Скрыть
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-10 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Далее (апостол) приводит причину, рассуждая с своими слушателями, как с свободными, что я многократно замечал. Какая же причина? «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1Кор.11:7). Опять же вторая причина: муж, говорит он, не должен покрываться не только потому, что имеет главой своей Христа, но и потому, что имеет власть над женой. Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Потому, как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемой без пояса и (приличной сану) одежды, так и ты без знаков своей власти, т.е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности. Жена же слава мужу есть. Следовательно власть мужа (над женой) естественна. Объяснив это, он далее представляет другие основания и причины, возводит тебя к началу творения и говорит: «ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1Кор.11:8). Если происхождение одного от другого составляет славу последнего, то тем более сходство их. «И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор.11:9). Это – второе преимущество, или, лучше, третье и четвертое. Первое то, что наша глава есть Христос, а мы (глава) жены; второе то, что мы – слава Божия, а наша слава – жена; третье то, что не мы от жены, но жена от нас; четвертое то, что не мы для нее, а она для нас. «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти» (1Кор.11:10). Почему же именно? По всем сказанным (причинам), и кроме того для Ангелов. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов.

Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он – образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается). Потому посуди, как велико преступление, когда ты, удостоившийся такой власти, бесчестишь себя, принимая вид жены; ты делаешь то же, как если бы, получив диадему, сбросил ее с головы, и вместо диадемы надел рабскую одежду.

Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам


Если бы под образом разумелся здесь тот неизменный вид, какой имеет Бог, и человек потому назывался бы образом Божиим, что Бог имеет такой же вид, то, согласно с теми, следовало бы назвать образом не только мужа, но и жену, потому что и у жены и у мужа один отпечаток и отличительное свойство, и одно подобие. Так почему же муж называется образом Божиим, а жена нет? Потому что (апостол) говорит об образе не по внешнему виду, а по владычеству, которое имеет один муж, а не жена. Он никому не подчинен, а она подчинена ему, как сказал Бог: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт. 3:16); потому муж есть образ Божий, что никого не имеет выше себя, как нет никого и выше Бога, но над всем Он господствует, а жена – слава мужа потому, что подчинена мужу.

Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 2

Августин Аврелий, блж. (†430)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа

Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая - тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, - обе от Бога… [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все - от Бога.

О книге Бытия против манихеев.


Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26). Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого - но по образу Троицы.

О Книге Бытия буквально. Книга неоконченная (ранняя редакция)

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Почему же Павел мужа назвал образом Божиим, а жену — образом мужа? Мы ответим: в начале жена была равночестна и удостоена того же права обладания; поскольку же она пала, то умалено и ослаблено право ее, и она подчинена власти мужа. Не вынесла ты равночестия, сказано ей, поэтому приими умаление. К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт.3:16).

Письма. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия

Первой причиной выставил то, что муж имеет главой Христа, и посему не должен покрываться. Теперь представляет и другую причину, то, что он есть слава Божия, то есть наместник Божий и образ Его. Посему представителю власти Царя всех должно являться пред Него со знаками этой власти, то есть с непокрытой головой. Ибо она служит знаком, что муж не подвластен никому из земных, но сам господствует над всем, как образ Божий.

А жена есть слава мужа

То есть подчинена мужу. Посему и являться ей должно с знаком подчинения, а таким знаком служит - иметь покрытую голову.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 7-8 Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый; жена же слава мужу есть. Несть бо муж от жены, но жена от мужа

«Это уже вторая причина» (святой Златоуст). Приступает Апостол к объяснению подчинения жены мужу по порядку творения.– Сначала создан муж, и создан по образу и подобию Божию: он – отблеск славы Божией. Жена потом взята от мужа, как бы по его уже образу создана, и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа. Почему и прибавляет в доказательство сего: несть бо муж от жены, но жена от мужа.

Феодорит, ограничивая образ Божий одним данным человеку господством над тварями, применительно к ходу речи говорит: «Человек – образ Божий по праву начальства. Так как ему вверено начальство над всем, что на земле, то и называется образом Божиим. А жена, состоя под властию мужа, слава мужу есть, и как бы образ образа. Ибо хотя и она начальствует над другими, но повелено ей быть в подчинении у мужа».

Отсюда вот что выводит святой Златоуст: «Муж не должен покрываться не только потому, что имеет главою своею Христа, но и потому, что имеет власть над женою (по порядку творения). Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Посему как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемою без пояса и приличной сану одежды, так и ты без знаков своей власти, то есть без обнаженной головы, не молись Богу, дабы не нанести бесчестия и себе, и почтившему тебя. То же самое должно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа

В то время как муж и жена суть одно, все же муж есть глава жены, и о нем говорится с предпочтением. Ибо он более велик по происхождению и разуму, но не по сущности. Жена мужа ниже, поскольку она часть его. Ибо муж есть начало жены, поскольку жена происходит от мужа, и через это усматривается зависимость жены от мужа, так что жена подчинена его власти. Апостол говорит об отличии жены в отношении сопоставления с почтительным достоинством мужа, которому не следует покрывать голову, в то время как образ Божий в жене настолько неточен и несовершенен, что должно его покрывать: ибо не должно скрывать, что слава Божия видится в муже. А жена есть слава мужа. Велико различие между славой Бога и славой мужа, ибо муж по образу Бога создан, а не жена.

На Послания к Коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа

Из этого становится ясно, что ни душою, ни телом человек не является образом Божиим. Ибо если бы он был им в чем-то одном, то и жена непременно была бы названа образом Божиим, поскольку и она имеет печать тела и душу такую же, как и муж… Ибо когда речь идет о бессловесных животных, то и жена - образ Божий; когда же рассматривается муж по отношению к женам, то только муж есть образ Божий, поскольку мужское и женское среди людей управляет всеми на земле, в море, в воздухе, женою управляет муж, а мужем - никто из живущих на земле. И как никто среди сущих не управляет Богом, так никто среди живущих на земле не управляет мужем. И мы понимаем истину этих вещей из самой природы… И как муж, хорошо повинующийся царю, есть слава и похвала Божия, так и жена есть слава мужа, когда хорошо ему подчиняется.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.4-7) Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.


Здесь ап. Павел осуждает мужей, молящихся или пророчествующих с покрытой головой (1Кор.11:4), а также растящих волосы (муже аще власы растит, безчестие ему есть, 1Кор.11:14). Штундисты прилагают это к священнослужителям Православной Церкви и обвиняют их в нарушении апостольской заповеди, – за то, что они носят длинные волосы и при богослужении возлагают на головы митры, камилавки, скуфьи. Но ап. Павел в заключение этих наставлений пишет: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая» (чтобы муж отращивал волосы, а жена нет, 1Кор.11:14-15), «ни церкви Божии». Этими словами указывается на то, что изложенное апостолом выше есть дело обычая, и если бы кто захотел с этим спорить, то он изобличался бы не повелением Господним (ср. 1Кор.11:7, 10), а только существующим обычаем. А обычаи изменяются. В частности, касательно отращивания волос мужами, апостол находит, что самое естество учит, что это бесчестие для мужа (1Кор.11:14). И здесь он ссылается не на повеление Господне, а лишь на «естество», считая отращивание волос естественным не для мужчины, а только для женщины (1Кор.11:15). Однако естественность не есть всегда обязательное свойство человеческих действий, – иначе говоря, не все, что естественно, то и обязательно. Напр., естественно в жаркое время ходить босым, однако не обязательно. – Что касается покровения головы, то есть различие между простым покровением и венчанием головы. Митры православных епископов, камилавки и скуфьи священников суть головные украшения, в роде диадем или ворон (повязок или венцев). Апостол не мог осуждать таких украшений. Он, как ревностный посетитель храма Иерусалимского, видел, конечно, на главе иудейского первосвященника увясло, по греч. митру (Исх.29:6; Лев.8:9), а на священниках видел клобуки (Исх.29:9; Лев.8:13), и потому не мог думать, что всякое украшение или венчание главы противно повелениям Божиим.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа

Доселе Ап. доказывал необходимость подчинения жены мужу соображениями, заимствованными из сферы, можно сказать, отвлеченной, философско-богословской. Теперь он выводит необходимость эту из истории сотворения жены. - Образ и слава Божия. Первое выражение (εικών) указывает на то, что муж, в силу своего владычества над женою, отражает на себе власть невидимого Творца мира над всеми вещами (ср. Быт I:26-28; Пс VIII). Второе (δόξα) - на то, что муж, поскольку он остается верным своему назначению, как отображение славы Божией, в свою очередь прославляет и Самого Бога, слагая к Его ногам венец, какой возложил на него Бог. В таком же смысле уполномоченные от Церквей называются славой Христовой во 2-м посл. к Коринф. (VIII:23): они содействуют прославлению Христа в разных церквах. Такой муж - образ Божий и слава Божия - не должен сокрывать это - свое достоинство - под покрывалом. Чрез это он затмил бы отблеск божественного величия, какое дано ему Творцом. Но в силу того же закона жена должна поступить иначе. - Жена есть слава мужа. Это выражение находит свое объяснение в двух следующих выражениях: жена взята от мужа и создана для мужа. Всеми лучшими свойствами своего существа, по свободному влечению, жена стремится помогать своему мужу во всех его начинаниях и этим содействует ему в приобретении славы. - Почему однако Ап. жену не назвал образом мужа, а только его славою? Потому, что с понятием образа соединено представление о властительном достоинстве, а жена такого властительного достоинства в доме не имела: отобразом и участником в управлении домом была у отца семейства не жена, а его старший сын. - Жена для мужа - ср. Быт II:18.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов

Второе основание неприличия превратного отношения мужа и жены к покровению головы заключается в зависимости жены от мужа, установленной Богом. Сначала создан был по образу Божию муж, потом как бы по его образу создана жена, которая по сему есть облик мужа, как он отображение славы Божией. Жене повелено быть в подчинении у мужа и печатию этого ее отношения служит покрывало. По замечанию святого И. Златоуста, муж не должен покрываться не только потому, что имеет главою своею Христа, но и потому, что имеет власть над женою. Когда же власть имеющий приходит к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти... То же самое должно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности». И по порядку творения мужу принадлежит первенство, а также потому, что жена сотворена в силу потребности для мужа быть в обществе с подобным себе человеком.
Наконец, так как некоторые жены снимали покрывала с голов своих не по желанию только сравняться с мужчинами, но по некоторым другим, еще менее извинительным причинам, то Апостол возбуждает в них прирожденное женщинам чувство стыдливости чрез напоминание об Ангелах, всегда предстоящих нам и в то же время близких к Богу, чтобы постоянно свидетельствовать о нескромности помышлений наших.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 7-8 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа

Итак, муж, как образ и слава Божия между тварью, не должен в церкви покрывать свою голову, а жена потом взята от мужа, как бы по его уже образу создана, и есть поэтому образ образа, или есть отблеск славы мужа, поэтому должна накрываться в знак подчинения мужу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible