Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев
Если вы окажетесь на старой испанской дороге, ведущей в Галисию, в город Сантьяго-де-Компостела, вы обратите внимание на встречающихся вам пилигримов. Паломников обгоняют машины, мимо тарахтят мопеды, на которых любят носиться по проселочным дорогам испанские подростки. Мы можем присесть в кафе, под уютным каштаном и заказать прохладной воды. А вот появляются и наши запыленные паломники.
Как это странно... Пешее путешествие в 21-м веке. Мы привыкли, что даже по Святой Земле мы паломничаем на комфортабельных автобусах (без кондиционера не предлагать!), почему же эти люди идут по трассе пешком? Куда идут?
Синьор, к которому я обращаюсь с вопросом, белозубо улыбаясь, объясняет: они идут поклониться мощам св. Иакова.
Спрашиваю: «Может быть, у них нет денег на автобусный билет?» «Что вы! – экспрессивно машет он руками и объясняет: – Так положено. Этому обычаю больше тысячи лет».
И действительно, этот обычай появился раньше, чем была крещена Русь. В середине первого столетия нашей эры на берег реки Улья, там, где позже появится город Сантьяго-де-Компостела, была выброшена лодка. В ней находилось тело Апостола Иакова. Тело было похоронено благочестивыми людьми. В 813 году некому монаху явилось знамение: звезда, указавшая где искать эти мощи. Монах открыл мощи Ап. Иакова. Впоследствии на этом месте строится великолепный собор. Само это место получает название Сантьяго-де-Компостела (с лат. Campus Stellae – Место, обозначенное звездой; Сантьяго с исп. – Святого Иакова).
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела
С 10-го века сюда начинается паломничество. Пилигримы должны были достичь города пешком. Обычай этот сохранился и до наших дней. Паломник должен пройти пешком сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в собор предъявляет специальный документ, «паспорт пилигрима», действующий ещё со времен Средневековья, с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат» о самом настоящем паломничестве.
Но перенесемся из прекрасной Испании, из дня нынешнего, на берег Галилейского озера, во времена Христа. Только что призваны первые Апостолы – Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел «других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4, 21-22).
Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн – юноша, Иаков – человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самым ближним кругом, двумя из Двенадцати.
Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое ироничное прозвище эти братья получили из-за своего порывистого характера.
Было в них что-то, что позволило Христу выделить их из других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых ответственных моментов Своего служения.
«И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 22)…» – это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих Апостолов берет с Собой Христос на Фавор, и только они оказываются свидетелями Его Преображения. И именно их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.
Богословы много думали над тем, почему именно их?.. Петр, положим, – первенствующий из Апостолов. Но почему Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры, и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.
Однажды Христа не пустили в одно селение. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 54-56). Эти братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?
Евангелия сохранили еще один, по виду курьезный, момент, связанный с именем братьев. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22). Сыновья Зеведеевы – это наши герои: Иоанн и Иаков. Значит, были основания просить для них особые места в Царствии Божием, раз мать с наивной простотой обратилась с такой просьбой ко Христу.
Иерусалим. Сионская горница. Это помещение построено в Раннее Средневековье на месте того, в котором Спаситель совершал Тайную Вечерю. Именно здесь были Апостолы, когда на них сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.
После Воскресения Христова братья проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней, имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Именно поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Распятом и Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод Агриппа приказывает убить именно Иакова. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 1-2). Первый Апостол – мученик Церкви, чья пролитая кровь становится символом вражды недобрых людей против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников – семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда к жизни, все больше и больше распространялась по земле.
Если вы окажетесь на старой испанской дороге, ведущей в Галисию, в город Сантьяго-де-Компостела, вы обратите внимание на встречающихся вам пилигримов. Паломников обгоняют машины, мимо тарахтят мопеды, на которых любят носиться по проселочным дорогам испанские подростки. Мы можем присесть в кафе, под уютным каштаном и заказать прохладной воды. А вот появляются и наши запыленные паломники.
Как это странно... Пешее путешествие в 21-м веке. Мы привыкли, что даже по Святой Земле мы паломничаем на комфортабельных автобусах (без кондиционера не предлагать!), почему же эти люди идут по трассе пешком? Куда идут?
Синьор, к которому я обращаюсь с вопросом, белозубо улыбаясь, объясняет: они идут поклониться мощам св. Иакова.
Спрашиваю: «Может быть, у них нет денег на автобусный билет?» «Что вы! – экспрессивно машет он руками и объясняет: – Так положено. Этому обычаю больше тысячи лет».
И действительно, этот обычай появился раньше, чем была крещена Русь. В середине первого столетия нашей эры на берег реки Улья, там, где позже появится город Сантьяго-де-Компостела, была выброшена лодка. В ней находилось тело Апостола Иакова. Тело было похоронено благочестивыми людьми. В 813 году некому монаху явилось знамение: звезда, указавшая где искать эти мощи. Монах открыл мощи Ап. Иакова. Впоследствии на этом месте строится великолепный собор. Само это место получает название Сантьяго-де-Компостела (с лат. Campus Stellae – Место, обозначенное звездой; Сантьяго с исп. – Святого Иакова).
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела
С 10-го века сюда начинается паломничество. Пилигримы должны были достичь города пешком. Обычай этот сохранился и до наших дней. Паломник должен пройти пешком сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в собор предъявляет специальный документ, «паспорт пилигрима», действующий ещё со времен Средневековья, с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат» о самом настоящем паломничестве.
Но перенесемся из прекрасной Испании, из дня нынешнего, на берег Галилейского озера, во времена Христа. Только что призваны первые Апостолы – Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел «других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4, 21-22).
Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн – юноша, Иаков – человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самым ближним кругом, двумя из Двенадцати.
Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое ироничное прозвище эти братья получили из-за своего порывистого характера.
Было в них что-то, что позволило Христу выделить их из других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых ответственных моментов Своего служения.
«И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 22)…» – это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих Апостолов берет с Собой Христос на Фавор, и только они оказываются свидетелями Его Преображения. И именно их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.
Богословы много думали над тем, почему именно их?.. Петр, положим, – первенствующий из Апостолов. Но почему Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры, и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.
Однажды Христа не пустили в одно селение. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 54-56). Эти братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?
Евангелия сохранили еще один, по виду курьезный, момент, связанный с именем братьев. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22). Сыновья Зеведеевы – это наши герои: Иоанн и Иаков. Значит, были основания просить для них особые места в Царствии Божием, раз мать с наивной простотой обратилась с такой просьбой ко Христу.
Иерусалим. Сионская горница. Это помещение построено в Раннее Средневековье на месте того, в котором Спаситель совершал Тайную Вечерю. Именно здесь были Апостолы, когда на них сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.
После Воскресения Христова братья проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней, имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Именно поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Распятом и Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод Агриппа приказывает убить именно Иакова. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 1-2). Первый Апостол – мученик Церкви, чья пролитая кровь становится символом вражды недобрых людей против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников – семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда к жизни, все больше и больше распространялась по земле.