Скрыть
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый

Верно это слово и всякаго принятия достойно, что Иисус Христос пришел грешников спасти, как и Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк. 5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава (первый из) грешников.

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Припомним, как святой апостол Павел описывает свои прегрешения и душу свою ставит на самом последнем и низшем месте, говоря: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первем покажет все Свое долготерпение. Ибо вначале был я гонителем, досадителем и хульником, но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии (1Тим.1:13). Когда же и в какое время сказал он это? После великих подвигов, исполненных силы дел, после проповеди, по благовествованию Христову, проповеданной им в целом мире, после многократных смертей, многообразных скорбей, какие терпел от иудеев и язычников. И все еще взирал он на первые свои дела, не только не почитал себя достигшим чистоты, но не помышлял даже признать себя, как следовало, учеником. Ибо говорил: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Христову (1Кор.15:9). И когда паче всех людей одержал победу над страстями, говорил: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключимь буду (1Кор.9:27). Если же скажешь, что Апостол в иных местах повествует о себе и великое, то пусть сам он убедит тебя в рассуждении этого. Ибо говорит, что делал сие не добровольно, не ради себя, но для проповеди. И когда повествует о сем для пользы верных, представляет себя за таковую похвалу себе лишенным всякого разума, взывая и уверяя: вы мя понудисте (2Кор.12:11); и еще: не глаголю по Господе, но яко в безумии, в сей части похвалы (2Кор.11:17). Вот сие справедливое и верное правило, какое дал нам святой Павел.

Слова подвижнические. Слово 55

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 15-17 Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь

Верно слово, т. е. истинно то, что я буду говорить; удостоверьтесь на моем примере. От нихже первый есмь аз. Но в другом месте Апостол говорит: по правде законней быв непорочен (Фил. 3:6); почему же здесь он называет себя грешником и первым из грешников? На это ответим, что праведность по закону, в сравнении с праведностию по вере, не только не есть праведность, но даже первый грех: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Таким сравнением Апостол воспользовался и в другом месте, где сказал: ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу (2Кор. 3:10). Но сего ради помилован бых. Смотри, с каким уничижением говорит о себе Апостол. Если я, согрешивший больше всех, спасен, то не должно после этого сомневаться в спасении. Апостол Павел хочет показать, что он спасается не потому, что достоин спасения, но для того, чтобы другие не отчаявались в своем спасении. Все долготерпение. Вот как велико смирение Апостола! Ниспал я, говорит он, во всякий вид зла, нуждался во всем долготерпении, а не в некоторой только части его, как нуждаются согрешившие отчасти. За образ, – для примера, для утешения, для доказательства. В жизнь вечную. Вера во Христа бывает в надежде получить жизнь вечную. Царю же веков… Это понимай о святой Троице, потому что все эти наименования употребляются и о Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе: в одном месте все это говорится о Сыне, в другом – о Духе, а здесь – об Отце. Единому премудрому Богу. Рассуждая о любви Иисуса Христа, Апостол упоминает и об Отце и воссылает Ему славословие, чтобы кто-либо не подумал, что Отец не участвует в любви к нам. За любовь к нам нужно славить Пресвятую Троицу, потому что любовь эта обща всем лицам Пресвятой Троицы.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников.

Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись.

Из которых я первый.

Почему же он, сказав в другом месте: по правде законной непорочный (Флп. 3:6), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне грех, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча - свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: прославленное даже не оказывается славным (2Кор. 3:10).

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз.

Апостол не говорит буквою: если хочешь спастися, веруй; а только указывает самое надежное средство ко спасению. Желающий спасения уже сам собою устремится к нему. Верно слово и всякаго приятия достойно — слово о спасении грешников в Господе Иисусе Христе. Сам Он свидетельствовал: изыдох от Отца и приидох в мир (Ин. 16, 28). Чего ради? Не праведников взыскать, но грешников на покаяние спасительное (см.: Мф. 9, 13). Пошла проповедь: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15), и потекли на глас сей все сокрушенные сердцем и смиренные. Потекли, и спасаются. Возвещаемое словом Евангелия спасение исполняется в них делом. Ни одного истинно уверовавшего и искренно взыскавшего не обманула надежда. Все спасаются. И всякий, кто бы ни восхотел приступить к Господу, спасен будет. Удостоверяю в том собственным моим примером. Я первый из грешников и спасен. Какому же еще грешнику после меня возможно не быть спасену? Почему и удостоверяю, что слово о сем верно и всякаго приятия достойно. Верно,—«то есть не ложно и истинно» (блаженный Феодорит). Всякаго приятия достойно — достойно приятия открытым сердцем, без малейшей тени сомнения и колебания. «Поелику казалось невероятным, чтобы человек, несмотря на то, что он всю предшествовавшую жизнь провел (не принеся никакой) пользы и тщетно истратил ее на злые дела, мог потом спастись чрез одну веру: поэтому он и говорит: верно слово. — И в доказательство сего приводит себя самого: меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим. Он не только не стыдится, называя себя грешником, но еще особенно радуется о сем; так как чрез это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия (о грешниках)» (святой Златоуст).

Апостол называет себя первым из грешников. Это по чувству сокрушения и раскаяния, что прежде хулил Господа и гнал Церковь Его. Хоть и было здесь некое извинение в неведении; но сердце сокрушенное не любит выставлять смягчающие вину обстоятельства, а прибегает к одной милости, безответно считая себя виновным, и, получив помилование, все его в целости относит к милости, как к единому источнику. Уже в этом Апостол являет настоящий образец для всех кающихся; но еще более в том, что он так говорит о себе и так себя чувствует, после стольких трудов во славу Божию и после стольких милостей к нему Божиих. Не перестает болеть сердце, если сознает себя оскорбившим возлюбленного, хотя он оскорбляем был прежде возлюбления. Блаженный Феодорит пишет, что «Апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения».

Но другие иное некое предлагают при сем рассуждение. Святой Златоуст говорит: «как Апостол, сказав в другом месте, что он по правде законней непорочен (ср.: Флп. 3, 6), здесь говорит, что он грешник и первый из грешников? Это потому, что в сравнении с тою праведностию, которой причастниками соделал нас Бог (во Христе Иисусе) и которой поистине нужно искать, грешны даже те, которые были праведны в законе: вcи бо согрешиша и лишены суть славы Божия (Рим. 3, 23). Поэтому он не просто сказал: по правде, но: по правде законней. Ибо подобно тому, как человек, который приобрел много денег, хотя сам по себе и кажется богатым, однако когда сравнит свои стяжания с сокровищами царскими, то увидит себя весьма бедным и первым бедняком: так и здесь, сравнивая одну (законную) праведность с другою (благодатною), святой Павел показывает ничтожество (первой). И не только сие говорит, но еще признает грешниками тех, которые стяжали первого рода (праведность)». Ту же мысль выражает и блаженный Феофилакт, с некоторым особым оттенком. «Святой Павел ставит себя в ряду грешников, потому что пред правдою, яже о Христе, правда, яже по закону, ныне грех есть, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдою, подобно как в ночи и луна, и свеча свет есть. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует, кто пользуется свечою (подзаконной правды), когда воссияло солнце (правды Христовой)».

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый

Грешники! Восклоните главы ваши: Христос вас пришел спасти. И вот вам пример: великий гонитель христиан спасен Христом.

Дневник. Том II. 1857–1858

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-17 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Апостол так полон убеждением в истинности провозвещаемого им учения, что не иначе, как с чувством глубочайшей благодарности воспоминает о своем призвании к апостольскому служению. Только благодать, т. е. любовь Божия могла сделать из него, прежнего гонителя христиан, верного проповедника Христова Евангелия. Сам он был бессилен что-либо сделать для своего возрождения - Бог дал ему эту силу.

С верою и любовью во Христе. И вера, и любовь пробудились в Павле именно как результат могущественного действия божественной благодати.

Из которых я первый - ср. 1 Кoр. 15:9.

Царю же веков нетленному (т. е. неизменяемому)… Апостол так называет Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только к Богу и что учения о прочих вещах и предметах как существующих во времени не могут иметь первенствующего значения… Самый первый величайший предмет познания - Бог (у Полянского с. 283).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

Спасение во Христе – самое полное и совершенное, а потому и учение о нем есть учение самое лучшее, т.е. достойно самого твердого усвоения и последования ему. Оно заключается в том, что Иисус Христос спасает грешников (по вере их), восприяв на Себя ответственность за их бывшую и первородную греховность. Разительный пример этого спасения во Христе явлен на Ап. Павле, который по силе греховности своей пред Богом (за преследование христиан) считал себя первейшим, т.е. важнейшим грешником. И однако он призван был Христом и спасен. Так и все грешники, обращающиеся ко Христу, ища в Нем и через Него спасения, найдут оное. Посему совершенно не следует искать спасения вне Христа, ибо Он на то и пришел, чтобы грешников спасать, как Сам сказал о сем.

Св. И. Златоуст говорит: «поскольку казалось невероятным, чтобы человек, не смотря на то, что он всю предшествующую жизнь провел без пользы и тщетно истратив ее на злые дела, мог потом спастись через одну веру, – потому он и говорит: «верно слово». И в доказательство приводит себя самого: «меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим». Он не только не стыдится, называя себя грешником, но еще особенно радуется о сем, так-как через это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия».

«Ясно, что Апостол указывает (здесь) на различное отношение к человеку закона и благодати. Закон оживляет грех, обличает грешников, гнетет их чувством наказания. Но Христос возносит грех на крест, умерщвляет его Своею смертию, покрывает грешников Своею правдою и дает им вечное благословение Отца Небесного, вечное блаженство. Вот истина! Она противоположна учению ложных учителей. Эта истина достойна всякаго приятия, она достойна того, чтобы принять ее с открытым сердцем, с любовию и благодарностию» (И. П. Полянского, стр. 273).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.


Поэтому, если хочешь спастись, веруй в Господа Иисуса (1:15–17)
Иисус Христос затем и пришел, чтобы грешников спасти, и иного пути ко спасению нет. Образцом такого помилования служит сам святой Павел.
1:15. Верно – истинно, и всякого принятия достойно, без малейшей тени сомнения и колебания, слово о том, что Христос Иисус пришел в мир от Отца (см. Ин. 16:28), чтобы, как сказал Господь Спаситель, призвать не праведников, а грешников к спасительному покаянию (см. Мф. 9:13). И действительно, все покаявшиеся и уверовавшие во Христа, вследствие проповеди апостольской об этом, спасались. И сам святой Павел, хулитель, гонитель Иисуса Христа, богохульник злой, первый из грешников, достойный жестокого осуждения, покаялся, уверовал в Господа Христа, и был помилован и спасен Им. И это для того, чтобы быть ему образцом помилования для всех грешников.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible