Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что́ ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-16 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию
Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка - все эти черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. Блаж. Феодорит говорит: «дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она, что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, - не изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов» (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у вдовы было несколько сыновей: τοῖς τέκνοις μου - чадом своим (евр. ед. ч.: ливни; рус. Синод.: «для сына моего»); равным образом и в ст. 15: τὰ τέκνα αὐτῆς - чада ея (евр. бетаг, «дом ее»). Но в том и другом случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15 говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу.
И рече к ней Илия: дерзай, вниди (в дом) и сотвори по глаголу твоему: но сотвори мне оттуду (там) опреснок мал прежде и изнесеши ми, себе же и чадом твоим да сотвориши последи
Вдова выразила опасение умереть от голоду. Дерзай, говорит ей пророк, не бойся, не умрешь от голода, надейся на промышление Бога Израилева. Как пророк, уверяю тебя в Его помощи. Вниди, продолжает Илия, ступай домой, и сотвори по глаголу твоему, – будь по твоему, займись приготовлением кушанья, не смущайся только мыслию о скудости его. Но прежде чем сделаешь это для себя и детей, исполни сначала обязанность гостеприимства сотвори мне опреснок мал прежде (наперед), и уже затем позаботься о себе и детях, себе же и чадом твоим да сотвориши последи. – Из чего же я буду приготовлять пищу для себя и моих детей, когда все, что у меня есть, я употреблю для накормления гостя? – Не давая вдовице высказать это недоумение, естественно могшее возникнуть в ее душе, пророк продолжает.