Источник

Псалом 146

Аллилуиа. В Римском издании LХХ-ти прибавлено: Аггеа и Захарии; в Еврейском нет никакого надписания. Псалом сей, повелевая хвалить Господа, вместе предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона и, по возвращении, построение Иерусалима при Зоровавеле (Бл. Феод.).

1. Хвалите Господа, яко благ700 псалом. Т.е. хвалите Господа, потому что «самое славословие есть благо, самое песнопение бывает источником бесчисленных благ» (Злат. и бл. Феод.). Богови нашему да усладится хваление. Т.е. да будет благоприятно Господу. С Евр.: «Хвалите Господа, ибо благо, петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая».

2. Зиждай Иерусалима Господь: рассеяния701 Израилева соберет702. С Евр.: «Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля». «Хотя пленных Евреев отпустил Кир, но отпустил по изволению Божию, собирались они после отпуска мало-помалу» (Злат.).

3. Исцеляяй сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их. С Евр.: «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их». По Злат. – Бог утешает несчастных, смиряющих себя и сокрушающихся душою своею.

4. Исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. «Словом: исчитаяй, – говорит бл. Феод., – выразил здесь ведение, а именами звезд означил их различия, взаимное положение, размещение и отношение одной к другой». «Я думаю, – говорит св. Злат., – что это сказано об Израильтянах. Т.е. никто из них не погибнет; но как (собирают) называющие по именам, так и Бог соберет всех в точности, ибо Он знает бесчисленное множество звезд, следовательно, знает и нас».

5. С Евр.: «Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим».

6. С Евр.: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли».

7. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. С Евр.: «Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях». Т.е., «зная такую благость и премудрость и силу Божию, начните песнопение, употребив обычные для сего орудия» (Бл. Феод.).

8. С Евр.: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)».

9. С Евр.: «Дает скоту пищу его, и птенцам ворона, взывающим к Нему».

10. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех703 мужеских благоволит. С Евр.: «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит». «Не телесною силою, говорит пророк, не искусством ездить на конях, не быстротою ног благоугождается Бог, но (ст. 11) добрыми делами, которые творятся богобоязненностию» (Бл. Феод.).

11. С Евр.: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его».

* * *

700

Благ. В Римском изданіи: αγαθον, т. е. псалом есть благо, или: благое дело – воспевать и песнословить Господа.

701

Разсияния διασποραςρα – раcсеяние вместо раcсеянных; у Симмаха: «изтанных».

702

У бл. Феодорита: соберут; у LХХ: επισυναξειγω – соберет вместе.

703

В лыстех εν ταις κνημαιςκμημη – голень, глезна. У св. Илар., Август., в Римской Псалтири: εν ταις σκηναις – nec in tabernaculis vіrі – не о шатрах мужа.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle