужно славить Пресвятую Троицу, потому что любовь эта обща всем лицам Пресвятой Троицы.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь

Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. Единому премудрому сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один Бог, как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. Честь и слава не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь

«Воспомянув о благодеяниях Божиих, Апостол обращает язык к песнословию» (Феодорит). Апостолу Павлу обычно при истолковании дела воплощенного домостроительства возноситься к Богу в благодарении и славословии. Так и здесь, восшедши к созерцанию неизреченной премудрости и благости Божией в том, что по отменении закона открыл Он пространную дверь спасения в Господе Иисусе для всех хотящих веровать в Него, славословить Бога. Честь и слава Богу, благоволящему спасать грешных!

Помянув, что Бог в вере всем открыл дверь спасения с обетованием жизни вечной, Апостол именует Бога Царем веков, нетленным, в показание, что исполнение такого обетования Бог держит в руках Своих. Как нетленный, жизнь в Себе имеющий непрестающую, не заимствованную и не истощающуюся, Он дает и верующим жизнь, как Царь веков, — жизнь вечную и, как невидимый, — такую вечную жизнь, которой подобия не найдем ни в чем видимом. — Премудрость Божия, столь ясно проявленная в творении, наипаче воссиявшею зрится в воплощенном домостроительстве. Почему Апостол, подвигнутый к славословию созерцанием сего домостроительства, величает Бога здесь, — как и везде, — премудрым. — Честь и слава, Божеское поклонение и славословие, — да будет или да воздастся.

Наши толковники преимущественно обращают при сем внимание на то, к Кому относится сие славословие. Блаженный Феодорит пишет: «поелику Апостол показал, что Владыка Христос есть податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благоволению Бога Отца и содействии Божия Духа, от единого Лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество. Ибо нетрудно и узнать, что сказанное принадлежит не только Богу Отцу, но и Сыну и Святому Духу. Ибо Царь веков — не один Отец, но и Единородный Сын, — так как Он есть Творец веков, — а также и Дух Святый, — так как и Его вечным назвал Божественный Апостол, сказав: иже Духом Святым (греческое: αιωνιου — вечным) принесе Себе непорочна Богу (Евр. 9, 14). Также и нетление и невидимость свойственны и Сыну и Духу. А как сие таким образом приведено в ясность, то и имя Бога, поистине, есть имя Единой Троицы. Ибо, кроме Нее, нет иного Бога по естеству».

То же и у других. Блаженный Феофилакт прилагает нечто к истолкованию слов: единому премудрому. Это, — говорит, — сказано «для того, чтоб показать, что хотя и Ангелы, и люди имеют премудрость, но настояще премудр один Бог, как источник и виновник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастными ее».

Святой Златоуст из слов: честь и слава — делает такое приложение. «Честь и слава воздается не словами. Поэтому, так как и Он почтил нас не словами, а самым делом, то и мы воздадим Ему честь самым делом». Продолжает сие приложение блаженный Феофилакт: «слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом, делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтоб мы любили Его, Ему внимали и повиновались и чрез это сами же получали пользу; подобно тому как и дивящийся (смотрящий) на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-17 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Апостол так полон убеждением в истинности провозвещаемого им учения, что не иначе, как с чувством глубочайшей благодарности воспоминает о своем призвании к апостольскому служению. Только благодать, т. е. любовь Божия могла сделать из него, прежнего гонителя христиан, верного проповедника Христова Евангелия. Сам он был бессилен что-либо сделать для своего возрождения - Бог дал ему эту силу.

С верою и любовью во Христе. И вера, и любовь пробудились в Павле именно как результат могущественного действия божественной благодати.

Из которых я первый - ср. 1 Кoр. 15:9.

Царю же веков нетленному (т. е. неизменяемому)… Апостол так называет Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только к Богу и что учения о прочих вещах и предметах как существующих во времени не могут иметь первенствующего значения… Самый первый величайший предмет познания - Бог (у Полянского с. 283).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 16-17 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

О первенстве помилования своего Апостол говорит в тесном кругу тех лиц, которые более знали его, чем других Апостолов, с которыми он как-бы не дерзает сравнивать себя, как с праведниками. А сравнивает он себя с явными грешниками, долженствующими искать помилования своего чрез Христа, каковыми были между прочим и еретики, умиляясь же пред щедротами милости Божией, всегда готовой невидимо излиться на всех, ищущих ее, Апостол воссылает честь и славу Богукак вечному Царю и премудрому Промыслителю о спасении всех людей.

Св. И. Златоуст говорит: «Бог, желая уверить людей в том, что Он все им прощает, помиловал того, кто более всех согрешил. Следовательно, пусть никто не сомневается в спасении, когда я спасен». К сему блаж. Феодорит присовокупляет: «но божественный Павел сказал это, водясь скромным о себе образом мыслей. Надлежит знать, что не (нравственную) жизнь свою сознавал он беззаконною, но говорит так, припоминая свои попущения на Церковь, как пишет в послании к Коринфянам: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1Кор. 15:9)». «Поскольку же Апостол показал, что Владыка Христос есть Податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благословению Бога Отца и при содействии Духа Божия, от единого лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице». «Слава и честь, словами воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, что гораздо больше. Бог требует от нас, чтобы мы воздавали Ему честь и словом, и чтобы мы любили Его, внимали Ему и повиновались, и через это сами же получили пользу» (блаж. Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

1:17. Созерцая премудрость и благость Божью в том, что по отменении закона Он открыл свободный путь к спасению в Господе Иисусе для всех желающих веровать в Него и спастись, святой Павел славословит Бога. «Честь и слава Богу, благоволившему спасать грешников!» При этом он называет Бога Царем веков, нетленным, невидимым, дабы все знали, что Он как нетленный, имеющий в Себе Самом жизнь не прекращающуюся и не истощающуюся, даст такую же и верующим, как Царь веков даст вечную жизнь, а как невидимый, такую, подобия которой не найдем ни в чем видимом. Он называет Бога премудрым, ибо сам созерцает величайшую премудрость в устроенном Им, дивно-премудром домостроительстве спасения. Честь и слава – Божеское поклонение и славословие, да воздастся за все это Триединому Богу!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible