Источник

Глава 6

Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге.

Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице.

Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем (Мф.13:54–58) почти одинаково, как у Марка.

Мк.6:1. Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея (Мф.13) и Луки (Лк.4) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет.

Мк.6:2. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук.

Мк.6:3. Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

Мк.6:4. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем.

Несть (не бывает) пророк без чести, токмо (разве) в отечествии своем и пр. Это – народное присловие, которым выражается, что труднее быть признанным за человека необыкновенного на месте рождения и воспитания, чем в других чужих местах, как действительно и было с Иисусом Христом; потому что нигде Он не находил столько противников Себе и Своему учению, как в Своём отечественном городе Назарете. Тут, по сказанию св. евангелиста Луки, даже хотели умертвить Его (Лк.4:28–29). „Присовокупил: и в доме своем, пишет св. Златоуст, как, думаю, разумея братьев своих“; потому что известно, что сначала враждовали против Христа некоторые и из братьев. Так повествуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июля): когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно св. Девой Марией. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал в Иисуса Христа.

Мк.6:5. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

Неверие в Иисуса Христа и блазнение о Нем Назаретян не позволяли Ему совершить чудес; потому что от тех, над которыми совершаются чудеса, требуется вера, а в Назаретянах ее не было (Мф.13:58). В ком же из них было хотя немного веры, те удостоились чудотворений: на немногих больных возложив руки, исцелил их. „Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, замечают св. Златоуст и блаж. Феофилакт для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали, что если бы были чудеса, то мы уверовали бы. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие“. Так Господь может лишать и нас – христиан Своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении.

Зач. 23. Послание Иисусом Христом апостолов на проповедь и наставления Его им.

Читается в среду 15-й недели по Пятидесятнице.

О послании Апостолов на проповедь Иисусом Христом повествует еванг. Марк очень кратко сравнительно с повествованием св. Матфея (Мф.10), хотя некоторыми чертами пополняет повествование его. Об избрании их св. Марк сказал ранее (Мк.3:13–19); там и перечислил Апостолов по именам, а здесь лишь приводит некоторые из наставлений им со стороны Господа. Еванг. Лука говорит, что Иисус Христос пред избранием и посланием на проповедь апостолов молился (Лк.6:12). Это дело было великим в жизни Спасителя, поэтому Он и предваряет его молитвой. Какой в этом пример для нас – Его учеников, всякое доброе дело, особенно же важное, предварять теплой молитвой!

Мк.6:6. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

Мк.6:7. И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

Начат посылати, во-первых потому, что одному Иисусу Христу невозможно было проповедовать всюду, хотя бы сначала только в одной еврейской земле или Палестине; во-вторых потому, что нужно было приучать апостолов к самостоятельному действованию в отсутствии Господа. Посылать по два. Это делал Господь с одной стороны потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее, и охотнее (Феоф.); с другой же стороны потому, что по закону Моисееву (Втор.19:15) нужно было не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Евангелист Матфей говорит, что Господь, посылая апостолов на проповедь, не повелел им ходить к язычникам, а также к Самарянам (ст. 6). Это Господь заповедал потому, что, так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия, Христос Спаситель и от сего народа имел Он произойти и среди него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев (Ин.4:22) и затем уже после них у всех других народов (Мф.28:19; Мк.16:15). Язычники, это – люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь и т. п., прославившихся чем-либо людей, или просто какие выдуманные божества. Назывались эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Самаряне, это был народ, живший в середине Еврейской земли или Палестины, между областями Иудеей и Галилеей. Народ этот состоял из смеси иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен Израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен (4Цар.17:23–24). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и, таким образом, религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно не принимали пророков. Евангелист Марк умалчивает о повелении Господа не ходить до времени к язычникам, вероятно, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их этим сказанием, тем более, что это повеление впоследствии было отменено (Мф.28:19; Мк.16:15. Мих.).

Мк.6:8. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха; ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе;

Мк.6:9. но обуваться в простую обувь, и не носить двух одежд.

Господь здесь как бы так говорит апостолам: „не заботьтесь особенно о себе и о внешних удобствах для себя: не берите ничего в запас, а совершенно предайтесь воле Божией“. Евангелист Матфей тут прибавляет: достоин бо есть делатель мзды своея (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедовать и благодетельствовать своим даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (Феоф.).

Мк.6:10. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

У евангелиста Матфея сказано: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь. Кто достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, – именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, чтобы, как замечает блаж. Иероним, недоброй славой принявшего не посрамить достоинств самой проповеди.

Мк.6:11. И если кто не примет вас, и не будет слушать вас, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам, отраднее будет Содому и Гоморру в день суда, нежели тому городу.

3десь Господь учит апостолов, как им относиться к тем, которые не примут их самих и их проповеди. Отрясите прах, иже под ногами вашими (от ног ваших) во свидетельство им (на них). Бывали примеры, что апостолы действительно так и поступали (Деян.13:51; 18:6). Евреи думали, что самая земля или пыль, по которой ходят язычники, нечиста и надобно отрясать ее. Посему повеление Господа отрясать прах от ног означает, что апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего. Еще это значит следующее: „не гневайтесь на таких людей, забудьте о них“ (Мих.). Отраднее будет Содомом и Гоморром (Содому и Гоморру) в день судный (суда), неже (нежели) граду тому. Города Содом и Гоморра, вместе с двумя другими, во времена Авраамовы были наказаны Богом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серой, и на месте их до сих пор стоит так называемое от этой казни Мёртвое море. В день суда, т. е. того всеобщего страшного суда, который будет произведен Господом при кончине мира (Мф.25:31–46). Господь сравнивает наказание Содомлян и Гоморрян с наказанием, непринявших апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первым будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия и руководились только разумом и совестью – так называемым внутренним законом (Мих.).

Мк.6:12. Они пошли и проповедовали покаяние;

Покаяние, т. е. сознание своей греховности вследствие грехопадения прародителей и при этом еще вследствие собственных грехов и нужды в Искупителе и исправление жизни. Покаяние составляет первое условие для вступления в царство Христово. Поэтому, как Сам Иисус Христос начал Свою проповедь проповедью о покаянии (Мк.1:15. Ср. Мф.4:17), так и апостолы начали тем же. По Евангелию Матфея, апостолы проповедовали, что приблизилось царство небесное (Мф.10:7). Но та и другая проповедь тождественны между собой: покаяние ведет в Царство небесное, Царство небесное дается через покаяние. Сам Господь и Его предтеча начали свою проповедь о том и о другом вместе: покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное (Мф.3:2; Мф.4:17; Мк.1:15). О Царстве небесном чит. в объясн. 15 ст. 1 гл.

Мк.6:13. изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли,

Господь Иисус Христос как Сам творил чудеса для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а божественное, принесенное с неба, и чтобы лучше веровали в Него, как Спасителя; так Он дал силу творить чудеса и апостолам, чтобы лучше верили их учению и тому, что они посланники Божии. И мазаху (мазали) маслом многи недужныя (многих больных), и исцелеваху (исцеляли). Мазание маслом вообще имеет свойство утолять боль, особенно от ран. Но здесь разумеется помазание, посредством которого сообщалась сила или благодать Божия, отпускавшая грехи и тем исцелявшая от болезней телесных, подобно тому, как это же сообщалось чрез возложение Господом рук на больных или чрез прикосновение или помазание глаз брением (Мф.8:3; Мк.8:23). Впоследствии помазание священным елеем от рук священников сделалось таинством, врачующим немощи и душевные, т. е. грехи, как пишет ап.Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:14–15). У еванг. Матфея тут прибавлено: даром получили, даром давайте (Мф.10:8). Это значит, что апостолы должны были проповедовать и творить чудеса не за плату, не из корысти. „Этим Господь смиряет их высокоумие, пишут св. Златоуст и блажен. Феофилакт, чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей, также предостерегает и от сребролюбия: так как к страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце“. Этими же словами Господь еще учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества: ибо трудящийся, сказал он, достоин награды за труды свои (Лк.10:7; 1Кор.9:8–14).

Зач. 24. Смерть Иоанна Крестителя.

Читается в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа, на литургии.

Об этом событии еванг. Марк повествует почти одними и теми же словами, что и евангелист Матфей (Мф.14:1–12).

Мк.6:14. Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Царь Ирод и пр. Царь Ирод, это Ирод Антипа, сын Ирода, называвшегося великим, при котором родился Иисус Христос и который умер вскоре после Рождества Христова. У еванг. Матфея он называется четверовластником, так как был правителем четвертой части Палестины или Иудейской земли. Известно, что по смерти Ирода великого, римский император Август разделил Иудейскую землю между тремя его сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом, и Ирод получил Галилею и Перею (за Иорданом). Услышал царь Ирод об Иисусе, яве бо бысть имя Его (ибо имя Его стало гласно), т. е. Ирод услышал молву, суждения по поводу проповедуемого Иисусом Христом нового учения и творимых Им великих чудес. Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Христовых не в начале, а по прошествии немалого времени. И глаголаше (говорит), у еванг. Матфея (Мф.14:2) отроком, т. е. служащим при дворе (придворным вельможам), яко (это) Иоанн Креститель из мертвых воста (воскрес). При слухе о делах Иисуса Христа Ирод смутился, – ему представилось, что невинная жертва его безумия, Иоанн Креститель, которого он недавно умертвил из угождения жене своей, воскрес, чтобы наказать его за преступление. Сего ради силы деются о нем (потому чудеса делаются от него), т. е. творятся им чудеса.

Мк.6:15. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить ему путь (Мал.4:5–6). Это конечно не значило того, что сам взятый на небо, прор. Илия явится оттуда, а то, что явится пророк подобный Илие, т. е. как говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною (Лк.1:17). Но Иудеи принимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию или другого из пророков (Мф.16:14; Ин.1:21), которые будто явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии.

Мк.6:16. Ирод же, услышав сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

Мк.6:17. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

Мк.6:18. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

Связа его (Иоанна) в темнице (заключил его в темницу). В темницу, это – в Махеронскую крепость, которая лежала на северо-восточном берегу Мертвого моря. Иродиады ради (за Иродиаду) жены Филиппа брата своею, яко оженися ею (потому что женился на ней). Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод же и Филипп были дети сего царя. Таким образом, Иродиада приходилась племянницей как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом и имела от сего брака дочь Соломию, которая очень угодила Ироду своей пляской (ст. 22); Ирод же был женат на дочери арабского царя Арефы, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял жену его Иродиаду. За это-то беззаконие и обличал Иоанн Ирода, говоря ему: не достоит (непозволительно) тебе имети жену Филиппа брата твоего (ст. 18). Поступок Ирода был совершенно беззаконен; если законом Моисеевым позволялось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и при том в случае бездетства ее самой (Втор.25:5–6).

Мк.6:19. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

Иродиада была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что она могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с ней. Хотяше (желала) его убити, и не можаше (но не могла) и пр. Не могла – и собственной властью, не могла принудить и Ирода к убиению.

Мк.6:20. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Ирод, быть может, и желал бы убить Иоанна, но, с одной стороны, как замечает еванг. Матфей, боялся народа: потому что его считали за пророка (Мф.14:5), т. е. за особенного посланника Божия к себе; с другой стороны, боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его; и с удовольствием слушал его (ведый его мужа праведна и пр.). Многое делал и пр. Ирод делал много доброго, слушаясь Иоанна, пишет, объяснял сии слова, еп. Михаил, и с удовольствием слушал его проповедь; но тем не менее, однако же не исполнял требования Иоанна относительно Иродиады, и самого проповедника заключил и держал в темнице. Он, как видно, входил в сделку со своей совестью, как поступают обыкновенно люди бесхарактерные; надеялся некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех, против которого особенно вооружался Иоанн, и не отставал от того греха, преследовал и самого проповедника (Мих.).

Мк.6:21. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,

Ирод рождеству своему вечерю творяше (Ирод по случаю дня рождения своего делал пир). Восточные цари издревле имели обычай праздновать день своего рождения и делать по сему случаю пиры знатнейшим и близким к ним подданным. Так, повествуется в Библии, во время пребывания Иосифа в темнице в Египте, Фараон царь Египетский давал такой пир (Быт.40:20). Вельможам, т. е. людям именитым и имеющим власть, тысячникам, т. е. начальникам над тысячью воинов, властям военным, старейшинам – властям гражданским.

Мк.6:22. дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе;

И вшедши дщерь (дочь) тоя Иродиады и плясавши. Плясала вероятно один из таких танцев, которые особенно раздражают сластолюбие и любострастиe. Из сего можно заключить, что и Соломия, дочь Иродиады, была также испорчена, как и сама мать ее: потому что на востоке женщины, особенно девицы, заботливо скрывались от взора мужчин и, когда являлись в общество, то обыкновенно являлись с закрытым лицом.

Мк.6:23. и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Из этого поступка Иродова виден как деспотизм его, так особенно крайнее развращение; ибо, чтобы наградить юную развратницу, он призывает Бога в свидетеля, что даст ей все, чего бы ни вздумалось ей просить (Мих.). „Смотрите, замечает при этом в своей беседе Евсевий еп.Могилевский, до чего доводит страсть, как уничижает она человека, как помрачает его смысл и здравое чувство. За что Ирод хочет дать даже до полцарствия? За пляску“.

Мк.6:24. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

Здесь снова видится развратный нрав Соломии: она не ужаснулась, как естественно, когда услышала кровавый совет матери.

Мк.6:25. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Абие (теперь же), т. е. нимало не медля, дабы не последовало отказа в случае замедления, когда, пожалуй, одумается Ирод. На блюде, т. е. на подносе, на каковых подавались кушанья. Может быть, Иродиада сама дала своей дочери такое блюдо или поднос, чтобы как можно скорее увидеть смерть своего строгого обличителя. Дал (даси) голову. В древности бывали случаи, что цари требовали к себе главы осуждённых ими на казнь, с одной стороны, для того, чтобы злобно насладиться своей победой, – так сделала Иродиада: как говорит предание, она долго колола иглой язык Крестителя, который изрекал обличение ей с Иродом; – с другой, для того, чтобы увериться, что действительно казнен осужденный.

Мк.6:26. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

Мк.6:27. И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

И прискорбен быв царь (царь опечалился) не потому, что просили у него убиения пророка, но потому, что боялся Иоанна, зная, что он святой муж, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (ст. 20). Опечалился, может быть, еще и оттого, что мог опасаться со стороны народа возмущения по поводу позорной смерти Крестителя. Опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним повелил принести голову его. Т. е. Ирод боялся, что гости сочтут его непостоянным, неверным своему слову, даже такому, которое дано было с клятвой, и трусливым, и из самолюбия и ложного стыда решился умертвить святого человека. „Лучше бы не клятися тебе, Ироде“, т. е. не клясться безрассудной клятвой, поется в церковной песни, а если же поклялся, то лучше бы нарушить клятву „лучше бы солгавшу, жизнь получити, неже истинствовавшу, т. е. исполнив клятву, главу Предтечеву усекнути“. Св. Златоуст восклицает: „Антипа боялся быть клятвопреступником, а не страшился поступка бесчеловечнейшего; боялся иметь свидетелей клятвопреступления, а не устрашился иметь так много свидетелей столь беззаконного убийства“.

Мк.6:28. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

По всей вероятности, пир Иродов был не в Тивериаде, которая была местожительством Ирода, потому что от Тивериады до крепости было два дня пути. Некоторые полагают, что Ирод, по случаю войны со своим прежним тестем, князем Аретой, который мстил за бесчестие своей дочери, приехал из Тивериады в Махерон. Быть может, что и пир был здесь. (Евс. Мог.). „Кто не ужаснулся бы, восклицает Златоуст, видя священную главу крестителя, лежащую в крови среди пира? Что должны были чувствовать присутствовавшие, когда среди общего веселья увидели кровь, каплющую с главы только что усеченной? Едва ли могли долго выносить это зрелище, даже и опьянелые собеседники Ирода; но не смутилась девица – плясавица: она сама, собственными руками, приняла блюдо с головой Иоанна и даде ю (отдала ее) матери своей... Беззаконная пляска, награда за то еще беззаконнее! Дьявольское пиршенство!“ Св. Златоуст говорит, что и отсеченная глава Предтечи произнесла на пиру слова, которые высказывала Ироду при жизни: не достоит ти имети жену брата твоего.

Мк.6:29. Ученики его услышавши пришли и взяли тело его и положили его во гробе.

Обезглавленное тело должно быть брошено в особую яму на кладбище, куда сбрасывали трупы людей, не имевших права на честное погребение. Но ученики, узнав о смерти своего любимого учителя, выпросили позволение взять тело и благоговейно погребли его близ г. Самарии, вместе с пророками Елисеем и Авдией, а в 395 г. по Р. Х. кости Иоанна Крестителя были перенесены с честью в Константинополь в храм. Так зашла утренняя звезда, когда воссияло Само Солнце правды, Христос Бог наш! Так закончил жизнь свою Предтеча Христов! Тело его было погребено, но голова осталась у Иродиады. Иродиада, натешившись над языком Крестителя, долго колов его иглой, как говорит предание, приказала своей служанке, жене домоправителя, бросить голову в нечистое место. Но служанка, уважая св. Пророка, честно в сосуде, предала его голову земле. Впоследствии времени честная глава Предтечи была обретена (обретение ее празднуется 24 февр. и 25 мая). Предание также говорит, что кара постигла всех виновников смерти Крестителя.

Зач. 25. Чудесное насыщение 5-ю хлебами 5000 человек.

Читается в четверток 15-й недели по Пятидесятнице.

Мк.6:30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Мк.6:31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место, и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

Мк.6:32. И отправились в пустынное место в лодке одни.

О чуде насыщения 5-ю хлебами 5000 человек написано и в Евангелии Матфея (Мф.14:13–21), только несколько короче, чем у Марка. И собрашася (собрались) Апостоли ко Иисусу. Собрались, – возвратившись с проповеди, на которую Господь послал их (см. ст. 7–13). В это время, как повествует еванг. Матфей, Апостолы возвестили Иисусу Христу и о мученической кончине Его Крестителя (Мф.14:12), с целью получить от Него утешение. Еванг. Лука прибавляет, что Ирод, слыша о чудесах и учении Иисуса Христа и думая, не Иоанн ли, убитый им, воскрес из мертвых, искал увидеть Его (Лк.9:9). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное или пустынное место, – отплыть, во 1-х, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, потому что еще не пришло время Его смерти; а во 2-х, для того, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам: так как народ теснился около них и не давал им ни отдохнуть, ни подкрепиться пищей: почийте мало (отдохните немного). Бяху бо приходящии и отходящии мнози (ибо много было приходящих и отходящих), и ни ясти им бе когда (и есть им было некогда). Хотя Иисус Христос сказал апостолам: подите вы одни, но это не значило, что Господь Сам не пошел с ними. Из дальнейших слов повествования (33 ст.) и особенно из сказания о сем евангелиста Луки (Лк.9:10–17) видно, что и Он отправился с ними. Таким образом, слова: вы одни означают только 12 Апостолов, без прочих учеников и без народа. В пусто (пустынное) место – по Евангелию Луки, близ Вифсаиды (Лк.9:10), недалеко от впадения Иордана в Галилейское море. Пустынными местами в Свящ.Писании называются местности и не совершенно дикие, но малообитаемые (Мк.3:1). Это место было в области тетрарха (правителя) Филиппа (Лк.3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания.

Мк.6:33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

Мк.6:34. Иисус вышед увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить много.

И видеша их идущих народи (народ увидел, как они отправились) и проч. Народ, узнав, куда отправился Иисус Христос с учениками, поспешил в то место (стецахуся тамо – бежали туда). Это усердие народа слушать слово Христово не обличает ли тех из нас, которые скучают слушанием церковных проповедей? Иисус Христос, как милосердный, сжалился над ними (милосердова о них), потому что они были как овцы без пастыря (зане бяху, яко овцы, не имущия пастыря). Господь сравнивает народ иудейский со стадом овец, блуждающих без пастыря. Пастырь соблюдает своих овец – провожает и оберегает; без наблюдения пастыря они в разброде, подвержены опасности от хищных зверей, терпят и голод, и солнечный жар, и ночной холод, и потому изнурены (Мф.9:36). Таковым был во времена Иисуса Христа народ еврейский: он не имел хороших пастырей – руководителей; сии, будучи сами слепцами (т. е. не имевшими истинного учения веры), не просвещали и народа таковым учением, и таким образом не исправляли, а еще развращали его (Феоф.). Потому Господь и сжалился над ним, и, забыв об отдыхе, снова начал поучать их.

Мк.6:35. И как времени прошло много, ученики Его, приступивши к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, –

Мк.6:36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и купили себе хлеба; ибо им нечего есть.

Мк.6:37. Он сказал в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести, и дать им есть?

Мк.6:38. Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнавши сказали: пять хлебов, и две рыбы.

Пенязь или динарий, это – монета в 20 коп. Двести пенязей или динариев – 40 руб. Пo всей вероятности, такая сумма, полученная от благотворителей, была налицо у Апостолов (Ин.6:7), и ап. Филипп замечает, что если употребить всю эту сумму, то и ее будет недостаточно для покупки хлеба такому множеству народа, какое слушало учение Христово.

Мк.6:39. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

Это было сделано для удобства при раздаче хлеба. На траве зелене, так как время было весеннее пред Пасхой (Ин.6:2).

Мк.6:40. И сели рядами, по сту и по пятидесяти.

И возлегоша (сели). У Евреев, подобно, как и у других восточных народов, не сидели, а на коврах лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотившись левой рукой на подушку. Чит. объяснен. 15 ст. 2 гл.

Мк.6:41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

Возрел на небо, т. е. к Богу Отцу Своему. Это – пример молитвы пред вкушением пищи! Благословил, как было в обычае у Евреев при трапезе. Вот образец молитвы, какой благословлял глава семейства трапезу. „Буди благословен Господь наш Царь вселенной, повелевший земле производить пищу сию и виноградной лозе питие сие“. Скажем при сем: как худо поступают те, которые оставляют православный обычай молиться пред вкушением и после вкушения пищи! Странное дело: выражают свою признательность, благодарят за пищу дети родителей, гости хозяев; а главного Подателя благ, Подателя родителям и хозяевам, забывают. Кому уподобляют себя люди, не совершающие молитвы, когда принимают пищу? не бессловесным ли животным? Да и самые животные чувствуют признательность к своим хозяевам и к тем, которые их кормят. Грустно за таких людей! Преломив хлебы. Какие же были эти хлебы, что можно было ломать их? На востоке и в Палестине, где жили Евреи, обыкновенно пеклись хлебы маленькие, тонкие и хрупкие, почему их ломали, а не резали.

Мк.6:42. И ели все, и насытились.

Мк.6:43. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

И ядоша (ели) вси и насытишася (насытились), потому что хлебы чудесно не истощались, а умножались в руках Апостолов, сколько они ни раздавали их народу; перестали умножаться уже тогда, когда роздано было всем, и все поели досыта. Но этим еще не ограничилось чудо: оказалось множество оставшихся кусков – стали собирать, и набрали их 12 коробов, т. е. обычных корзин (кузовьев), какие употреблялись Иудеями во время путешествия, вместо сумок (Мф.10:10). 12 корзин – по числу 12 Апостолов, раздававших хлебы и собиравших куски. Господь повелением собрать куски научает и нас дорожить дарами Божиими, употреблять их только на действительные нужды, а не расточать на роскошь, прихоти и чувственные удовольствия. Ибо если Он, Которому ничего не стоило насытить пятью хлебами пять тысяч человек, заповедал собрать и приберечь на последующее время остатки чудесно приумноженного хлеба, то с какой расчетливостью должны мы пользоваться благами, ниспосылаемыми Промыслом Божиим для поддержания бытия и состояния нашего на земле? „Чудо насыщения пятью хлебами, пишет один из духовных писателей, не прообразовало ли таинства Божественной Евхаристии, в которой под видом хле6а и вина Иисус Христос, Агнец Божий, по выражению Церкви, раздробляется, но не разделяется, и всегда ядомый, николиже иждивается, но, пребывая непрерывно в Церкви, освящает причащающихся“? Кроме того, чудесное насыщение в пустыне не научает ли нас не предаваться отчаянию в самых тесных обстоятельствах, но возлагать всю свою надежду на Бога, Который не только сверхъестественной силой, но самыми обыкновенными, по-видимому, средствами силен избавить человека от постигающих его бедствий? (Воскр. Чт. гл. 19).

Мк.6:44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

А с женщинами и детьми было, вероятно, около или более 10 тысяч. Это чудо насыщения 5000 человек пятью хлебами произвело особенное впечатление на свидетелей его, так что, как пишет еванг. Иоанн, они признали Христа за Мессию и хотели как-нибудь нечаянно взять Его и сделать царем (Ин.6:14–15).

Зач. 26. Укрощение бури.

Читается в пяток 15-ой недели по Пятидесятнице.

Об укрощении бури Иисусом Христом у евангелиста Матфея (Мф.14:23–34) говорится подробнее, чем у Марка. Там говорится о хождении по воде и ап. Петра навстречу к Иисусу Христу.

Мк.6:45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

И абие (тотчас) понуди (Иисус Христос) ученики Своя внити в корабль и пр. Это было после чуда насыщения 5000 человек пятью хлебами. Иисус Христос понудил учеников Своих отправиться от одной Вифсаиды, которая называлась Юлией, где произошло чудо, к другой Вифсаиде, называемой прибережной, которая была отечеством апостолов Андрея и Петра: так как от этой первой Вифсаиды к другой нужно было переплывать часть моря или озера Галилейского. Иисус Христос нередко поступал подобным образом – совершив чудо, отсылал от себя народ и учеников. Чрез это, – толкует св. Златоуст, – Христос внушает нам никогда не искать людской славы и не стараться привлекать к себе толпы. – Отпустив Апостолов, Иисус Христос еще некоторое время оставался с народом, пока (дондеже) отпустит народ. А это Он сделал для того, чтобы успокоить народ, который, быв поражен чудом умножения хлебов, пришел в волнение и, как повествует евангелист Иоанн (Ин.6:15), хотел взять Иисуса Христа и нечаянно, т. е. против Его воли, поставить царем, тогда Господь Иисус Христос пришел на землю не затем, чтобы царствовать. Царство Мое не от мира сего, сказал Он Пилату (Ин.18:36).

Мк.6:46. И отпустив их, пошел на гору помолиться.

„Почему Господь восходит на гору для молитвы“? спрашивает св. Златоуст при объяснении этого обстоятельства в жизни Иисуса Христа, и отвечает: „дабы научить нас, сколь удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Он часто уходит в пустыни и неоднократно проводит ночи в молитве, уча нас избирать такое время и место, которые располагали бы нас к молитве. Ибо пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги“. Вот почему и святые удалялись в пустыни, – иные даже для жительства ко спасению души, иные только по временам для молитвы и благочестивых размышлений; вот почему святые и благочестивые люди любили и любят молиться в ночное время! Уединение на время молитвы лучше всего помогает нам отложить на это время всякое житейское попечение и возвести ум и сердце к Богу. Господь и словом Своим учил уединению на время молитвы (Мф.6:6).

Мк.6:47. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

Мк.6:48. И увидел их бедствующих в плавании: потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

(Около) о четвертей стражи нощней прииде (подошел). Что это за время? Во времена Иисуса Христа у Иудеев, по примеру Римлян, под властью коих они находились, ночь разделялась на четыре части, называвшиеся стражами, по 3 часа в каждой страже: первая стража от 6-ти до 9-ти часов вечера, вторая от 9-ти до 12-ти ночи и т. д. Таким образом, четвертая стража, это – время перед утром, от 3-х до 6-ти часов. Название этих четырех частей ночи стражами произошло от обычая ставить во время войны в городах и лагерях сторожевых солдат на три часа времени.

Мк.6:49. Они, увидевши Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

Мк.6:50. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я; не бойтесь.

Смутишася (испугались), потому что вид человека, идущего в темноте ночи по бурным волнам моря, навел на них страх, так что они подумали, что это призрак или тень. Подумали потому, что разделяли народное мнение, будто души умерших по временам являются, как тени, и бывают видимы людьми. Так, соответственно сему мнению, по Божию повелению, явилась тень Самуила царю Саулу пред его смертью (1Цар.28). У евангелиста Матфея повествуется при сем, как ап. Петр, услышав от Господа успокоительные слова: это Я, не бойтесь, просил позволения прийти к Нему по воде, и как, когда пошел, усомнился и начал было утопать, но Господь, укорив апостола в том, что он усомнился, спас его (Мф.14:27–31).

Мк.6:51. И вошел к ним в лодку; и ветер утих; и они чрезвычайно изумлясь в себе; и дивились.

Зело излиха в себе ужасахуся и дивляхуся (они чрезвычайно изумились в себе и дивились), потому что увидели новое чудо, – чудо хождения по водам Господа и с Ним апостола Петра, а также чудесное укрощение бури.

Мк.6:52. Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

Вот в чем причина, почему апостолы не вразумились чудом над хлебами, – сердце их было окаменено. Это, конечно, не означало того, что апостолы не верили чудесам Христовым, а означало то, что они были в таком состоянии духа, когда человек не понимает важности совершающихся пред его глазами событий (Мих.). Но это окаменение недолго продолжалось: скоро, как повествует еванг. Матфей, все подошли, поклонились Ему, – в знак благоговения, и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф.14:33), т. е. Мессия, Единородный Сын Бога Отца, воплотившийся для спасения рода человеческого. Чудеса: необыкновенное умножение хлебов (Мк.6:36–44), чудесное хождение по воде Самого Господа и с Ним ап. Петра и утишение бури вызвали со стороны учеников Его твердое исповедание веры в то, что Он – Христос Мессия.

Мк.6:53. И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую, и пристали к берегу.

В землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского, тоже что Галилейского или Тивериадского озера, с северо-восточной стороны (Мк.1:16).

Зач. 27. Иисус Христос в Геннисаретской земле. Читается в понедельник 16-й недели по Пятидесятнице

О прибытии Иисуса Христа в землю Геннисаретскую, после чудесного хождения по воде, говорится и у еванг. Матфея, только несколько покороче. Также у еванг. Марка подробнее излагается и беседа в этой стране с фарисеями, ст. 5 и далее. Чит. у Матфея об этом (Мф.14:34–36; 15:1–11).

Мк.6:54. Когда вышли они из лодки, тотчас жители узнавши Его,

И изшедшим им из корабля (когда вышли они, – Иисус Христос и апостолы), из лодки, прибыв в землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского или Галилейского озера с северо-западной стороны, абие познаша Его (тотчас жители узнали Его) и пр. Жители узнали Иисуса Христа, так как Он незадолго до сего исцелил в их стране бесноватого, который наводил ужас на всех (Мк.5:1–20).

Мк.6:55. Обежали всю окрестность ту, и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

Мк.6:56. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.


Источник: Толкование на Евангелие от Марка / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с.

Комментарии для сайта Cackle