Скрыть
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Другому дана вера, так что умирает за нее; иному благодать исцелений.

На 1-е послание к Коринфянам

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Итак, эта даруемая по благодати Святым Духом вера не только научает, но и действует превыше человеческих сил. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет (Мф. 17:20)… Так же, как горчичное зерно, малое по величине, пламенно по действию и, будучи посеяно на малом пространстве, раскидывает много ветвей, а когда вырастает, может укрывать и птиц, так и вера в душе в скором времени творит величайшие дела. Ибо [душа] помышляет о Боге и, просвещенная верой, созерцает Бога, насколько вмещает, обтекает пределы мира и прежде скончания этого века уже видит суд и обещанное воздаяние.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1Кор.12:8–9). Видишь ли, как он везде прибавляет: «тем же Духом»? Он знает, что в этом и заключается великое утешение. «Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:10). Так как последним они более всего гордились, то он и поставляет это на конце и присовокупляет: «все же сие производит один и тот же Дух» (1Кор.12:11). Дух. Вот всеобщее врачевство утешения: все мы получаем от одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника! Поэтому-то он непрестанно употребляет это слово и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух и Сын и Отец подают дарования; а здесь говорит только о Духе, чтобы ты и отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. Что же значит: слово премудрости? То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын грома. А слово разума? То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали. Другому же вера: не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф.17:20). И апостолы о ней просили, когда говорили: «умножь в нас веру» (Лк.17:5). Она – мать чудотворений. Но иметь чудотворения, и дарования исцелений – не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал, а имевший чудотворения мог и наказывать; от чудотворения не только врачевание, но и наказание, как например Павел ослепил, Петр поразил смертью. «Иному пророчество, иному различение духов». Что значит: «различение духов»? Знание того, кто духовный и кто не духовный, кто пророк и кто обманщик, как говорит он и Фессалоникийцам: «пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Сол.5:20–21). В то время была великая опасность от лжепророков, потому что диавол всячески старался противопоставить ложь истине. «Иному разные языки, иному истолкование языков». Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог; а иной имел способность к тому и другому, или к чему-нибудь одному из двух.

Этот дар (языков) почитался великим, потому что его и апостолы прежде всего получили и из коринфян многие имели, а дар учения – не так. Потому (апостол) поставляет тот прежде, а об этом (говорит) после. Между тем и тот для этого, равно как и все прочее, и пророчества, и чудотворения, и разные языков, и истолкование языков; и ничто не может равняться с ним, как он сам говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17); и еще в послании к Тимофею: «занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1Тим.4:13–14). Видишь ли, как он называет и это дарованием? Далее то же утешение, которое он предложил выше в словах: «Дух один и тот же», повторяет и здесь, говоря: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

И не только утешает, но и заграждает уста противнику словами: «разделяя каждому особо, как Ему угодно», потому что утешая надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: «ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим.9:20). Так и здесь: «разделяя каждому особо, как Ему угодно». Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Как об Отце сказал: «а Бог один и тот же, производящий все во всех», так и о Духе: «все же сие производит один и тот же Дух». Но производит, скажешь, под влиянием Бога?

Нигде (апостол) не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит: «производящий все во всех», говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духом, то, чтобы ты не подумал, что это выражение означает унижение (Духа) или зависимость (действий Его от другого), присовокупляет, что Дух действует, а не побуждается к действию, и действует, «как Ему угодно», а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он «воскрешает мертвых и оживляет», равно и о Себе самом, что Он «оживляет, кого хочет» (Ин.5:21), так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властью и ничто Ему не препятствует, – слова: «дышит, где хочет» (Ин.3:8), хотя сказаны о ветре, именно это и доказывают, – а здесь говорится, что Он «все производит,… как Ему угодно». Из другого места можешь видеть, что Он не из тех, чрез кого действуют, но сам действует: «ибо кто из человеков знает, – говорит (апостол), – что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). Дух человека, т. е. душа, не имеет нужды в постороннем воздействии, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно и Дух Святый – чтобы знать Божие: потому и говорит, что Дух Святый знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию (кем-нибудь другим), то зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров апостолам, Он тем более сам не находится в зависимости. Кроме того скажу и то, что я говорил прежде. Что именно? То, что если бы Дух был меньше и не единосущен (Отцу и Сыну), то не было бы никакого утешения в словах, что действует один и тот же Дух. Получивший что-нибудь от царя имеет великое утешение в том, что (царь) сам дал ему; а получивший от раба может еще более печалиться, что ему принес это посторонний. Таким образом и отсюда ясно, что Дух Святый не рабского, а царского существа: Апостол утешает коринфян как словами: «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же», так и вышесказанными: «Дары различны, но Дух один и тот же», и последующими: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Гомилия 29 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Без духа веры никто не поверит правильно, без духа молитвы никто не получит должного ответа. И все не потому, что так много духов, но сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Верою апостол называет здесь не общую веру, но ту, о которой говорит несколько ниже: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять (1Кор. 13:2).

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иному вера, тем же Духом

Вера не в догматы, но чудодейственная, которая и горы переставляет (Мф. 7:20).

Иному дары исцелений, тем же Духом

Дар исцелять всякую болезнь и всякую немощь.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 8-10 Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о том же Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков

Таково разнообразие даров Святого Духа!

«Что значит слово премудрости? – То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын громов. А слово разума? – То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали» (святой Златоуст). «Словом премудрости Апостол называет не красноречие, но истинное учение, благодать которого прияли и сам божественный Апостол, и богомудрый Евангелист Иоанн, и божественнейший первоверховный из Апостолов Петр, и первый из мучеников блаженный Стефан. Ибо рыбари, питающиеся трудами рук, не знающие грамоты, не могли бы отважиться всенародно говорить и писать, исполняя притом слова и писания свои самой великой, какая только возможна, силы, если бы не прияли истинной премудрости от Божественного Духа. Другие же из уверовавших, хотя имели ведение, но не в силах были, подобно им, говорить народу. И сие было даром ведения, по благодати Святого Духа» (Феодорит). Феофилакт выставляет такую причину, почему так надобно понимать слово премудрости: премудрость,– σοφια, она называется уяснительницею– σαφεια,– так как она проясняет,– διασαφουσα, сокровенное. Но, может быть, под словом премудрости можно разуметь слово деятельное, от опытности духовной, о тайнах жизни духовной; а под словом разума – слово знательное, умозрение, о тех же предметах, сколько то доступно уму.

Что вера? – Это «не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (Мф. 17, 20). И Апостолы о ней просили, когда говорили: приложи нам веру (Лк. 17, 5). Ибо она мать чудотворений» (святой Златоуст). «Здесь разумеет Апостол не веру общую, но ту, о которой говорит несколько ниже: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти (13, 2). Ибо по причине преобладающего неверия (Апостолы и другие верующие) творили много подобных изумительных чудес, и ими руководили неверных к истине» (Феодорит).

Что дарования исцелений? – Феодорит пишет: «Апостол разумеет под сим уврачевание недужных, дарование хождения хромым и возвращение света лишенным зрения. Ибо сие совершалось в то время, свидетельница чему история Деяний. Так о богомудром Петре сказано, что многих недужных на стогнах полагали на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них (Деян. 5, 15); а о божественном Павле, что пот одежд его изгонял болезни (19, 12)».

Что действия сил? – Святой Златоуст говорит: «Иметь действия сил и дарования исцелений не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал; а имевший действия сил мог и наказывать, ибо от силы не только врачевание, но и наказание, как например, Павел ослепил, Петр поразил смертию». То же и Феодорит: «Сие дарование нередко налагало и наказания, как на Елиму – лишение света, а на Ананию и Сапфиру – преждевременную смерть». Экумений прилагает сюда силу предавать сатане, да научатся не хулити (1Тим. 1, 20).

Что пророчество? – Это дар прозревать будущее, открывать сокровенное, узнавать у кого что на сердце. «И сего дарования были тогда причастниками многие, не только мужи, но и жены» (Феодорит). Пророчествовали дочери Филиппа; некто Ананий предсказал святому Павлу узы, и др.

Что разсуждения духовом? – Феодорит пишет: «Поелику в то время были и прорицатели (по внушению бесов), обольщавшие людей, то иным подаваема была Божественным Духом и такая некая благодать, чтобы обличать одержимых сопротивным духом». Святой Златоуст говорит, что «Рассуждение духовом есть знание того, кто духовный (Духом Святым исполнен) и кто не духовный (от себя только говорит), кто пророк и кто обманщик. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что дьявол всячески старался противопоставить ложь истине».

Что роди языков? – Дар говорить на разных языках, не от изучения их, а по дарованию от Духа Божия. Римская империя преисполнена была народами разноязычными. Чтоб никто не лишен был возможности слышать благовестие, всюду подаваем был дар говорить разными языками. Этот дар и дар слова премудрости были самые необходимые. «Апостол дал ему последнее место, а дарованию учительства первое, потому что для обоих сих дарований даны и прочие, чтобы проповедь приемлема была с верою» (Феодорит). «Этот дар (языков) почитался великим; его и Апостолы прежде всего получили, и из коринфян многие имели, но дар учения выше. Его и поставил Апостол прежде, а об этом говорит в конце, ибо этот для того (дара учения), равно как и все прочее, и пророчества, и действия сил, и дарование исцелений,– и ничто не может равняться с ним, как сам он говорит: прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении (1Тим. 5, 17)» (святой Златоуст).

Что сказания языков? – Дар истолковывать для других сказанное на чужих языках. «Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог; а иной имел способность к тому и другому» (святой Златоуст). «И это было духовное дарование. Ибо нередко знающий один только еллинский язык, когда другой беседовал на языке скифском и фракийском, переводил его слушающим» (Феодорит). «Этот дар иногда имели и сами говорившие на языках, и сами себя истолковывали» (Экумений).

Перечисляя такие дарования, Апостол изъяснил, что они даются то о томже Дусе, то темже Духом, «научая, что хотя потоки различны, но источник несомненно один. Но и сего признал недостаточным, а присовокупил» (Феодорит):

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Говорит это для того, чтобы иной выбрал возможность, преодолев собственную застенчивость, распространять и охранять веру.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1Кор.12:7-10)  Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11-13)


«Каждому дается проявление Духа на пользу – все мы одним Духом крестились – и все напоены одним Духом». Этими словами апостола не устраняется та истина, что есть между христианами и пастыри, и пасомые, и начальствующие, и подчиненные, ибо, хотя все истинно верующие в Иисуса Христа, как в Господа, обнаруживают чрез это, что имеют Святого Духа (1Кор.12:3), однако действия Духа весьма различны, дарования Его разнообразны (1Кор.12:4-5), одни дарования свойственны пасомым и подначальным, а другие пастырям и начальникам.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом

Вера - не та, которая свойственна всем христианам, не вера в догматы христианства, а вера чудодейственная (ср. Мф XVII:20; XXI:21), когда человек до того уверен в своем общении с Богом, что во имя Божие, - конечно, в экстренных случаях, - решается идти на борьбу со всеми препятствиями, какие ставит ему на пути обычный закон жизни природы, и совершает чудеса. - Дары исцеления (χαρίσματα ιαματων). Это - вид чудодейственной веры и притом не один, а много видов, как показывает употребление обоих существительных во множ. числе. Были разные болезни, были и разные целители, владевшие даром исцеления от одной болезни и не владевшие даром исцелять другие.

См. также Толкование на 1Кор. 12:4

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно
 

Перечисление даров дается полное и совершается оно по сродству и различию их, чтобы показать их разнообразие и полноту. Первый дар, указываемый Апостолом, есть премудрость, т. е. возможно полное понимание Христианства, соединенное с способностию возвещать о нем для всех, второй – простое ведение, третий – вера, способная и горы переставлять (Мф. 17:20), четвертый – дар исцелять больных, пятый – сила не только врачевать и проявлять милость, но и совершать наказания (1Тим. 1:20), шестой – пророчество, седьмой – уменье различать истинных духоносцев от лживых и сила обличать последних, осьмой – дар говорить на разных языках и наконец девятый – способность изъяснять сказанное.

По слову блаж. Феодорита «эти различные дары, как различные потоки, но источник несомненно один», т. е. Святой Дух, Который разделяет их по мере сил носителей и по своему промышлению. Останавливаясь на этой последней мысли, святой И. Златоуст говорит: «как об Отце Сын говорит, что Он воскрешает мертвых и живит, равно и о Себе Самом, что Он их же хощет живит (Ин.5:21); так и Дух, здесь говорится, что Он вся действует: якоже хощет» (ср. 1Кор. 2:11).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О нетлении святых мощей.

Ин.11:39. Не только Лазарь предался тлению как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39, но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36, все же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22. Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8-11, поэтому нам, грешным, нужно только смиренно, исповедывать бессилие своего познания перед премудростию Божией: Рим.11:33-342Тим.1:10.

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 8-10 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков

Все дары Святого Духа Апостол распределяет на три класса, по значению их для пользы Церкви. Дары познания и слова учительства, слово мудрости – изложение веры Христовой и сведений об этой вере сильным словом, которому никто не мог противиться. Слово знания – изложение той же веры, но соединенное с глубочайшим проникновением в тайны и требования ее. Дары практической жизни – вера, мать знамений и чудес (ср. Мф. 17:20), совершительница того, что выше человеческих сил (Златоуст). Дары исцелений разных болезней чудотворным действием веры, чудотворения (в слав. действия сил) – исцеление не только болезней, но и совершение других чудесных действий. Пророчество – откровение тайн Божественных для увещания и утешения Церкви, способность узнавать у кого что на сердце. Различение духов – дар отличать истинное пророчество от ложного (кто духовный, Духа Святого исполнен, и кто не духовный, от себя говорит), и объяснять не совсем ясное в пророчествах. Дары чрезвычайные, менее служащие к назиданию Церкви, разные (различные) языки – дар говорить, не учась, на разных языках. Истолкования языков – дар изъяснять сказанное на разных языках другим, для назидания Церкви. Иной, получивший дар языков, сам знал, что он говорит, но другому истолковать не мог, а иной имел дар того и другого (Златоуст). Но несмотря на это различие даров, один и тот же раздаятель их – Дух Святой, дарующий их по Своему усмотрению.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible