Скрыть
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите

Итак, братья, когда сходитесь, друг друга дожидайтесь.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 33-34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

«Посему,… собираясь на вечерю, друг друга ждите» (1Кор.11:33). Когда чувство опасения было еще живо и страшная мысль о геенне еще не прошла, тогда он опять предлагает наставление касательно бедных, по поводу которого он сказал все предыдущее, и внушает, что не исполняющие этого недостойны причащения. Если же не уделяющие от своего имущества отлучаются от трапезы Господней, то тем более похищающие. Не сказал: сходясь уделяйте бедным, но возвышеннее: «друг друга ждите». Такими словами он и внушал прикровенно попечение о бедных, и предлагал увещание в соответственном виде. Далее он пристыжает их:

«А если, – говорит, – кто голоден, пусть ест дома» (1Кор.11:34). Давая такое позволение, он запрещает еще сильнее, нежели прямым запрещением; он именно удаляет из церкви, посылает домой и таким образом сильно трогает, представляя их рабами чрева и невоздержными. Не сказал: если кто пренебрегает бедных, но: «если кто голоден», рассуждая как бы с нетерпеливыми детьми, или с бессловесными животными, служащими чреву. Подлинно было бы весьма смешно, если бы они, побуждаясь голодом, стали есть дома. Не довольствуясь этим, он присовокупляет более страшную мысль: «чтобы собираться вам, – говорит, – не на осуждение», – чтобы собираться вам не на осуждение, не навлекать на себя наказания, оскорбляя церковь, посрамляя брата; вы собираетесь для того, чтобы показать любовь друг к другу, получить пользу и принести пользу; если же бывает противное, то лучше вам насыщаться дома. Говорит это для того, чтобы более привлечь их; для того он указал и на вред, отсюда происходящий, и доказал, что это немаловажный грех, и внушил страх со всех сторон, – со стороны таин, больных, умирающих и прочего вышесказанного. Затем он опять внушает страх иным образом: «Прочее, – говорит, – устрою, когда приду», разумея здесь или что-нибудь другое, или то же самое. Так как, вероятно, они приводили какие-нибудь другие причины и невозможно было устроить всего посредством послания, то он и говорит: пока пусть соблюдается так, как я научил; если же вы имеете сказать еще что-нибудь, то пусть останется до моего прихода. Говорит это, как я сказал, или о том же самом деле, или о каких-нибудь других делах не очень важных; поступает же так для того, чтобы тем самым сделать их более внимательными.

Ожидая его прибытия, они могли исправить свои недостатки, потому что прибытие Павла было не маловажное дело, как он сам показывает, когда говорит: «как я не иду к вам, то некоторые возгордились» (1Кор.4:18); и в другом месте: «не только в присутствии моем, но гораздо более… во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). И не просто обещается придти, чтобы они не сомневались и не предались беспечности, но представляет и причину, делающую необходимым его прибытие: «прочее, – говорит, – устрою, когда приду», внушая, что, если бы даже он и не располагал (идти к ним), необходимость исправления прочих дел влечет его туда.

Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Посему, братия мои, собираясь, на вечерю, друг друга ждите

Опять возвратился к слову о бедных, после того как упомянул о наказаниях и смерти. И не сказал: друг другу уделяйте, но: ждите, - дабы показать, что приносимое туда общее, и должно ожидать общего собрания.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже, братие моя, сходящеся ясти, друг друга ждите

Хотя здесь говорится только, чтоб ждали других, то есть не спешили есть и никого тем не упреждали, но вместе с тем внушается, и чтоб не одни ели, а делились со всеми. «Опять предлагает наставление касательно бедных, по поводу которого он сказал все предыдущее, и внушает, что не исполняющие этого недостойны причащения. Не сказал: сходясь уделяйте бедным, но возвышеннее: друг друга ждите. Ибо такими словами он и внушал прикровенно попечение о бедных, и предлагал увещание в сообразном с делом виде» (святой Златоуст). «Словом: ждите показал, что принесенное в собрание есть общее достояние, и вкушать его должно со всеми вместе» (Феофилакт).

«Если не сделаете так, то покажете, что недостойно причастились Тела и Крови Господних, став повинными в убиении Тела Его и в пролитии Крови Его; и за это должны ждать себе неотложно суда, а за судом болезней, страданий и смерти» (Фотий у Экумения).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ст. 33-34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

Ожидать друг друга наставляет апостол, чтобы приношение всех сразу совершалось и для всех была служба. А если кто нетерпелив, тому дома земным хлебом насыщаться. Чтобы собираться вам не на осуждение. То есть, чтобы вы не совершали таинство предосудительным образом и в соблазне.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-34 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

В заключение Ап. дает предписание христианам - не начинать вечери любви до тех пор, как все не соберутся, так чтобы кушанья могли быть разделены между всеми поровну. Ведь цель вечери любви вовсе не насыщение, а именно общение в еде. Не на осуждение - см. ст. 30-й. - Прочее. Здесь разумеются некоторые вопросы, связанные с совершением таинства Евхаристии, напр., вопрос о том, как часто совершать Евхаристию, в какие часы дня и т. д. [Новейшие толкователи стараются вывести обычай совершать вечери любви из обычая греческих городских цехов устраивать общие пирушки. Но эти пирушки устраивались на деньги, взятые из цеховой кассы, тогда как агапы - из кушаньев, приносимых каждым верующим. - Точно также фантастична попытка Bousset объяснить происхождение таинства Евхаристии из греческих религиозных мистерий. У нас есть вполне достоверная история происхождения этого таинства - это 1-е послание Ап. Павла к Коринфянам и Евангелия. Не для чего искать каких либо других объяснений происхождения этого таинства после того, что мы узнали из этих вполне авторитетных источников…].

См. также Толкование на 1Кор. 11:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду

Научая, как должно вести себя на вечерях любви, Апостол прежде всего советует Коринфянам иметь терпение во вкушении, ожидая пока будут иметь возможность разделять трапезу бедняки; далее научает есть без жадности, не для простого насыщения, или даже утоления голода, но с сознанием христианского священного значения сей трапезы, как духовного общения с братиями. Посему, кто просто хочет есть, тот может сделать это дома, не нарушая святости храма Божия и всего того, что в нем постепенно установлено в благоприличном порядке Апостолами, не столько впрочем письменно, сколько чрез беседу и устные наставления.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите

Из сказанного о вечери Господней следует, если Христос пострадал за всех, дал вкусить Себя, то ужели коринфяне, находящиеся в общении со Христом, приобщившись Тела и Крови Его, будут так бесчувственны и подобны врагам Господа, повинными телу и крови Его, что пожалеют своего тленного добра – хлеба и вина для бедных и будут пренебрегать ими? Апостол надеется, что коринфяне исправятся, поэтому, как братьям своим, советует им на вечерях любви ждать друг друга, чтобы вечеря была вполне общею, то есть чтобы принесенное сюда отдавали распорядителю, для разделения его всем поровну.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible