Скрыть
И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру. Хлеб представляет собой совершенство и праведность вместе взятые: это хлеб, о котором Исайя говорит, что он будет дан тому, кто будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы (Ис 33:16), чьи глаза увидят Царя в красоте Его (Ис 33:17). Действительно, хлеб, являющийся основным пропитанием людей, однозначно указывает на главные добродетели. Что касается мяса, то его приносили вечером, что указывает на две вещи: во-первых, на плач покаяния, как говорит псалмопевец: Вечером водворяется плач (Пс 29:6), и умерщвление плоти, а также труды тяжкие, от которых страдают кающиеся, восходящие к совершенству. Но их печаль станет радостью утром, когда взойдёт Солнце правды и рассеет мрак греха.

Слова эти имеют и более высокий смысл, ибо они относятся и к Богу Слову, облачившему Себя нашей человеческой плотью и пришедшему к нам по вечеру, то есть при скончании времен. Он алчущих исполнил благ (Лк 1:53) Духом Святым, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя (Тит 3:6). Ефрем Сирин, Комментарии на 3-ю книгу Царств

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Итак, не хвастайся, когда постишься; не хвались, чтобы не вышло, что от поста тебе не будет никакой пользы: ведь то, что делается напоказ, не даст плода в будущем, а нынешние заслуги уничтожит. Илия пребывал в пустыне, так что никто не мог видеть его поста, кроме воронов, ибо они снабжали его пищей. И Елисей был в пустыне, где нельзя было найти пищи, кроме дикого вьющегося растения. Иоанн был в пустыне, где находил лишь акрид и дикий мёд. Постящимся пищу подавали святые ангелы. Даниил вкушал среди постящихся львов. Он вкушал пищу чужую, звери же не прикасались к своей. К постящимся прилетают яства, у едящих подкашиваются ноги: постящимся с неба нисходит манна, а на пирующих восходит грех отступничества.

Об Илии и посте

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6. И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

[Вопрос] Как Илия, будучи свят и ведя жизнь по закону, вкушал пищу, приносимую ему вранами? 
[Ответ] Сам Законоположник подавал ему пищу сию чрез вранов. Ибо Сам повелел ему жить при потоке Хорафове, обещав посылать пищу чрез вранов, и исполнил сие обещание, потому что враны приносили утром хлебы, а вечером – мяса. А сим Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые законы. Ибо Сам иногда повелевал преступать оные. (Так, Иисусу пророку, Елеазару первосвященнику, а с ним священникам и левитам и всему народу повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и теперь великому Илии повелел принимать пищу, приносимую ему вранами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы. (Так, Самсон за пьянство и сладострастие лишен был Божией благодати, а за то, что вкусил сотового меда, составленного пчелами в челюсти мертвого льва, нимало не был обвинен).

Толкование на 3-ю книгу Царств

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Блаженный Илия явился прообразом нашего Господа и Спасителя. Как Илия терпел гонения со стороны иудеев, так Господь наш, истинный Илия, был осуждён и отвергнут иудеями. Илия оставил народ свой, и Христос оставил синагогу; Илия ушёл в пустыню, и Христос пришёл в мир. Илию кормили в пустыне служившие ему вороны, а Христа подкрепляла в пустыне мира сего вера язычников. Верно, вороны, заботившиеся о блаженном Илии по велению Господа, были прообразом язычников, ибо по этому поводу сказано о Церкви язычников: Дщери Иерусалимские! черна я, но красива (Песн 1:4). Почему же Церковь черна и красива? - Черна по природе, красива по благодати. Почему черна? - Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50:7). Почему красива? - Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега (Пс 50:9). Почему черна? Апостол говорит: Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим 7:23). Почему красива? - Кто избавит меня от сего тела смерти ? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:24-25). Истинно, Церковь язычников была подобна ворону, покуда отвергала живого Господа и прежде принятия благодати служила идолам словно безжизненным трупам.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Отчего ворон утром кормит Илию хлебом, а вечером — мясом?

Ворон понимается как естество, помраченное по причине непослушания, а Илия, сидящий при потоке, понимается как ум ведующего, который зиждется в потоке 
искушений и аскетических трудов. Этот ум принимает
 утром от помраченного естества хлеб, то есть собирает 
ведение путем естественного созерцания сущего, а вечером принимает мясо — ведь он посвящается в таинство
 вочеловечения Господа, которое произойдет в последние 
дни, ибо Сотворивший естество из не сущего, разумеется, восстановит его, если оно испорчено.

Или же иначе: Илия понимается как образ Господа. 
Ведь, когда все сердца охватил духовный голод, Он вошел в поток, то есть в жизнь, и добровольно перенес искушения и страдания; когда Он пришел к своим, свои Его 
не приняли (Ин. 1, 11) и не накормили, а язычники, помраченные от идолопоклонства, приняли Его и накор
мили ведением и деланием, ибо хлеб означает ведение,
 а мясо — делание.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Если поток давал пророку естественное питье (у 70-ти слав. добавлено слово: ὕδωρ, воду, ст. 4 и 6), то пищу он получал чудесным путем: хлеб и мясо утром и вечером пророку, по повелению Божию, приносили вороны. Обилие чудес в истории пророков Илии и Елисея свидетельствует о попечениях милосердия Божьего о благочестивых в Израиле и, вместе, говорят о грубой чувственности народа, на которого могли оказывать влияние только чрезвычайные. Вороны могли быть избраны промыслом для питания пророка, как птицы пустыни (Ис XXXIV:11). В ритуальном смысле ворон в Ветхом Завете почитался нечистой птицей (Лев XI:15; Втор XIV:14); но повелением своим воронам «Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые обрядовые законы. Ибо сам повелел преступать оные (так, повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и Илии повелел принимать пищу, приготовляемую воронами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы (Самсон не был обвинен за вкушение меду из челюстей мертвого льва), блаж. Феодорит, вопр. 52. В ст. 6 LXX-т несколько изменяют смысл текста: вместо евр. »(приносили ему) хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру«, LXX имеют: ἄρτους τό πρωί καί τω κρέα τὸ δείλης, хлеб утром и мясо вечером - в параллель Исх XVI:8. У Xорафа пророк пробыл около года (евр. йамим, дни, нередко означает годичный срок: Лев XXV:29; Cyд XVII:10), - пока не высох поток от засухи.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее.

Ст. 5-6 И иде Илия, и сотвори по глаголу Господню и седе при потоце Хорафове пред лицем Иордановым, и вранове приношаху ему хлеб заутра и мясо к вечеру и от потока пияше воду

Для пророка нужно было уединение и безопасность от людей, особенно от разведчиков Ахаава. Этому способствовала не только пустынная местность, избранная для обитания пророка, но вместе чудесное пропитание его чрез воронов. Во́роны, доставляя ему ежедневно хлеб и мясо, избавляли его от необходимости сношений с людьми, отвлекали от него их подозрительность. С другой стороны, чудесное питание пророка имело то значение в его служении, что укрепляло в нем упование на Бога, столь нужное ему в предстоявшей ему борьбе с нечестием и в ожидающих его лишениях. Откуда во́роны могли доставать ему хлеб, когда был голод? Из тех стран, где не было этого бедствия. Во всяком случае немыслимо, чтобы у Творца и Промыслителя не было недостатка в средствах к пропитанию пророка. Что ворон по закону есть птица нечистая, запрещенная для употребления в пищу и в жертву (Лев. 11:15), это не могло служить препятствием к тому, чтобы Илия мог принимать пищу от этих птиц. Пища, которую они приносили, не была нечистою и не осквернялась от прикосновения к ней нечистого животного. И Сампсону не поставлено в вину то, что он вкушал сотовый мед, найденный им в челюсти нечистого животного и притом трупа.

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible