Апостолы Христовы: Симон Кананит

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Симон Кананит

Из Дневниковых записей автора:
«Христианство несовместимо с жестокостью, убийством, насилием над человеком. Но что делать с преступником, который прозрел лишь на смертном одре? Возможно ли для него спасение? Наверное, возможно, но тут тайна Божьей любви. Помилует Бог такого человека для вечности или оставит во тьме кромешной пожинать плоды своей жизни – лишь в Его воле. В любом случае спасение души убийцы, мучителя – всегда исключение, а не правило. Спасение души кающегося убийцы, именно кающегося. Не говорю уже о не кающихся.
Что же правило? Да то, что человек, желающий раскаяться в убийствах и насилиях, должен встать на многолетний путь исправления содеянных грехов, на путь помощи людям, служения людям.
Откуда эта нелепость – в качестве примера покаяния грешника приводить кающегося разбойника, распятого со Христом? Как в одной статье, которую прочитал недавно в православном журнале, написал известный богослов (богослов !!!): “Не будем забывать, что первым в Рай вошел разбойник, у которого, фигурально выражаясь, руки были по локоть в крови».
Откуда это “по локоть в крови”? Разбойник тот, Евангельский, был не убийцей-грабителем с большой дороги, а мятежником-революционером. Собственно, слово «разбойник» – в греч. лестес означает мятежник. Эти люди боролись с римскими оккупантами Иудеи. Это были герои народа, недаром их главаря Варавву народ требовал освободить вместо Христа.
Для таких-то бунтарей римляне и ввели мучительную казнь распятием. И Христос, кстати, казнился с этими разбойниками “по одной статье”. Как говорит один из разбойников, Спаситель “в том же осужден”, что и они. (Правда, в русском, синодальном, переводе эта фраза искажена: “осужден на то же” (Лк. 23, 40).
Итак, разбойник, распятый рядом со Христом, не был убийцей и негодяем. Это был неверно понимающий способы борьбы с оккупантами верный сын израильского народа; человек, взявший оружие в руки именно в связи с глубокой самоотверженной верой. Его жизнь не была препятствием ко входу в Рай, к Богу.
Но в истории сложилась абсурдная трактовка этого сюжета. Достаточно покаяться – и попадешь в Рай. О, сколько людей оправдывали свои душегубства примером Евангельского разбойника…
Вспомнилось об этом, когда недавно, при посещении древнего собора монастыря преп. Александра Свирского, я рассматривал фрески собора. Над входом – выразительный рисунок. Весы, у которых обе чашечки находятся в равновесии. На одну чашу бес кладет грехи, на другую чашу Ангел положил платок, смоченный слезами. В основе рисунка – средневековая легенда (не подлинная история, а, обратим внимание, легенда).
Умирал от болезни разбойник. Вся его жизнь состояла из убийств, насилий и бесчиний. А добрых дел у него не было. И вот, перед смертью, он оплакивал свои грехи, да так оплакивал, что промочил платок.
Умер разбойник, и начали его судить. Бесы положили на чашу весов его преступления. А Ангелу нечего было положить. Вот он и положил платок, омоченный в слезах. И платок уравновесил весы…
Подобные истории да и картинки были питательной средой того чудовищного искажения веры, когда убийцы творили грех, а потом замаливали грехи, каялись. Тот же Иоанн Грозный – разве не пример?..
Но подлинное святоотеческое Православие ко всему этому относится иначе...»

Итак… покаявшийся разбойник, вернее, мятежник, ревнитель. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской Империей... Но Христос говорит иначе: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие.
Это не очевидно и для многих наших современников, тем более было странным для современников Иисуса. Но один из них не просто в это поверил, а стал Апостолом. Он оставил свое разбойничье ремесло и примкнул к ученикам Иисусовым. Звали его Симон, а прозвище у него было Кананит (в переводе с арамейского – ревнитель). Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что означает то же самое, что и Кананит.

31.jpg
Апостол Симон Кананит

Каким образом этот борец с тиранией Рима стал Апостолом? Этого мы не знаем. Предание говорит, что Симон был сродником Христа, что он жил в городе Кане и на браке именно этого Симона Христос превратил воду в вино.
Достоверно это неизвестно, как и подробностей того, какое место этот Апостол занимал в числе Двенадцати.

Предание говорит, что после того, как Апостолы отправляются на проповедь, Апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с Апостолом Андреем Первозванным. Страны Иверии этих двух Апостолов: Андрея и Симона – считают своими просветителями.
В месте, называемом ныне Новый Афон, в ущелье реки Псырцхи, показывают древнюю пещеру, в которой жил и молился святой Симон. Здесь же, в 20 километрах от Сухуми, Апостол принял мученическую кончину и был погребен.
Мощи св. Симона не найдены. Возможно, они находятся под землей, под храмом, построенным в честь Апостола еще в древности. Храм на месте могилы Ап. Симона был построен в 4-м веке, в 6-м веке перестроен и после этого расширялся и благоукрашался. В годы турецкого владычества в этих землях храм был разрушен, место это было запущено. Но Господу угодно было, чтобы храм возобновил свою жизнь. В 1875 году древний храм во имя святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

32.jpg
Храм Св. Апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Фото 1990-х гг.

33.jpg
Пещера Ап. Симона Кананита
Перейти к следующей записи Апостолы Христовы: Иуда Искариотский
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Иаков Алфеев

Комментарии

Замечательно!
Я читала про Симона Зилота, но никак не могла взять в толк, о ком это.И очень хорошо про благоразумного разбойника. Опять - не оставайтесь на поверхности, ищите глубину, второй смысл.
Спасибо!
 
9 лет назад в составе паломнической группы я провела несколько часов в Симоно-Кананитском монастыре в Новом Афоне. Сегодня я разыскала среди своих старых записей школьную тетрадочку, в которой наскоро набросала свои впечатления. Даст Бог, я к ним вернусь, а сейчас скажу лишь об одном: я набрала там в бутылочку воды из святого источника, по преданию, забившего на месте казни Апостола. И воду эту, набранную в сентябре, решила сохранить до 23 мая (н.ст.), дня памяти Ап. Симона Кананита. Рада засвидетельствовать: вода была абсолютно свежей. А были сомнения в "аутентичности" этого источника. "Не попробую - не поверю!" - совсем как Фома. Попробовала. Поверила. Но неужели все-таки надо было попробовать, чтобы поверить?..
 
Судя по комментам, у нас определились два лидера: некий Мальцев и Л. Панцырева. 80% комментов - дело их рук.
Остальные отстают. Подтягивайтесь:))))))))))
 
Достали эти апосталы. Скорее бы вы закончили этот проект. Лучше давайте анекдоты и веселые истории.
Но, ужас... считаю. Еще 6
Тот кто пишет слово апостол с ошибками, может и воздержаться от комментариев.
А тема православного юмора есть на многих форумах.
И ещё - это были первые Его ученики. Те, кого позже назвали христианами. Неужели не охватывает дрожь - жил простой человек, и вдруг оказался избранным, среди первых учеников Его... Как это может быть? Что они чувствовали? Как жили до и после?
И как нам стать учениками самого Господа?
 
На последней фотографии (пещера Симона Кананита) я увидела икону 40 мучеников севастийских. Меня поразило - Севаста - Сухуми - значит они пострадали в Сухуми?
 
Незарегистрированный написал(а):
Достали эти апосталы. Скорее бы вы закончили этот проект. Лучше давайте анекдоты и веселые истории.
Но, ужас... считаю. Еще 6

Зачем Вы тогда вообще,заходите на этот сайт,да еще и оставляете свои коментарии?:confused: Вы,наверное,адресом ошиблись?!!!
 
Незарегистрированный написал(а):
На последней фотографии (пещера Симона Кананита) я увидела икону 40 мучеников севастийских. Меня поразило - Севаста - Сухуми - значит они пострадали в Сухуми?

Нет, место их мученичества действительно в Севасте, но сегодня это территория Турции.
 
C пещерой Симона Кананита связана одна поучительная история, которая произошла в нашей семье. Один мой родственник - человек неверующий, можно даже сказать, богохульствующий (хотя и не злой, а больше так - упрямый) - был на экскурсии в Новом Афоне и, находясь в пещере Симона Кананита, зачем-то забрал оттуда не им оставленную иконочку - вроде тех, маленьких, что изображены на фотографии выше (такие обычно на канун родственники усопших ставят). Зачем забрал - не знает сам. Лукавый его, видно, дёрнул... И, наверное, никто бы про это случай не вспомнил, если бы... моего родственника не постигла Божья кара за этот проступок... Весь вечер того самого дня несчастный просидел в уборной, мучимый сильнейшим расслаблением желудка, случившимся без всяких видимых причин. :))) На мой вопрос, уверовал ли он после этого в Бога, отвечает серьёзно: "Нет, не верю. Но то, что это из-за той иконы со мной случилось - для меня очевидно." :)
 
Меня неприятно удивило(2008 год) как наши россияне вели себя в Ново-Афонском монастыре. Ну кто бы мог представить себе: зайти, например, в Оптину Пустынь, даже в любой монастырь в России в купальнике, с сигаретой, нетрезво галдящему? Зайти в храм причем! Сразу бы охрана попросила, а здесь правительство Абхазии запрещает трогать туристов, основу основ всего местного бизнеса, ну туристы и рады стараться..
 
Отец Константин, преположим, что разбойник тот действительно был мятежником, но ведь это не отменяет возможность того, что он мог убивать и грабить в ходе своей мятежной деятельности. И если он действительно боролся против оккупантов - то есть во благо своего народа, то почему у ап. Луки встречаем такие его (злодея - в синод. переводе) слова: "...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли..."? В чем он признает справедливость своего осуждения - в том, что хотел освободить свой народ от захватчиков? И немного о Варавве: насколько я помню в фильме "Страсти Христовы" этой разбойник показан... ну, скажем так, не очень адекватным, иными словами не похож он на идейного вдохновителя мятежников. Хотя наверно, таким его решил показать режиссер. Не знаю. В общем богатую пищу для размышлений Вы подкинули - у меня раньше было представление об этих персонажах именно такое, которое Вы опровергаете.
 
Максим Николаевич написал(а):
Отец Константин, преположим, что разбойник тот действительно был мятежником, но ведь это не отменяет возможность того, что он мог убивать и грабить в ходе своей мятежной деятельности. И если он действительно боролся против оккупантов - то есть во благо своего народа, то почему у ап. Луки встречаем такие его (злодея - в синод. переводе) слова: "...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли..."? В чем он признает справедливость своего осуждения - в том, что хотел освободить свой народ от захватчиков? И немного о Варавве: насколько я помню в фильме "Страсти Христовы" этой разбойник показан... ну, скажем так, не очень адекватным, иными словами не похож он на идейного вдохновителя мятежников. Хотя наверно, таким его решил показать режиссер. Не знаю. В общем богатую пищу для размышлений Вы подкинули - у меня раньше было представление об этих персонажах именно такое, которое Вы опровергаете.

Дорогой Максим Николаевич. Очень приятно, что Вы серьезно думаете над прочитанным.

Разбойник тот все-таки был не бандитом, а революционером, мятежником. Вы пишете, что он мог убивать и грабить… Римских воинов, или чиновников, то есть иудейских врагов, – мог, но если это был патриот своего народа, разве стал бы он убивать и грабить своих же… Так поступали только большевики. Объявив себя друзьями народа, они стали насиловать, грабить и мучить этот народ.
Иудеи к революционерам относились очень хорошо. Вы не задумывались, почему они стали просить отпустить им Варраву?
Вы приводите слова разбойника: «...Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли...» ЭтИ слова как раз и подтверждают, что они были революционерами. Как известно, казнь через распятие римляне ввели для мятежников (в первый раз ее использовали для казни соратников Спартака). Обычных разбойников казнили не римляне, а отдавали их в руки своих же иудеев. И тогда всяких грабителей-насильников побивали камнями или вешали. А вот государственных преступников казнили римляне и именно через распятие.
Слова разбойника показывают, что они, разбойники, законно осуждены римлянами; собственно, эти мятежники знали, что, если их поймают, это их и ждет. Но разбойник недоумевает: почему же так жестоко, через распятие казнят Христа?.. Этого невинного проповедника, доброго равви…

Что касается фильма «Страсти Христовы», то это фильм, и ничего больше. Там много ляпов и субъективных режиссерских трактовок.

С любовью.
 
В защиту (если так можно сказать :) вышеупомянутого богослова могу сказать, что перед тем как сказать "по локоть в крови", он вставил "фигурально выражаясь". Я думаю, он хотел подчернуть тем самым, что первым в Рай вошел не праведник, но разбойник, будучи таким не на словах, а на деле. И пусть даже этот разбойник - мятежник. Вспомним недавние события в Лондоне, Египте и особенно в Ливии. Разве мало там было жестокости и агрессии? И 2000 лет назад, уверен, все это происходило не гуманнее. Думаю, в такой атмосфере легко потерять над собой контроль. Следовательно, оценка - "по локоть в крови" может быть субъективной, но вполне небезосновательна. Но, хочется надеятся, что многие истинноверующие правильно толкуют этот сюжет из Евангелия. А своевольные толкования (в т.ч. секты), похоже, неизбежны.

священник Константин Пархоменко написал(а):
Вы не задумывались, почему они стали просить отпустить им Варраву?
Я всегда объяснял себе этот выбор как стадное чувство. Толпа, как известно, всегда менее умна, чем отдельно взятый из нее человек. Книжники были во главе этого скопления людей (кстати, я не буду удивлен, если и в самой толпе были засланные казачки-активисты) и, конечно же, их выбор не мог быть в пользу Христа, ну а толпа все подхватывала. Можно вспомнить, например, знаменитые видеокадры речей Гитлера и восторженные взгляды и приветсвия тысяч людей, готовых поддержать его в любой идее.

священник Константин Пархоменко написал(а):
Слова разбойника показывают, что они, разбойники, законно осуждены римлянами; собственно, эти мятежники знали, что, если их поймают, это их и ждет. Но разбойник недоумевает: почему же так жестоко, через распятие казнят Христа?.. Этого невинного проповедника, доброго равви…
А вот здесь обнаружилась моя невнимательность. Читаем сначала так: "и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли...". Что это? Разбойник вдруг понял, что вся его борьба против оккупантов была ошибкой? Это меня и смутило. Но теперь процитируем всю строку "и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.",-все становится на свои места так, как Вы и написали в вышеуказанно цитате. Да, вырывание отдельных фраз чревато искажением смысла.


Вообще, я прихожу к мнению, что кроме изучения Нового Завета было бы полезно познакомиться с культурой, политикой, нравами, традициями и прочими аспектами народов, встречающихся нам в Новом Завете. Благодарю Вас, отец Константин. Было бы здорово, если бы порекомендовали что-нибудь толковое на этот счет.
 
Максим Николаевич написал(а):
Вообще, я прихожу к мнению, что кроме изучения Нового Завета было бы полезно познакомиться с культурой, политикой, нравами, традициями и прочими аспектами народов, встречающихся нам в Новом Завете. Благодарю Вас, отец Константин. Было бы здорово, если бы порекомендовали что-нибудь толковое на этот счет.

Дорогой М.Н.
Конечно, чтобы понимать культуру и образ жизни героев Ветхого и Нового Завета, нужно на эту тему читать соответствующую литературу. Работы, в которых затрагиваются все эти темы, относятся к разделу "Библейская археология".
Каждый год только на русском языке выходят десятки прекрасных книг на эту тему, а за границей сотни.

Самое лучшее сегодня в России издательство, которое занимается книгами подобного рода - это издательство Библейского богословского института им. Ап. Андрея Первозванного (в Москве). Издательство это выпустило огромное количество лучших и всемирно известных современных авторов. Вот одна из страничек этого издательства, на которой приводятся книги серии "Библейская археология": http://www.standrews.ru/index.php?ln=1

Как говорится: читать - не перечитать...
 
Если даже и по локоть в крови, если даже и покаялся за минуту до смерти, уверен, что такой человек спасется. Мы ведь знаем,что покаяние есть перемена ума - она может происходить годами ( иногда так и не наступить), а может в мгновение...Кстати, можно вспомнить смерть Пушкина, которую причащавший его священник назвал достойнейшей и т. д. И еще: я заметил, что постоянные посетители этого сайта довольно мало читают серьезной богословской литературы ( труды Осипова под такую категорию не подходят), не хотят сами трудиться даже над базовыми вопросами, доверяясь не аутентичным источникам, а толкованиям священников, пусть даже выдающихся...
 
Незарегистрированный написал(а):
Если даже и по локоть в крови, если даже и покаялся за минуту до смерти, уверен, что такой человек спасется. Мы ведь знаем,что покаяние есть перемена ума - она может происходить годами ( иногда так и не наступить), а может в мгновение......

Несколько цитат из Священного писания и святых отцов:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Числ. 5, 5-7).

Иоанн Креститель: «Сотворите достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8).

Христос: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6, 46)

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7, 21-23).

Святитель Василий Великий: «Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но им необходимы и достойные плоды покаяния».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Для излечения глубоких ран нужны труды, посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту, но она не иначе достигает этого, как путем бесчисленных трудов, скорбей и мучений».

Святитель Иоанн Златоуст: «Покаяние свидетельствуется не словами, а делами»

Святитель Димитрий Ростовский: «Покаяние без трудов отвергается, как плевелы: оно не принимается, но изметается вон на попрание. Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель, взывавший в Иудейской пустыне о покаянии, говорит: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8). Что же это такое - достойный плод покаяния? По объяснению толкователей, это значит, что труды удовлетворения за грех должны в покаянии сравниться с тяжестью какого-либо сделанного великого греха, чтобы насколько кто раньше поработал греху, настолько бы поработал потом и Богу, согласно словам апостола: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6, 19). А святой Григорий, называя человека деревом, познаваемым по плодам, говорит: «По плодам именно, а не по листьям и корням должно познаваться покаяние. Ведь и Господь проклял дерево, имевшее на себе листья, но бесплодное, ибо Он не принимает исповедания только на словах, исповедания без плодов удручения тела». Этим сказал как бы следующее: живое доброе дерево познается по корню, листьям и по плодам подобно этому и мысленное дерево, человек, при этом человек кающийся, имеет корень, листья и плоды. Корнем покаяния является мысль и намерение исповедать грехи свои; листья-это само словесное исповедание грехов, приносимое Богу перед отцом духовным, и обещание исправиться; плоды же-это труды удовлетворения за грехи.
Посмотрим же, по чему познается истинное покаяние? Познается оно не по корню намерения, не по листьям исповедания и обещания, но по плодам удовлетворения. Укрепляй намерение, как корни, умножай слова, как листья, но если не имеешь плодов, достойных покаяния, то есть подвигов и трудов в удовлетворение за грехи, то ты не благословенное дерево, но подлежащее проклятию. Плоды же, достойные покаяния, как мы сказали уже, суть те, которые равняются качеству и количеству совершенных прежде грехов».

И еще святитель Димитрий Ростовский: «Если хочешь погасить огонь гееннский, уготованный тебе, весь претворись из тьмы греховной в свет. Если желаешь избавиться от тьмы кромешной, весь из горечи греховной претворись в сладость. Если хочешь сделаться сладким для Господа и получить прощение грехов, "утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего" (Пс. 36, 4), то есть всецело умертви себя трудами и подвигами, чтобы умерли живущие в тебе греховные страсти. Апостол говорит: пусть упразднится "тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим. 6, 6). Закореневшее во грехах тело твое упраздни, изможди, удручи и в надежде на упразднение грехов сотвори плоды, достойные покаяния, уравняй труды свои с прежде бывшими твоими грехами или даже превзойди их - и тогда ожидай прощения и спасения. Кто взойдет на эту ступень удовлетворения за грехи, тот получит надежду на Бога, как и на отверстое Небо».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Покаемся не одними устами... принесем вместе со слезами... и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую.

Преподобный Ефрем Сирин: «Но пусть наше покаяние не ограничивается только одними словами, так как нелепо было бы, если бы оно состояло только в словах и Церковь Господа нашего Иисуса Христа не созидалась бы посредством дел».

Схиигумен Савва Псково-Печерский: «Для тебя сейчас страшнее умереть, чем жить, потому что к покаянию-то ты пришла, а вот плодов-то покаяния у тебя пока еще нет. А чтобы страшно не было умирать, надо запастись плодами покаяния».

У святых отцов мы читаем и про возможность спасения без плодов покаяния. Но не в качестве нормы, а в качестве исключения. Если человек совершенно переменился, в нем произошел такой нравственный переворот, который делает невозможным возвращение его к грешной жизни, то Господь, если судит человеку скоро умереть (а наша жизнь в руках Божиих), может помиловать такого человека. Но это экстраординарный случай, подразумевающий действительно глубочайшее покаяние, а не просто покаяние перед смертью.
 
"Достойные плоды покаяния» вот чего мне не хватало. Вот что не давало покоя, что мало просто покаяться и " стараться быть лучше, исправляться", а именно давать плоды, достойные покаяния. Спасибо вам огромное, батюшка, за все ваши статьи. Читать не перечитать, да перечитывать. Так много нужного, полезного. Как много вы для нас делаете! СПАСИБО.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
19.026
Комментарии
24
Последнее обновление
Сверху