Апостолы Христовы: Андрей Первозванный

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Андрей Первозванный

Мощи св. Ап. Андрея Первозванного, похищенные крестоносцами из Константинополя и перевезенные в итальянский город Амальфи, не мироточили больше сотни лет. Итальянские паломники протирали коленями мраморные плиты великолепного собора, проливали пот и слезы, стоя на молитве и умоляя Апостола откликнуться и дать знак, что он их простил, но Апостол был неумолим. Для мощей выстроили колоссальный собор, денно и нощно у гробницы шли службы, но мощи, изобильно мироточившие у православных, – несколько раз в год миро вычерпывали из гробницы золотым ковшом, – мироточить перестали.
И только когда умер последний из тех, кто мог иметь какое-то отношение к святотатству, к грабежу Константинополя, Апостол смилостивился над латинянами. Не в последнюю (а может быть, в первую) очередь потому, что сюда, в Амальфи, приезжали и православные. Приезжали и оплакивали потерю такой великой святыни…
«…Слава Богу, мироточение возобновилось, – рассказывает мне православный священник, который служит в Амальфи и раз в неделю на гробнице с мощами св. Ап. Андрея совершает Литургию для православных людей. – Сегодня мощи мироточат очень обильно. Мы делаем так: смачиваем в этом мире ватку и кладем ее в бумажный конверт. Всякий приходящий поклониться мощам получает такой конвертик».
Я приложился к мощам Ап. Андрея и благоговейно взял в руки конверт со святыней. Ватка тонко благоухала, душа преисполнялась радости и умиления.

48.JPG
Статуи на крыше Собора Святого Апостола Петра в Риме. Спаситель. Рядом достойнейшие: Иоанн Креститель и первый из Апостолов, пошедший за Иисусом, – Апостол Андрей.

…Апостол Андрей родился в живописном городке Вифсаида, на берегу Геннисаретского озера. Он был рыбаком и братом Апостола Петра. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной. Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи делегируют пойти и посмотреть, что там происходит. Андрей на какое-то становится время учеником Иоанна Крестителя и здесь же знакомится со Христом:
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот…
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин. 1, 35-42).

Этот рассказ объясняет нам, почему Андрей получил имя Первозванный; он был первым, кто стал учеником Иисуса. Затем Иисус до времени отсылает Андрея домой. На какое-то время Андрей возвращается к своим обычным обязанностям. Слухи на Востоке распространяются быстро… То тут, то там говорят, что в Галилее появился удивительный пророк, который даже больше Иоанна. Можно представить, как сжималось сердце Андрея от этих известий. Почему же Иисус не зовет его? Передумал? Забыл? Несомненно, что этот вопрос Андрей много раз обсуждал с братом, который получил от Иисуса странное имя: Камень.
Но вот: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18-19).
Когда зовет Иисус, медлить нельзя. Братья, все оставив, следуют за Христом.

Евангелия мало сообщают нам о том, какое место занимал Андрей среди других учеников. Собственно говоря, только о Петре, который был старшим из Апостолов и стал их негласным лидером, говорится больше, да еще о самом младшем из них, о юном Иоанне. Все Апостолы были друг другу братьями, и все были равны. Все одинаково делили кров и пищу с Иисусом, все слушали Его притчи, были свидетелями Его чудес. Вспомним лишь об одном из них:

Помните очень выразительное чудо насыщения огромного количества людей пятью хлебами и двумя рыбками? За Иисусом следуют люди. Уже вечер, все голодны… «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?.. Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?..» (Ин. 6, 5сл.)
Иисус приказывает людям возлечь, а потом, «взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел».
И происходит чудо. Хлеба и рыбы всем хватило, все насытились… Чудо это имеет много граней смысла, но скажем об одном, лежащем на поверхности: там где Христос, – там нет места нужде и страданию. Он для того и пришел, чтобы спасти людей от бед, тем более каждый, кто пойдет за Ним, может быть уверен, что не останется без Божьей заботы и защиты.

Заканчивается эта история весьма симптоматично: «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов…» Двенадцать коробов символизирую здесь Двенадцать Апостолов. Апостолы – вот те, кто отправится в мир, чтобы приобщить людей ко Христу, чтобы вернуть заблудившееся человечество Богу.

Апостол Андрей вместе с другими учениками присутствовал на Тайной Вечери, а потом вместе со всеми пережил потрясение и ужас, когда Иисуса схватили и приговорили к смерти. Мучительная пятница, суббота… Казалось, все их надежды рухнули. Они пошли за Иисусом, оставили дом, отказались от личной жизни… Учитель был слишком доверчив и добр, реальная жизнь оказалась страшней.
Но в ночь на воскресенье происходит нечто неожиданное. Женщины, ходившие ко Гробу, рассказывают, что Гроб пуст, Христа там нет. А потом начинаются встречи с Воскресшим. И как заря постепенно прогоняет тьму, так из сердец Апостолов прогнаны тьма, сомнения и страхи. Христос жив! Он победил смерть. А значит, все, что Он говорил, – правда.

Воскресение Христово превращает Апостолов из растерявшейся, перепуганной группы провинциалов, простых галилейских рыбаков в смелых и неутомимых свидетелей Христовых.

Мы помним древнехристианское предание, согласно которому Апостолы бросили жребий и в соответствии с этим жребием отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Андрею выпал жребий проповедовать во Фракии и Скифии. Если это так, а сомневаться в свидетельстве, дошедшем еще от 3-го века, нет оснований, значит, Ап. Андрей проповедовал на берегах Черного моря. В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях поэта Овидия (43 до Р. Х. – 18 по Р. Х.), почти современника Андрея Первозванного, можно очертить пределы Скифии в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами. По мнению ряда исследователей, словом «скифы» позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, то есть на бывших скифских землях.

Древнерусские предания («Повесть временных лет», начало 12-го века) говорят о посещении Апостолом Андреем земель, на которых впоследствии возник Киев, и даже прослеживают путь Апостола до Новгорода и до северных русских земель. Ни доказать, ни опровергнуть эти легенды невозможно.

Около 70 года Ап. Андрей был мученически убит. Это произошло в городе Патры. Андрея распяли на Х-образном кресте, который с тех пор зовется Андреевским крестом.

…Патры, некогда крупный языческий город Римской империи, сегодня – православный греческий город. Духовным сердцем этого полиса является самый большой в Греции собор, посвященный Апостолу Андрею. Собор строился несколько десятилетий и был закончен совсем недавно, в 1974 году. Рядом с собором – другой, средневековый, храм, построенный как раз на том месте, где принял мученическую кончину Андрей Первозванный.
Вхожу в собор. Сверкает изумительная мозаика пола: диковинные птицы, притаившиеся животные, играющие в пучине морские существа. Роспись купола и стен жительствует жизнью другого рода, Небесной. Прохожу к правому приделу собора, туда, где на мраморном престоле покоится честная глава Ап. Андрея. Восстанавливая историческую справедливость, главу Ап. Андрея возвратили католики в 1964 году.

Но надо сказать, что со Средневековья хранится здесь и еще одна частица мощей Ап. Андрея – его палец. Как она сюда попала, если мощи, похищенные крестоносцами, с 11-го века находились в Амальфи? Прикладываясь к мощам в Амальфи, его… откусила и вернула на историческую родину одна благочестивая православная христианка.

49.JPG
Статуя Ап. Петра в Амальфи, у базилики, где почивают его мощи.


50.JPG
Поднимаемся по ступенькам…


51.JPG
Прикасаемся к бронзовому изображению Ап. Андрея на вратах храма, отполированному пальцами паломников за тысячу лет…


52.JPG
...и входим под сень величественного собора. Этот храм был построен католиками для похищенных из Константинополя мощей.

53.JPG
Гробница святого. Открывая ее несколько раз в год, вычерпывают святое миро.


54.JPG
Греческий город Патры. Собор Святого Апостола Андрея.


55.JPG
Входим в великолепный храм.


56.JPG
В правом приделе стоит престол, на котором в серебряном ковчеге хранится часть главы Апостола Андрея.


57.JPG
А за престолом – Х-образный крест с вмонтированными в него подлинными частицами креста, на котором был распят Ап. Андрей.


58.JPG
В пятидесяти метрах – средневековый храм, построенный на месте мученической кончины Ап. Андрея.


59.JPG
Вот этот крест установлен на том самом месте, где предал свою душу Богу Апостол Андрей Первозванный. Патры. Греция.
Перейти к следующей записи Апостолы Христовы: Фаддей
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев

Комментарии

Замечательно!
Мы, в России, очень любим апостола Андрея, наверное, потому, что он приходил к нам. Не зря и Андреевский крест стал нашим военно-морским Андреевским стягом. Какое счастье и промысел Божий, что он вернулся на наши военные корабли. Какое звонкое и звучное имя у него- Первозванный! Высокое! И как он пронес его, не запятнав себя ничем. Его любовь ко Христу абсолютна.
 
Спасибо, о.Константин! Добавлю,у нас в России самая высшая награда орден Андрея Первозванного..
 
В этом году 2013 в город Москву был привезен крест Андрея Первозванного. Мне не удалось прикоснуться к этой святыне, но икону с изображением Андрея Первозванного я получила в храм Рождества Христова на Божественной литургии. Слава Богу. Господь все устроил.
Надежда. Я очень часто посещаю ваш сайт. Спасибо батюшка Константин, очень много материала для познания. Спасибо Вам за разъяснение Евангелия.
 
Отец Константин, благодарю вас за интересную статью, исторические подробности..Как всегда просветили наши души. Пусть мир прибудет с вами и вашими трудами. Аминь.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
12.765
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху