Патриаршество святителя Ермогена (1530–1612) совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял он изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Составителю книги Господь дал радость собрать многоговорящий материал. Имелось в виду по возможности не повторять того, что было напечатано вскоре после кончины Владыки. Сост. протоиерей Петр Перекрестов.
«Сей человек своими молитвами подобен свече, возжённой пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».
Эта книга посвящена архимандриту Гавриилу (Ургебадзе), несшему редкий подвиг юродства в наши дни. Удивительная жизнь, «странные поступки», слова, и главное, особенная любовь Христова ко всем — отличали отца Гавриила.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) был основателем и вдохновителем оптинского старчества, человеком непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца.
Книга посвящена святому, который был прославлен совсем недавно — всего лишь в 2000 году. Преподобный Севастьян Карагандинский был пострижен в монахи в Оптиной Пустыни, был келейником у двух её старцев.
В основу книги положены переводы: жизнеописание святителя, сделанное его другом Палладием, роман А. Тьерри «Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия», высказывания историков Созомена и Феодорита, протоколы «разбойничьих соборов», осудивших и низвергших Златоуста, и, конечно, слова, письма и послания самого святителя.
Книга содержит удивительный рассказ о жизни великого подвижника XV века патриарха Константинопольского Нифонта, отличавшегося великой святостью и не менее великим смирением. Уже будучи патриархом, он удалился на Афон, чтобы стать там простым послушником.
Преподобный Моисей, в миру Тимофей Иванович Путилов, явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением Оптинской обителью и широкой благотворительной деятельностью.
Оптина Пустынь, расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества.