Источник

Псалом 82

Песнь псалма Асафу. С Евр.: «Песнь. Псалом Асафа». Певец «приносит (в сем псалме), – говорит св. Афан., – молитву Богу, проcя наказать Ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Сии-то народы и разумеются в продолжении псалма». Бл. Феодорит относит сей псалом к войне, бывшей после плена Вавилонского, о которой говорили пророки Иоиль, Захария и особенно Иезекииль (Иез. 38). «По возращении Иудеев, – говорит бл. Феод., – ближние соседи, увидев обновление храма Божия и славу их, сходятся вместе и, собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. Впрочем, всех преодолевают Иудеи, которыми предводительствует Зоровавель, и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Бож. Духа, научающего воюемых, как должно им умилостивить Бога»490.

2. Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укротися. С Евр.: «Боже! не премолчи, не безмолвствуй, и не оставайся в покое, Боже»! «Никто не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя не премолчать при сих несправедливых вражеских на нас нашествиях» (Св. Афан.). Не премолчи, т.е. не оставляй нас без помощи «ниже укротися491 – не употребляй долее обычного Тебе долготерпения» (Бл. Феод.). Первых слов стиха нет в Еврейском тексте, и прежде при бл. Иерониме не было492.

3. Се врази Твои возшумеша. «Всем известна несправедливость их против нас» (Св. Афан.). И ненавидящии Тя воздвигоша главу – поступают с нами кичливо и дерзко (Бл. Феодорит).

4. На люди Твоя лукавноваша волею493, и совещаша на святыя Твоя. С Евр.: «Против народа Твоего составили коварный умысел, и совещаются против хранимых Тобою». Т.е. враги задумали хитрый и злой умысел против Еврейского народа, и составили совет против избранных Божиих. Вместо слов: хранимых Тобою – Симмах перевел: на утаенного Твоего; Акила и Феодотиан: на сокровенного Твоего; т.е. на Мессию Христа. Т.е. «не противу нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и противу утаенного Твоего и в нас сокровенного, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина; ибо по отсечении корня, от чего родиться плоду»? (Бл. Феод.).

5. С Евр.: «Сказали: пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

6. С Евр.: «Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз».

7–9. Перечисляются народы, вместе нападавшие на Иудею: 1, Селения Идумейска, т.е. Идумеи, живущие в шалашах, ведущие род свой от Исава, иначе называемого Едомом; 2, Измаильтяне – потомки Измаила; 3, Моав или Моавитяне – от сына Лотова Моава; 4, Агаряне – от Агари, матери Измаиловой, после сами себя назвавшие Сарацинами; 5, Гевал, Гевалы или Голевиты – народ, по бл. Феод., живший в соседстве с Идумеею; 6, Аммон или Аммонитяне – от Аммона, сына Лотова; 6, Амалик или Амаликитяне – потомки Исава; 7, Иноплеменницы или Филистимляне, жители Палестины – останки рода Ханаанова; 8, живущие в Тире, т.е. Финикияне; 9, Ассур или Ассирияне, под которыми бл. Феод. разумеет «Самарян, Ассирийских поселенцев, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах», относя нашествие показанных народов ко временам Зоровавеля.

9. Быша в заступление сыновом Лотовым. С Евр.: «Стали мышцею для сынов Лотовых». Т.е. «упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть Моавитяне и Аммонитяне» (Св. Афан.). Из сего видно, говорит бл. Феод., «что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно восставали против народа Божия, и собирали другие народы».

10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Т.е. порази, Господи, сии народы, как некогда поразил Мадиама, Сисару и Иавина. «Как некогда Мадиамляне, Снсара и Иавин, восстав на Израиля, истреблены – одни у водотеча Киссоня, а другие в Аендоре; так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с Ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин – царь Ханаанский, и оба они у водотеча Киссоня обращены в бегство рукою Варака и Девворы» (Св. Афан.). Сисара был убит Иаилью, женою Хавера Кенеянина (Суд. 4:21). Иавин погиб в войне с Евреями (ст. 24).

11. Потребишася в Аендоре, Быша яко гной земный. С Евр.: «Которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли». Т.е. в Аендоре или близ Аендора у потока Киссона тела убитых врагов, оставаясь непогребенными, сотлели и, подобно навозу, смешались с землей (Бл. Феод.).

12. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их. Мадиамские князья или полководцы убиты были Ефремлянами: Орив в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве, и головы их были принесены Гедеону (Суд. 7:25), а Зевей и Салман, Мадиамские цари, были умерщвлены самим Гедеоном – (Суд. 8:12, 21). Т.е. эта же участь да постигнет и князей, напавших на Евреев (Св. Афан.).

13. Иже реша: да наследим себе святилище Божие. Т.е. завладеем храмом Божиим и вместе с ним истребим и народ, и богослужение, совершаемое по закону (Бл. Феод.). В этом и состоял злой и хитрый замысел врагов. Вот почему певец умоляет Бога истребить врагов! С Евр.: «Которые говорили: возьмем себе во владение селения Божии».

14. Боже мой, положи я яко коло (колесо), яко трость пред лицем ветра. Т.е. «да не останутся они в том же положении, но потерпят противное тому; да будут колеблемы точно также, как и стебель колоса» (Св. Афан.). «Повели им пребывать в напастях всякого рода и окружи непрерывными бедствиями; рассей их на подобие тростника, разносимого ветром» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром»494.

15. С Евр.: «Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы».

16. С Евр.: «Так погони их бурею Твоею, и вихрем Твоим приведи их в смятение».

17. Исполни лица их бесчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Т.е. да обманутся в своих желаниях. «Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. Сказано же: взыщут – вместо: познают» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи»!

18. С Евр.: «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут».

19. С Евр.: «И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею».

* * *

490

Некоторые толковники, напр. Калмет, относят 82 псалом к тому времени, когда Аммонитяне, Моавитяне и Идумеяне, при ц. Иосафате напали на Иудею. См. 2Пар. 20:1–21, 23. Другие относят к войне Давида с соседственными народами (2Цар. 5:11, 18, 25, 8:1–12, 10:6), или к нашествию Навуходоносора. См. у Калм.

491

Укротися καταπραυνηςυνω – укрощаю, смягчаю, прекращаю. Не будь мягким или кротким.

492

См. у Калмета.

493

Волею γνωμηv – совет. Vulg: соnsilium.

494

«Ruant, ut rota in loco declivi». Да сокрушатся они, как колесо на покатом месте. Бл. Август. Вульг: rotam – колесо.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle