Array ( )

Белое духовенство

Литература по теме

Понятие «бе́лое духове́нство» (частичный синоним — «приходское духовенство») используется для обозначения немонашествующих священнослужителей (диаконов и пресвитеров) и (иногда) церковнослужителей (чтецов и иподиаконов). В узком смысле, в обыденном словоупотреблении под «белым духовенством» чаще всего понимают приходское священство –  диаконов и пресвитеров.

История и граница понятия

Для понимания разделения православного духовенства на черное и белое необходимо рассмотреть историю становления институтов христианского православного священнослужения и церковнослужения в принципе, а также историю появления и становления института монашества.

Священство (шире духовенство), как особый разряд людей, специально выделенных для совершения богослужений, известно с ветхозаветных времен. Современное православное священство многое унаследовало от  ветхозаветного института: в частности, деление лиц, служащих при скинии (храме) на левитов и священников, во главе которых стоял первосвященник, прообразовало деление духовенства (в расширенном понимании этого слова) на церковнослужителей, диаконов, священников, епископов (и епископов, занимающих высшее административное положение). Уже в Древней Христианской Церкви можно увидеть разделение священства на три степени: епископ, пресвитер, диакон, хотя не все исследователи согласны с тем, когда именно такое разделение было оформлено окончательно. Также весь новый избранный народ Божий — христиане разделялись на клириков и мирян. При этом, начиная с IV в. стал формироваться институт монашества. Благодаря этому параллельно формировалось два способа различения церковного народа: по отношению к служению: κληρικός (клирик)  и λαϊκός (мирянин), и по отношению к образу жизни: μοναχός (монах) и κοσμικός (немонах). При этом под понятием «клирик» понимались не только священнослужители (епископы, пресвитеры и диаконы), но и церковнослужители, то есть лица, помогавшие священнослужителям в совершении богослужений (чтецы, певцы, иподиаконы и диакониссы, последние, впрочем, исчезли в средневековый период, хотя сейчас предпринимаются попытки возродить это служение). Таким образом, с течением времени сформировались разные способы осуществления жизни во Христе, традиция деления верующих на категории, среди которых можно выделить четыре: миряне – лица, не приносившие монашеских обетов и не имеющие посвящения в степень церковнослужения или священства, «простые» монахи – лица, принесшие Богу особые обеты относительно своего образа жизни (целомудрие, послушание, нестяжательство) и соблюдающие их, при этом также не имеющие посвящения в степень церковнослужения или священства, белое духовенство – лица, имеющие посвящение в сан или степень церковнослужения, но не вступавшие в монашество, и черное духовенство – лица, имеющие посвящение в сан или степень церковнослужения из числа монахов.

Одним из наиболее очевидных отличий белого духовенства от черного (в Православии) является возможность для белых клириков брачной семейной жизни. Однако на семейную жизнь священнослужителей и церковнослужителей наложены определенные канонические ограничения.

Во-первых, вступление в брак для клирика возможно только до посвящения в степень иподиакона (см.: 26 Апостольское правило). Хиротессия в этот чин фиксирует брачный или безбрачный статус клирика. Вступление в брак для лица, посвященного в иподиаконскую степень безбрачным, в настоящее время считается в православной традиции недопустимым.

Во-вторых, как сам клирик, так и его супруга должны состоять в первом браке (см.: 17 и 18 Апостольские правила). Вступление вдовых, или лишившихся супруги по иной причине клириков в новый брак канонически воспрещено и влечет за собой извержение из клира. Также следует отметить, что в течении долгого времени в России предполагалось, что овдовевший клирик в обязательном порядке и под угрозой лишения сана должен принимать монашество.  Однако эту традицию нельзя считать канонически оправданной. Помимо этого следует указать, что к белому духовенству в современной Православной Церкви не могут относиться епископы, так как монашеский статус для них считается обязательным, хотя в Древней Церкви имелись примеры женатых епископов (напр., отец свт. Григория Богослова, т. н. Григорий Старший вел семейную жизнь, уже будучи епископом).

Определенную путаницу в содержание понятия «духовенство» внесло в нашей стране законодательство Российской империи, согласно которому к т. н. «духовному сословию» относились как монахи, не имеющие священного сана или посвящения в степень церковнослужения, так и клирики (священнослужители и церковнослужители), независимо от их отношения к монашеству.

Относящийся к белому духовенству клирик может пребывать в состоянии безбрачия: целибата (от лат. caelibis — холостой). Целибатный клирик не приносит монашеских обетов (а потому не относится к черному духовенству), но при этом хранит целомудрие и  не вступает в брак.

В Римско-Католической традиции со времен папы Григория VII (XI в.) все священники связаны обетом безбрачия, то есть являются целибатными (семейная жизнь допускается лишь для диаконов и для священников Восточного обряда, т. н. униатов). Между тем традиция целибата священников на Западе стала формироваться гораздо раньше.  Уже на Эльвирском соборе в Испании в 306 году было постановлено: «…предписать епископам, пресвитерам и диаконам и всем занимающим церковные должности клирикам, – вовсе воздерживаться от своих жен». Однако обязательность соблюдения целибата всеми клириками в Православной традиции отвергается канонами (см. 13-е правило Трулльского собора).

Современное состояние белого духовенства

В современной Русской Православной Церкви диаконы и священники, представляющие белое духовенство, как правило, женаты (за исключением отдельных случаев. Как указывалось выше, епископы принадлежат к черному духовенству, являясь монахами.

Как в обыденной речи, так и в публицистике существует тенденция сужать содержание понятия «белое духовенство» до немонашествующих священнослужителей (священников и диаконов) исключая из него т. о. клириков – церковнослужителей (чтецов и иподиаконов).

Помимо основных степеней священнослужения (пресвитер – иерей и диакон) в качестве награды за усердное служение клирик из числа белого духовенства может быть удостоен также возведения в сан протоиерея — для священника и протодиакона — для диакона (см. «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принятое на Архиерейском соборе 2017 года). Указанная награда тем не менее не является отличием харизматического плана (не возводит удостоенного этой награды клирика на иную степень священнослужения), но, скажем, влияет на место, занимаемое клириком среди лиц одной с ним степени при соборном совершении богослужений.

В современной России практика целибата для белого духовенства хотя и допускается, но считается исключительной и потому случаи целибата крайне немногочисленны.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka