Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев

Если вы окажетесь на старой испанской дороге, ведущей в Галисию, в город Сантьяго-де-Компостела, вы обратите внимание на встречающихся вам пилигримов. Паломников обгоняют машины, мимо тарахтят мопеды, на которых любят носиться по проселочным дорогам испанские подростки. Мы можем присесть в кафе, под уютным каштаном и заказать прохладной воды. А вот появляются и наши запыленные паломники.
Как это странно... Пешее путешествие в 21-м веке. Мы привыкли, что даже по Святой Земле мы паломничаем на комфортабельных автобусах (без кондиционера не предлагать!:)), почему же эти люди идут по трассе пешком? Куда идут?
Синьор, к которому я обращаюсь с вопросом, белозубо улыбаясь, объясняет: они идут поклониться мощам св. Иакова.
Спрашиваю: «Может быть, у них нет денег на автобусный билет?» «Что вы! – экспрессивно машет он руками и объясняет: – Так положено. Этому обычаю больше тысячи лет».

И действительно, этот обычай появился раньше, чем была крещена Русь. В середине первого столетия нашей эры на берег реки Улья, там, где позже появится город Сантьяго-де-Компостела, была выброшена лодка. В ней находилось тело Апостола Иакова. Тело было похоронено благочестивыми людьми. В 813 году некому монаху явилось знамение: звезда, указавшая где искать эти мощи. Монах открыл мощи Ап. Иакова. Впоследствии на этом месте строится великолепный собор. Само это место получает название Сантьяго-де-Компостела (с лат. Campus Stellae Место, обозначенное звездой; Сантьяго с исп. – Святого Иакова).

36.jpg
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела


С 10-го века сюда начинается паломничество. Пилигримы должны были достичь города пешком. Обычай этот сохранился и до наших дней. Паломник должен пройти пешком сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в собор предъявляет специальный документ, «паспорт пилигрима», действующий ещё со времен Средневековья, с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат» о самом настоящем паломничестве.


Но перенесемся из прекрасной Испании, из дня нынешнего, на берег Галилейского озера, во времена Христа. Только что призваны первые Апостолы – Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел «других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4, 21-22).

Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн – юноша, Иаков – человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самым ближним кругом, двумя из Двенадцати.

Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое ироничное прозвище эти братья получили из-за своего порывистого характера.
Было в них что-то, что позволило Христу выделить их из других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых ответственных моментов Своего служения.
«И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 22)…» – это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих Апостолов берет с Собой Христос на Фавор, и только они оказываются свидетелями Его Преображения. И именно их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.
Богословы много думали над тем, почему именно их?.. Петр, положим, – первенствующий из Апостолов. Но почему Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры, и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.
Однажды Христа не пустили в одно селение. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 54-56). Эти братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?
Евангелия сохранили еще один, по виду курьезный, момент, связанный с именем братьев. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22). Сыновья Зеведеевы – это наши герои: Иоанн и Иаков. Значит, были основания просить для них особые места в Царствии Божием, раз мать с наивной простотой обратилась с такой просьбой ко Христу.

35.JPG
Иерусалим. Сионская горница. Это помещение построено в Раннее Средневековье на месте того, в котором Спаситель совершал Тайную Вечерю. Именно здесь были Апостолы, когда на них сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.


После Воскресения Христова братья проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней, имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Именно поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Распятом и Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод Агриппа приказывает убить именно Иакова. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 1-2). Первый Апостол – мученик Церкви, чья пролитая кровь становится символом вражды недобрых людей против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников – семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда к жизни, все больше и больше распространялась по земле.
Перейти к следующей записи Апостолы Христовы: Андрей Первозванный
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Иоанн Богослов

Комментарии

Отец Константин, благословите

Пишет Вам Алина Яковлева из Св. Петровского братства. Мы встречались с Вами весной у Вас на приходе в Троицком храме после Литургии накануне Ваших именин. Я тогда приглашала Вас на выставку "Неперемолотые".
Приглашаем Вас на семинар 17 ноября (чт.) в 18.00. Тема семинара "Библейские и богослужебные переводы на русский язык: методология и перспективы» с участием священника о. Георгия Кочеткова, преподавателей СФИ (Москва) РХГА и СПбГУ (Санкт-Петербург).
К сожалению, мне не удалось передать Вам приглашение лично, но рада, пользуясь Вашим блогом, пригласить Вас и через интернет. Надеюсь, что Вас заинтересует этот семинар, и что Вам удастся прийти.
Ждем Вас
С уважением,
Алина Яковлева
Св. Петровское братство.

«Библейские и богослужебные переводы на русский язык: методология и перспективы»

РХГА (Санкт-Петербург) - СФИ(Москва)

приглашают Вас на семинар 17 ноября (чт.) в 18.00

«Библейские и богослужебные переводы на русский язык: методология и перспективы»
С уважением,
Св. Петровское братство.
 
о. Константин, благословите
Я забыла Вам сказать, что семинар состоиться в РХГА. Это на Фонтанке
И вот мой контактный телефон на всякий случай: 89602390001
С уважением,
Алина Яковлева
 
Батюшка, Вы упомянули царя Ирода, который убил Апостола Иакова. Этот царь, должно быть, не тот же самый Ирод, что приказал истребить младенцев в год рождения Христа? Тот ведь, помнится, умер, что позволило Марии и Иосифу вернуться в Иудею... Как бы так не запутаться в них? :)

PS. Мне очень понравилось, как Вы подошли в этой главе к теме Апостола Иакова. Ваш личный опыт путешественника/паломника; фотографии, оживляющие историю; частые параллели между прошлым и настоящим - всё это очень способствует запоминанию информации, делает нас невольными соучастниками описываемых новозаветных событий. Замечательная идея и талантливое её воплощение! Будем с молитвой надеяться, что когда-нибудь она воплотится также в иллюстрированную книгу - чтобы её смогли прочитать не только пользователи Интернета. :)
 
Дорогая Виктория, во избежание путаницы с Иродами внесено уточнение: Ирод Агриппа. Тот Ирод, который истребил вифлеемских младенцев, известен как Ирод Великий. У него было четыре сына, и тот Ирод Агриппа (40-44), что убил Иакова, - один из них.
 
Так вот, оказывается, кто первым пролил кровь свою за Христа!
Цикл замечательный. Святые, но все же схематичные прежде для меня, по крайней мере, люди, становятся живыми и выпуклыми. Они ходят, думают, едят, пьют, гневаются и безмерно любят Христа.Таким можно и хочется молиться. Таким хочется и можно пытаться подражать.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
10.335
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху