А́гнец Божий – символическое имя Господа Иисуса Христа, указывающее на Него как на принесшего Себя в Жертву (по человеческому естеству) (на Кресте) ради Спасения, Искупления людей, зафиксированное в Священном Писании и Священном Предании Церкви.
Поскольку Господь Иисус Христос – вочеловечившийся Бог, постольку допустимо утверждение, что Сам Бог принес Себя в Жертву на Кресте (но по человеческому естеству).
Прообразом Крестной Жертвы служили все виды законных ветхозаветных жертв. Вероятно, начало жертвоприношениям было положено Адамом и Евой. Первое упоминание жертвоприношения в Библии связано с повествованием о жизни их сыновей – Каина и Авеля (Быт.4:3-4). Ветхозаветные жертвы не имели того искупительного значение, какое имела Крестная Жертва Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12).
Образ Агнца ассоциируется с ягнятами, приносившимися в жертву представителями еврейского народа, а особенно с теми пасхальным и агнцами, мясо которых евреи вкушали перед выходом из Египта, и кровью мазали косяки и перекладины дверей своих домов (Исх.12:7), посредством чего спаслись от поражения ангелом-истребителем, посланным для того, чтобы уничтожить всех египетских первенцев.
Апостол Филипп истолковал евнуху, вельможе Эфиопской царицы одно из мест из книги пророка Исаии о Мессии: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян.8:32-33). Он указал читавшему на то, что страдающий Агнец, о котором возвещал пророк Исаия, – Господь Иисус Христос (Деян.8:35).
Согласно Евангелию, впервые во всеуслышание, назвал Христа Агнцем Божиим пророк Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Апостол Петр свидетельствовал о Христе как о «непорочном и чистом Агнце» (1Пет.1:19), чье заклание в Божественном Предвечном Совете было предопределено «еще прежде создания мира» (1Пет.1:20). Апостол Иоанн отметил в составленном им Евангелии такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин.19:32-33,36). Это примечание отражает преподанный Богом запрет на раздробление костей ветхозаветного пасхального агнца при употреблении его в пищу (Исх.12:46).
Иисус Христос явился в виде как бы закланного Агнца тайновидцу Иоанну в Своем Откровении (Откр.5:6). Согласно Откровению, Агнец будет пасти святых «и водить их на живые источники вод» (Откр.7:17).
Образ Агнца используется в литургической жизни Церкви. См. Агнец евхаристический.
Канонично ли изображение Христа в виде агнца?
Изображения агнца как символа Христа были широко распространены в раннехристианском и ранневизантийском искусстве. Такое изображение было и остается распространенным на христианском Западе. Однако на Востоке с VII века существует запрет на такое изображение. Трулльский собор 82-м правилом запретил символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых чтимых иконах начертывается агнец, на которого Предтеча указывает перстом и который был принят как образ благодати, потому что через закон предуказывал нам истинного Агнца – Христа Бога нашего. Поэтому мы, лобызая ветхие образы и тени как символы и предызображения истины, переданные Церкви, предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, для того чтобы даже искусством живописания перед глазами всех изображалось совершенное, мы и определяем отныне на иконах вместо ветхозаветного агнца представлять изображение Агнца, берущего на Себя грех мира, Христа Бога нашего, в человеческом облике. Через это мы постигаем смирение Бога Слова и приводим себе на память Его жительство во плоти, Его страдания, спасительную смерть и совершившееся благодаря этому искупление мира».
Несмотря на существующий запрет, изображение Христа в виде агнца до сих пор можно встретить в ряде православных храмов.
Цитаты об Агнце Божьем
«Агнец – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете «Агнец» становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес».
протопресвитер Фома Хопко
Литература по теме
- Агнец Библейская энциклопедия
- Агнец Божий Богословско-литургический словарь
- Агнец Божий Православная Богословская энциклопедия
- Агнец Божий, взявший грехи мира прот. М. Памазанский
Комментировать