Скрыть
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Сие же все от Одного и Того же Духа, Который дает и разделяет по воле Своей.

На 1-е послание к Коринфянам

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Итак, мы будем говорить о Святом Духе только то, что написано, а о чем не написано, о том не будем любопытствовать. Сам Дух Святой изрек Писания, и Сам о Себе сказал, сколько хотел или сколько мы можем вместить. Итак, будем говорить то, что Он сказал, а чего не сказал, того и не дерзаем.

…Один и тот же дождь идет во всем мире. Однако в лилии он становится белым, в розе - красным, в фиалках и гиацинтах - багряным, и в разных видах - разноцветным и разнообразным. В финике он один, а в винограде - другой, и во всем принимает свой вид, будучи единообразным и не отличным сам по себе. Ведь дождь не изменяется сам по себе и не сходит то в том, то в другом виде, но, подчиняясь составу тех вещей, которые его принимают, сообразуется с каждой.

Так и Святой Дух, будучи одним, единообразным и нераздельным, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое дерево, напитавшись влагой, пускает ветви, так и грешная душа, через покаяние сподобившись Святого Духа, приносит плоды правды. Ибо Он, будучи единообразен, по воле Бога [Отца] и именем Христа производит многие добродетели. У одного обращает язык к премудрости, у другого просвещает пророчеством душу, иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность толковать божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию, иного научает посту и подвижничеству, другого научает презрению того, что относится к телу, прочего готовит к мученичеству, в других производит другое, но Сам в Себе не различен.

Огласительные слова для просвещаемых

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Дух говорил и в патриархах, и в пророках, и в апостолах, а апостолы начали достигать совершенства после того, как обрели Святого Духа. Итак, нет разделения между силой Божией и благодатью, потому что хотя дары различны, но Дух один и тот же.

О Святом Духе. Книга 2


То, что Бог разделяет, относится к Его справедливости; то, что разделяет сообразно Своей воле, относится к Его могуществу или говорит о том, что Он хочет каждому дать то, что, как Ему ведомо, принесет пользу.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1Кор.12:8–9). Видишь ли, как он везде прибавляет: «тем же Духом»? Он знает, что в этом и заключается великое утешение. «Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:10). Так как последним они более всего гордились, то он и поставляет это на конце и присовокупляет: «все же сие производит один и тот же Дух» (1Кор.12:11). Дух. Вот всеобщее врачевство утешения: все мы получаем от одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника! Поэтому-то он непрестанно употребляет это слово и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух и Сын и Отец подают дарования; а здесь говорит только о Духе, чтобы ты и отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. Что же значит: слово премудрости? То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын грома. А слово разума? То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали. Другому же вера: не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф.17:20). И апостолы о ней просили, когда говорили: «умножь в нас веру» (Лк.17:5). Она – мать чудотворений. Но иметь чудотворения, и дарования исцелений – не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал, а имевший чудотворения мог и наказывать; от чудотворения не только врачевание, но и наказание, как например Павел ослепил, Петр поразил смертью. «Иному пророчество, иному различение духов». Что значит: «различение духов»? Знание того, кто духовный и кто не духовный, кто пророк и кто обманщик, как говорит он и Фессалоникийцам: «пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Сол.5:20–21). В то время была великая опасность от лжепророков, потому что диавол всячески старался противопоставить ложь истине. «Иному разные языки, иному истолкование языков». Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог; а иной имел способность к тому и другому, или к чему-нибудь одному из двух.

Этот дар (языков) почитался великим, потому что его и апостолы прежде всего получили и из коринфян многие имели, а дар учения – не так. Потому (апостол) поставляет тот прежде, а об этом (говорит) после. Между тем и тот для этого, равно как и все прочее, и пророчества, и чудотворения, и разные языков, и истолкование языков; и ничто не может равняться с ним, как он сам говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17); и еще в послании к Тимофею: «занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1Тим.4:13–14). Видишь ли, как он называет и это дарованием? Далее то же утешение, которое он предложил выше в словах: «Дух один и тот же», повторяет и здесь, говоря: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

И не только утешает, но и заграждает уста противнику словами: «разделяя каждому особо, как Ему угодно», потому что утешая надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: «ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим.9:20). Так и здесь: «разделяя каждому особо, как Ему угодно». Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Как об Отце сказал: «а Бог один и тот же, производящий все во всех», так и о Духе: «все же сие производит один и тот же Дух». Но производит, скажешь, под влиянием Бога?

Нигде (апостол) не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит: «производящий все во всех», говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духом, то, чтобы ты не подумал, что это выражение означает унижение (Духа) или зависимость (действий Его от другого), присовокупляет, что Дух действует, а не побуждается к действию, и действует, «как Ему угодно», а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он «воскрешает мертвых и оживляет», равно и о Себе самом, что Он «оживляет, кого хочет» (Ин.5:21), так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властью и ничто Ему не препятствует, – слова: «дышит, где хочет» (Ин.3:8), хотя сказаны о ветре, именно это и доказывают, – а здесь говорится, что Он «все производит,… как Ему угодно». Из другого места можешь видеть, что Он не из тех, чрез кого действуют, но сам действует: «ибо кто из человеков знает, – говорит (апостол), – что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). Дух человека, т. е. душа, не имеет нужды в постороннем воздействии, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно и Дух Святый – чтобы знать Божие: потому и говорит, что Дух Святый знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию (кем-нибудь другим), то зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров апостолам, Он тем более сам не находится в зависимости. Кроме того скажу и то, что я говорил прежде. Что именно? То, что если бы Дух был меньше и не единосущен (Отцу и Сыну), то не было бы никакого утешения в словах, что действует один и тот же Дух. Получивший что-нибудь от царя имеет великое утешение в том, что (царь) сам дал ему; а получивший от раба может еще более печалиться, что ему принес это посторонний. Таким образом и отсюда ясно, что Дух Святый не рабского, а царского существа: Апостол утешает коринфян как словами: «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же», так и вышесказанными: «Дары различны, но Дух один и тот же», и последующими: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Гомилия 29 на 1-е послание к Коринфянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Неужели все говорят языками? Неужели все понимают? Вы стремитесь к большим дарам, но один только Дух творит все, разделяя каждому по желанию Своему.

Разговор против пелагиан

Августин Аврелий, блж. (†430)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Не все получают все: эти - одно, те - другое; хотя и получают сам дар, которым все разделяется соответственно каждому, дар - Святой Дух.

О Троице

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Всем этим апостол утешает получивших меньшие дарования, научая их, что и это - дары Божественного Духа.

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Опять предлагает то же утешение, то есть что все производит один и тот же Дух. Особенно же заграждает уста тому, кто не доволен своим уделом; ибо говорит: как Ему угодно, так и творит. Кто же ты такой, что не доволен? Заметь это изречение и против восставших на Духа. Ибо Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Посему Он - Владыка и Бог. И действует, как и Отец, производящий все во всех (выше, ст.6).

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет

«Всем этим Апостол утешает приявших меньшие дарования, научая их, что и это дары Божия Духа, а Дух Божий подает, как Ему угодно; угодно же Ему полезное» (Феодорит). «Вот главное основание утешения: мы все получаем из одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника. Посему-то он непрестанно употребляет это слово, и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух, и Сын, и Отец подают дарование, а здесь говорит только о Духе, дабы ты отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. И не только утешает он этим, но и заграждает уста противнику словами: разделяя коемуждо, якоже хощет; ибо, утешая, надобно и вразумлять, как он поступает и в послании к Римлянам, когда говорит: ты кто еси против отвещаяй Богови (Рим. 9, 20)? Так и здесь: разделяя властию коемуждо, якоже хощет. Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Ибо как об Отце сказал: а тойжде Бог действуяй вся во всех; так и о Духе: вся же сия действует един и тойжде Дух. Но действует, скажешь, под влиянием Бога? – Нигде Апостол не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит о Боге Отце: действуяй вся во всех, говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духом (δια του Πνευματος,– дается слово премудрости), то, дабы ты не подумал, что это выражение означает унижение Духа, или зависимость действий Его от другого, присовокупляет, что Дух действует, а не побуждается к действию, и действует, якоже хощет, а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он воскрешает мертвыя и живит, равно и о Себе Самом, что Он ихже хощет живит (Ин. 5, 21); так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властию, и ничто ему не препятствует,– ибо слова: идеже хощет, дышет (Ин. 3, 8), хотя сказаны о ветре, но доказывают и это; а здесь говорится, что Он вся действует, якоже хощет. И из другого места можешь видеть, что Он не такое существо, чрез которое действуют, но Сам действует; кто бо весть,– говорит Апостол,– яже в человеце, точию дух человека? тако… и Божия никтоже весть точию Дух Божий (1Кор. 2, 11). Дух человека, то есть душа, не имеет нужды в постороннем побуждении, чтобы знать свое; это всякому известно; следовательно, и Дух Святой – чтобы знать Божие, ибо, говорит, Дух Святой знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию кем-либо другим, то, зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров Апостолам, Он тем более Сам не находится в зависимости.– Не будем же унывать, скорбеть и говорить: почему я то получил, а это не получил; не будем требовать отчета от Святого Духа, ибо если ты знаешь, что Он подает по Своему промышлению, и сознаешь, что по тому же промышлению Он подает в известной мере, то будь доволен и радуйся тому, что получил; не огорчайся тем, чего не получил, но еще воздавай благодарение за то, что не получил выше сил своих» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

То, что выше говорил о трех Лицах, апостол теперь провозглашает как деяние через одного Святого Духа. Ибо поскольку все Три - одной  природы и добродетели, то, когда производит Один, действуют Три: един при этом Бог, Чья благодать разделяется, как того хочет, не по заслугам людей, но более для строительства Церкви Его. Ибо все, чему мир хочет подражать, но не может, ибо мир есть плотян, то можно видеть в Церкви, которая есть дом Бога, и оно есть обеспечиваемое трудами каждого по дару и наставлению Святого Духа для доказательства истины в тех, кого презирают в мире.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1Кор.12:7-10)  Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11-13)


«Каждому дается проявление Духа на пользу – все мы одним Духом крестились – и все напоены одним Духом». Этими словами апостола не устраняется та истина, что есть между христианами и пастыри, и пасомые, и начальствующие, и подчиненные, ибо, хотя все истинно верующие в Иисуса Христа, как в Господа, обнаруживают чрез это, что имеют Святого Духа (1Кор.12:3), однако действия Духа весьма различны, дарования Его разнообразны (1Кор.12:4-5), одни дарования свойственны пасомым и подначальным, а другие пастырям и начальникам.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Особую важность Ап. придает тому обстоятельству, что при всем разнообразии даров между ними существует единство по их происхождению от Единого Св. Духа. - Разделяя (διαιρου̃ν), т. е. раздавая дары с разбором, соответственно способностям каждого получающего. Но часто и способный от природы человек не удостаивается получить духовного дара, потому что Дух Св. действует, как Ему угодно, т. е. согласно с основными свойствами Своего существа: премудростью, благостью и справедливостью.

См. также Толкование на 1Кор. 12:4

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно
 

Перечисление даров дается полное и совершается оно по сродству и различию их, чтобы показать их разнообразие и полноту. Первый дар, указываемый Апостолом, есть премудрость, т. е. возможно полное понимание Христианства, соединенное с способностию возвещать о нем для всех, второй – простое ведение, третий – вера, способная и горы переставлять (Мф. 17:20), четвертый – дар исцелять больных, пятый – сила не только врачевать и проявлять милость, но и совершать наказания (1Тим. 1:20), шестой – пророчество, седьмой – уменье различать истинных духоносцев от лживых и сила обличать последних, осьмой – дар говорить на разных языках и наконец девятый – способность изъяснять сказанное.

По слову блаж. Феодорита «эти различные дары, как различные потоки, но источник несомненно один», т. е. Святой Дух, Который разделяет их по мере сил носителей и по своему промышлению. Останавливаясь на этой последней мысли, святой И. Златоуст говорит: «как об Отце Сын говорит, что Он воскрешает мертвых и живит, равно и о Себе Самом, что Он их же хощет живит (Ин.5:21); так и Дух, здесь говорится, что Он вся действует: якоже хощет» (ср. 1Кор. 2:11).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О нетлении святых мощей.

Ин.11:39. Не только Лазарь предался тлению как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39, но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36, все же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22. Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8-11, поэтому нам, грешным, нужно только смиренно, исповедывать бессилие своего познания перед премудростию Божией: Рим.11:33-342Тим.1:10.

священник Николай Рудинский (†1937)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Святой Дух, единосущный Богу Отцу и Сыну, раздает дары, общие всей Святой Троице, каждому на пользу, по Своему усмотрению, как Ему угодно.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible