Скрыть
Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем

Почему она божится? Пророк просил хлеба, а она хлеба не имела. Она боялась, чтобы, пока она будет печь, жа­рить, приготовлять и поэтому медлить, пророк, потеряв терпе­ние, не удалился, и таким образом, чтобы не ушла добыча го­степриимства. Поэтому она предварила его клятвою, сказав: не муки у меня нет, но печеного хлеба, а мука есть. И не клятвою только она удостоверяет его в этом, но и самыми очевид­ными делами. «И вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем».

Сколько препятствий было у нее, и, однако, она все преодо­лела и превзошла. Слушай же: она была иноплеменница; это – одно препятствие; была сидонянка – другое препятствие, потому что не одно и тоже быть просто иноплеменником, или принад­лежать Сидону, нечестивейшему городу; этот город привел в пример крайнего нечестия Христос в Евангелии. Итак, она была иноплеменница, и сидонянка, и женщина, – пола сла­бого и во всех отношениях нуждающегося в помощи. Притом была и вдова – четвертое препятствие; пятое, и большее из всех – забота о пропитании детей. Пусть выслушают это вдо­вицы и питающие детей: вот и это не служило предлогом к тому, чтобы не творить милостыни и не принимать странников; оставалась одна только горсть муки, и после нее ожидалась смерть. Но ничто из всего этого не послу­жило препятствием. Укажу и на седьмое препятствие, – на того, кто имел быть принятым женою. Он был не близкий и не знакомый ей, но иностранец и чужой, и по самому богопочи­танию был отделен от нее; и не только иностранец и чужой, но и тот самый, кто навел голод.

Но ничто подобное не остановило этой жены; она дала пищу устам, которые истребили всю ее пищу, и виновника го­лода напитала остатками голода. Чрез тебя, говорит она, все мое состояние осталось в этой горсти; но и этой горсти я не щажу для тебя, а себя и детей предам смерти, чтобы ты, ви­новник бедствия, не испытал ни малейшего присутствия бед­ствия. Кто может представить себе другой, высший пример гостеприимства? Невозможно найти никакого. Она увидела стран­ника, и тотчас забыла о природе, перестала думать о болезнях рождения, и, видя сонм детей, не смутилась.

Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-16 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию

Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка - все эти черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. Блаж. Феодорит говорит: «дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она, что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, - не изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов» (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у вдовы было несколько сыновей: τοῖς τέκνοις μου - чадом своим (евр. ед. ч.: ливни; рус. Синод.: «для сына моего»); равным образом и в ст. 15: τὰ τέκνα αὐτῆς - чада ея (евр. бетаг, «дом ее»). Но в том и другом случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15 говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу.

И рече жена: жив Господь Бог твой, аще есть мене опреснок, но токмо горсть муки в водоносе (ведре) и мало елея в чванце (кувшине), -и се аз собираю два поленца, и вниду (в дом) и сотворю (опреснок) себе и чадом моим, и снемы и умрем

Вдова дает понять пророку, что готова бы накормить его, но, к сожалению – нечем, у ней нет печеного хлеба, и осталось во всем ее хозяйстве только горсть муки и немного елея. Из этого остатка она приготовит небольшой пресный хлеб для себя и для детей, – «съедим и умрем». Слова свои о этой крайней скудости она подкрепляет клятвой жив Господь Бог твой, т.е. как несомненно то, что Господь, в Которого ты веруешь и Которому служишь, есть присноживущий Бог, так несомненно и то, что не имею возможности дать тебе пищи, тем, что у меня осталось, нельзя поделиться с посторонним человеком, чтобы самой с детьми не умереть с голоду. Не мне, а Богу твоему поверь, что говорю сущую правду – Бога, Которым вдова клялась, она называет Господом (Иеговою), Богом Илии (Бог твой), потому что по наружности, т.е. по чертам лица и по одежде признала в Илие Израильтянина, чтителя Иеговы. А что она сама клянется Иеговою, это означает, что она хотя живет среди язычников и вместе с ними служит отечественным богам, принадлежит также к числу чтителей Бога Израилева и близка к тому, чтобы признавать Его не только национальным Еврейским Богом, но вместе Богом всей земли. Примеры чтителей истинного Бога среди язычников представляет история в лице Мельхиседека, Иова, Савской царицы, Неемана Сирийца, жены Хананейской, испросившей у Христа исцеление своей бесноватой дочери. И не для того ли Господь послал пророка к иноплеменнице, чтобы примером этой чтительницы Бога, вера в Которого проторгается у ней из глубины языческого суеверия, обличить Израильтян, от истинной веры ниспадших в суеверие, уничижавших первую смешением с последним? – Для приготовления кушанья она собирает два поленца, т.е. немного полен. Определенное число два – употреблено вместо неопределенного, подобно тому, как мы говорим «на пару слов».

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible