Источник

Псалом 83

В конец, о точилех сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом». Некоторые из толковников495 думают, что сей псалом написан самим Давидом во времена гонений от Саула или Авессалома. Но бл. Феодорит и св. Афанасий относят ко временам плена Вавилонского, и особенно ко временам христианским. «Живущие в Вавилоне, – говорит первый, – обучаемы были говорить это (т.е. стихи 2 и 3), чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать служение по закону». По мнению св. Афанасия – «слова 11 стиха имеют приложение к Иудеям, отведенным в плен». «Псалом предвозвещает, – говорит бл. Феод., – не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной; точилами же пророк называет церкви».

2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. «Селениями, – говорит св. Афан., – называет по местам основанной святой Божии церкви; к ним-то стремится боголюбивая душа». «К нам, – говорит бл. Феод., – преимущественно относится сие пророчество; потому что предрекает многие будущие селения, именует многие точила и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник».

3. Желает и скончавается496 душа моя во дворы Господни. С Евр.: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». Словом: скончавается – выражается пламенное, чрезмерное желание быть во дворах Господних, т.е. в Церкви Божией, – такое желание, от неудовлетворения которого душа чувствует, что она лишена необходимого, как бы умирает. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Т.е. «телом и духом посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: Богу живому – в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного» (Св. Афан.). «Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения» (Бл. Феод.).

4. Ибо птица497 обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя. С Евр.: «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, царь мой и Бог мой»! Еврейский текст, по-видимому, дает такой смысл: я в худшем состоянии, нежели самая малая птица, которая, по крайней мере, может свить себе гнездо и кормить в нем птенцов своих под кровлею храма, у алтарей Твоих, Господи сил. Бл. Феодорит: «Как воробьи, горлицы и другие птицы, не имея еще гнезда, летают с места на место, а устроив его, в нем обыкновенно проводят время и выкармливают собственных своих птенцов, так и мы древле скитались, а ныне, призванные Твоею благодатию и обретши Твои селения, при Твоих жертвенниках обучаем птенцов своих, при Тебе постоянно пребывая с детьми своими и от Тебя приемля духовную пищу. Олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Для нас и гнездо и место вскормления птенцов, и наслаждение близ – святые алтари Твои; при них, подобно птенцам, отверстыми устами от Тебя приемлем Бож. и спасительную пищу». «Под образом птицы, – говорит св. Афан., – псалом разумеет душу человеческую, уловляемую мысленным ловцом (Пс. 123:7), а под образом горлицы – душу, которая живет в чистоте и целомудрии. Посему говорит, что всякая душа найдет себе прибежище, т.е. доступ к алтарям».

6. Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, восхождения в сердце своем положи. Т.е. блажен муж, который имеет Бога заступником, всегда пользуется Его попечительностию, кто хранит и питает в душе своей благие помыслы, «которые в настоящем псалме певец назвал восхождениями, – замечает св. Афан., – потому что по оным душа как бы восходит от земного к небесному». Также и бл. Феодорит. С Евр.: «Блажен человек, которого сила в Тебе, и у Которого в сердце стези направлены к Тебе».

7. Во юдоли плачевней, в месте, еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Т.е. блажен, имеющий молитвенные возношения в сердце своем, находясь в этой юдоли плача, в месте, Богом определенном; блажен потому, что Законодатель Господь даст ему Свое благословение. «Плачевною юдолию, – говорит св. Афан., – называет смертную жизнь. Посему говорит: в смертной жизни, назидая их ежедневно, исполнишь благих помыслов; и ощутительно для них стало заступление Твое. Награду за благие помыслы воздаст им (Своими благословениями) Законоположник, т.е. давший им закон нового завета». «В сей юдоли плачевной приявшие восхождения и слезы проливают и любят жизнь многотрудную и ожидают благословения от Законоположника» (Бл. Феод.). Сей толкователь начинает 7-й стих: положи в юдоль плачевную, т.е. земную жизнь обращает в юдоль плачевную. С Евр.: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением».

8. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Т.е. «ежедневно возрастают крепостию, и с приращением добродетелей приобретают великую силу. Сию же во всем перемену произвел, вочеловечившись, Бог-Слово, явившийся людям во плоти, а прежде явление Свое совершивший в Сионе» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец здесь разумеет восхождение от здешнего жития к Богу – в горний Иерусалим, в котором узрят Бога, яко же есть (1Ин. 3:2). С Евр.: «Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе».

9. С Евр.: «Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев».

10. Призри на лице христа Твоего. «Христом, – говорит св. Афан., – именует здесь народ, призванный в царское священие (1Пет. 2:9)». Тоже и бл. Феодорит. С Евр.: «Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего».

11. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ, – «ибо что пожнет здесь (в храме Божием, в церкви) человек в один день, того не соберет в другом месте, употребив на то многие тысящи дней» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «под днем единым во дворех Божиих, т.е. в церквах, разумеется день воекресения Спасителева, а тысящами или тысячею называет подзаконное служение». Изволих приметатися498 в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. С Евр.: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». «Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих к Церкви, нежели великим в народе грешном» (Св. Афан.). «Столько мне любезен дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии» (Бл. Феод.)

12. Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Т.е. блаженны те, которые получили такое желание всегда находиться в доме Божием, и живут в чистоте сердца. Таких Господь не лишит Своих благ; «потому что из Бож. храмов источается милость, там весьма обильно преподавание истины, там приемлем учение благих догматов, там из источников Всесвят. Духа почерпаем Бож. благодать, там делаемся славными, и по преимуществу знаменитыми» (Св. Афан.). То же и бл. Феодорит. С Евр.: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ».

13. С Евр.: «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя»!

* * *

495

Кимхи, Гроций, Ферранд, Тирин. См. у Калм.

496

Скотавается εκλειπειπω – лишаюсь, умираю и т. п. Vulg deficit.

497

Птица στεουθιον – воробышек; Евр: цифор – аvісula – птичка.

498

Приметатися в Компл. изд. LХХ: παραπιπτεσθαιπτω – падаю возде, припадаю, а в Римск. изд: παραριπτεισθαιπαραριπτω – отбрасываю, отвергаю и т. п. Т. е. (по Компл. изд.): желаю быть хотя подле храма Божия, или (по Римск.): лучше желаю быть в доме Божием отверженным или униженным, как рабы или прозелиты, стоявшие у порога храма, чем в жилищах людей нечестивых. Vulg: еligi аbі-есtus еssе...


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle