Апостолы Христовы: Петр

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Петр

В Кесарии, откуда берет свой исток Иордан, меня подвели к странному бетонному конусу, лежащему на песке. Если взяться за специальную ручку и со всей силой налечь на этот конус, он начинает вращаться и оставляет какой-то оттиск на песке. Я присмотрелся – это были слова. На разных языках повторяется одна и та же фраза: «Ты Христос, Сын Бога Живаго».
Эти слова от лица всех Апостолов произнес на этом месте Апостол Петр.

60.JPG
Развалины древней Кесарии – языческой столицы Палестины.

61.JPG
Так это место выглядело в те времена, когда сюда привел Апостолов Христос.


Это были дерзновенные слова. О Христе говорили разное. Большинство склонялось к тому, что Он – один из пророков. Но Петр называет Иисуса Его подлинным Именем. Ты – Тот Самый долгожданный Помазанник Божий, Которого ждал мир, Ты – Сын Божий. На этом утверждении строится наша вера, это, если хотите, самая важная формула христианства.
И Иисус отвечает: «Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18-19).

62.JPG
Если налечь на бетонный конус, он оставляет в песке слова…

63.JPG
…Ты Христос, Сын Бога Живаго.


Уже только об этом обещании, данном Петру и в его лице всем Апостолам, можно написать целую богословскую книгу, уж очень важны эти слова. Давайте кратко посмотрим, что же такого важного мы видим в этих нескольких фразах:

1. Симон получил имя Камень (по-арамейски Камень звучит как Кифа, по–гречески – Петрос). Получает он это имя потому, что утверждение, что Иисус есть Христос (Помазанник, Посланник Божий), является основой, фундаментом нашей веры. На сем камене создам Церковь… Не на камне Ап. Петра, а на камне этого краеугольного христианского утверждения, как всегда понимали эти слова православные богословы.

2. Очень важно понять, что, хотя Апостолы все были друг для друга, как братья, была среди них и некая иерархия. Первенствующим был Петр. Не главным, что важно понять, но первенствующим, или, пользуясь старинным языком: первоверховным. Это не значило, что мнение Петра было выше мнения других Апостолов. Нет, когда Ап. Петр был неправ, ошибался, ему указывали на это. Его мнение – не выше мнения любого другого из Апостолов. Но, поскольку Петр занимал среди Учеников Христовых особое место, все же его мнение имело особенный вес.

Мы не знаем, почему Петр занял в общине Апостолов такое место. Возможно, потому, что он был самым старшим из всех, может быть, потому, что стал Учеником Христовым одним из первых и всегда следовал за Иисусом. Может быть, в силу своих личных способностей… Но несомненно, что Апостолы выделяли его как лидера. Очень часто мы слышим какие-то вопросы, заданные Иисусу Петром, Петр поднимает какие-то темы. Важно помнить, что Петр часто действует не от своего лица, а, как старший, по поручению все остальных Апостолов. Так же и обещания, данные Христом Петру, не означают, что они касаются только Петра, но обращены ко всем Апостолам.

3. Обратим внимание на очень важные слова: Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах… Католические богословы всегда понимали эти слова как указание на то, что именно Петру дана особая духовная и церковно-административная власть. Раз ему даны ключи от Царства Небесного, значит, его мнение и его власть – доминанта над всяким другим мнением и властью. Значит, Папа Римский как преемник Петра по церковной кафедре имеет такую же полноту власти над всей Церковью.

На это можно остроумно ответить, что, если и считать, что особая власть была дана Петру, то с его смертью эта власть и заканчивается – почему она должна переходить к кому-то еще?..
Но решается этот вопрос проще. Современные богословы здесь единодушны с православными святыми отцами: особая духовная власть – ключи Царства Небесного – дается не только Петру, а в лице Петра всем Апостолам. От лица Апостолов Петр говорит Учителю: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И через него как первенствующего Христос вручает Ученикам особую духовную власть отворять перед людьми Царство Небесное.
В книге Откровения Иоанна Богослова написано, что Небесный город Иерусалим, сходящий с Небес, от Бога «…имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот… Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр., гл. 21)
Царство Небесное открыто благодаря трудам Двенадцати; труды и подвиги всех Апостолов стали каменными основаниями, на которых строится наше спасение и жизнь вечная.

Сказанные здесь Петру, эти слова потом Спаситель повторял и другим Ученикам:
«В то время ученики приступили к Иисусу… (И сказал) Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 1,18).

Что же все-таки означают эти слова? А означают они, что судьбу Церкви Христос вручает Своим Ученикам. Мы не получили от Христа стройную систему, в которой расставлены по своим местам все каноны, правила, вероучительные истины. Аргумент баптистов – «в Библии этого нет» – для нас не имеет никакого значения.
Мы приняли от Христа Спасение и Духа Святого, наставляющего нас на всякую Истину. Жизнь Церкви, развитие христианского учения, осмысление и истолкование веры и многое другое – естественные процессы, происходящие в Живом церковном организме. Многое появилось в Церкви в последующие века ее существования, а не в первое Апостольское время. И это не просто допустимо, а благословлено и предписано Самим Христом.

4. Наконец, обратим внимание еще на один момент рассматриваемого Евангельского отрывка: Христос говорит: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… «Врата ада» – это еврейский оборот речи, где слово «врата» значит «вся сила».
Никакие атеистические акции и богоборческие режимы никогда не уничтожат Невесту Христову – Церковь, состоящую из наших верных Богу душ!

…Мы так увлеклись богословским анализом важнейшего Евангельского эпизода, что почти забыли о самом Ап. Петре.

Каким он был, этот Первоверховный Апостол?

64.JPG
Статуя Ап. Петра перед входом в Собор Святого Апостола Петра в Риме


Симон (прежнее имя Петра) был зрелым человеком, рыбаком. В Капернауме у него был дом, в котором жила жена и другие родственники. Впоследствии жена Петра станет его спутницей в миссионерских трудах.
Симон познакомился со Христом еще в самом начале Его проповеди. Когда Спаситель пришел на Иордан, чтобы креститься, Он встретил там горячих и ревностных людей, которые любили Бога и хотели Ему послужить. Этих молодых людей звали Андрей (прозванный потом Первозванным) и Иоанн (получивший имя Богослов). Андрей и привел ко Христу своего брата Петра.

Потом Андрей с Петром возвращаются к себе домой, где занимаются привычным ремеслом. Проходит около года. Имя Иисуса становится известным.
Вот тогда и встречаются братья с Иисусом вновь.
О том, как Симон был призван, Евангелисты сообщают так. Согласно рассказу Матфея: «Проходя же близ моря Галилейского, (Иисус) увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18-19).
Евангелист Лука дает более подробный рассказ о призвании Симона: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а (Иисус) стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5, 1-11).
Мы можем представить изумление этих простых галилейских рыбарей: уж не Бог ли их посетил?.. Но Христос ободряет рыбаков словами: не бойся! Это выражение, хорошо известное еще с времен Ветхого Завета, указывает на теофанию – посещение Божие. И после этого призыв: следуйте за Мною.
Когда зовет Господь, нельзя медлить, нужно все оставить и следовать за Ним.

Взглянем на портрет Петра, каким его рисуют Евангелия. А рисуют они совсем не такого Петра, какого изображают мощные статуи, украшающие фронтоны соборов мира. Перед нами не гигант духа, не князь Церкви, сжимающий стальной рукой ключи Царства Небесного, а обычный человек, такой же, как и все мы. И нам драгоценней именно такой Петр.
Вот Петр бросает лодку и дом свой, уходя за Иисусом странствовать. Вот он уговаривает Христа отказаться от Крестного пути, на что слышит в ответ резкое: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).
Вот Петр, осиянный Фаворским светом, немного суетливо предлагает: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). А вот Петр видит Христа, идущего по воде... Петр бросается к Учителю, «…но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 30-31).
На Тайной Вечери Петр не решается сам спросить, кто из Апостолов предатель, и просит об этом младшего, Иоанна. И тут же самонадеянно убеждает Иисуса: «Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но (Иисус) сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 33-34).

«Я? Отрекусь?» Петр оскорблен. В Гефсиманском саду, несмотря на просьбу Христа пободрствовать вместе с Ним, Петр заснул. Но когда раздается лязганье оружия, вскакивает и, едва придя в себя, хватает меч и бросается защищать Учителя: отсекает ухо одному из пришедших арестовать Иисуса.
Иисуса уводят, но Петр следует за Ним. Ему удается проникнуть во двор дома Первосвященника. Но кто-то его узнает: «Не ты ли был с Иисусом?» Трижды разные люди спрашивают, и трижды Петр отвечает: нет… И тотчас после третьего отречения пропел петух. Тогда Христос, повернувшись «взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22, 61-62).

Какой живой образ! Человек добрый и верный, в то же время порывистый и совершающий иногда необдуманные поступки.
Можно представить себе, как тяжелы были Страстные пятница, суббота для Петра. Он такой же, как Иуда… Тот предал… он, Петр, отрекся. Нет ему прощения!.. Да, но Христос знает, что Петр на самом деле любит Его. О, если бы он мог сказать Учителю об этом и доказать свою любовь!..

И такой шанс Петру был дан. Когда Петр слышит, что Христа во Гробе нет, он бросается ко Гробу, заглядывает в гробовую пещеру… влезает туда... И верно, лишь белеющие покровы, которыми было обвито тело. Но где оно? Похищено? А может быть...
…А потом эти удивительные встречи с Воскресшим, которые исцеляют рану его души.
Однажды Петр вместе с другими учениками ловил рыбу. Они ловили всю ночь и ничего не поймали. И вдруг видят на берегу фигурку человека. Кто это? Не так просто разглядеть на таком расстоянии, да еще в предрассветной мгле. «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. … Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море».
И тут они вспомнили, что точно так же Он их позвал в самом начале. И, как когда-то Иисус сказал: Я сделаю вас ловцами человеков, так и сегодняшний улов (они посчитали пойманных рыб, их было 153) показывает, что для них история только начинается. Сто пятьдесят три народа, по счету древних евреев, в то время населяло землю. А это значит, что ко всем этим народам отправятся Апостолы, чтобы поведать о Распятом и Воскресшем. Как Он и предсказывал, чего Он от них и ждал.

Когда Апостолы испекли рыбу и все трапезничали, Иисус спросил: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».
И как трижды Петр отрекся от Христа, трижды следует вопрос: любишь ли ты Меня?
«Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!..» (Ин., гл. 21)

Три раза воскликнул: люблю! – и тогда вспомнил свое троекратное отречение. И залился краской стыда. И можно предположить, что дал себе обещание никогда не малодушествовать, не изменять Господу, как бы страшно ни было.

После Вознесения Христова Петр вместе с другими учениками принимает в день Пятидесятницы благодать Духа Святого. Впоследствии Петр – один из самых ярких деятелей Первохристианской Церкви. Он проповедует и в малых общинах, и среди толп народа. Сначала его проповедь протекает среди иудеев, но в Иопии (ныне Яффо) Ап. Петр удостаивается удивительного откровения. Вот как рассказывает об этом сам Петр: «В городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо» (Деян. 11, 5-10).
После такого видения к Петру пришли люди, которые пригласили его с проповедью в Кесарию. Эти люди рассказывали, что некоему язычнику явился Ангел, «который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 11, 13-14).
Петр и другие Апостолы, с которыми он поделился этим рассказом, сочли, что этим Господь дает однозначный знак: проповедь о Христе должна совершаться не только для евреев, но и для язычников.

Таким образом, Ап. Петр положил начало проповеди среди язычников. Продолжателем же его дела стал великий Павел.

В 44 году евреи открывают гонения на христиан. Был убит один из Двенадцати – Иаков Зеведеев. Царь Ирод приказал схватить и посадить в темницу и Петра. После пасхальных торжеств он намеревался предать смерти и его. «Итак Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян., гл. 12).

И Апостол Петр продолжил свою проповедь. Предание говорит, что, уйдя из Иерусалима, он пришел в Рим, где и возглавлял Церковь на протяжении более чем 20 лет.

65.JPG
Самый большой (до недавнего времени) в мире христианский храм: Собор Святого Апостола Петра в Риме.

66.JPG
Колоссальное пространство Собора поражает. Это маленький город.

68.JPG
Вериги Ап. Петра (из базилики Сан Петро Ин Винколи в Риме). Это именно те кандалы, которые были надеты на Ап. Петра, когда он находился в Иерусалимской тюрьме.


…Я иду по древней Аппиевой дороге. Дорогу эти строили древние римляне. По булыжникам, где когда-то гремели подкованными подошвами санадалий римские легионеры, сейчас проносятся легкие авто. Иногда встретится туристический автобус, переваливающийся с боку на бок на неровностях древней дороги. Тогда, чтобы тебя не задело, приходится прижиматься к стене – это очень узкая дорога, огороженная стеной. Эта стена помнит Апостола Петра…
При выходе из города, где заканчивается античная стена, я вижу маленький средневековый храм. Многие слышали о древней легенде, отраженной в романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши?» Апостол Петр, услышав, что император Нерон замышляет убить его, решил покинуть Рим. И на старой дороге, при выходе из города, он повстречал Иисуса Христа. Пораженный Петр воскликнул: «Domine, quo vadis?» – «Господи, куда идешь?»
Спаситель ответил: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Устыдившийся Петр повернул назад, в город, где был схвачен и казнен.

Маленький храм, в который я вхожу, построен на том самом месте, на котором Петр повстречал Христа. Здесь сохранено место, на котором стоял Христос во время беседы с Петром. В древней гранитной плите отпечатались стопы ног Христовых. Надо сказать, что камень этот не подлинный, а старинная копия. Оригинальный камень с изображением отпечатка стоп Христа для пущей сохранности перенесен в храм Святого Севастиана при катакомбах его имени.
Храм украшен древними иконами, фреской, изображающей распятие Ап. Петра. Это очень странное распятие: оно… перевернуто. Апостол, когда его привели на место казни, заявил, что считает себя недостойным быть распятым так же, как распяли Христа. Тогда его прибили ко кресту и крест перевернули. Под улюлюканье потешающейся толпы Петра подняли на кресте вверх ногами. Это произошло около 66 года в цирке Нерона...
За цирком Нерона, в садах, Апостола Петра и похоронили. Менее чем через 300 лет Император Константин приказал построить на этом месте храм в честь Ап. Петра. Храм был построен, а сам цирк превращен в обширную площадь перед храмом.
В Средние века обветшавший храм Константина был разобран, и на этом месте был воздвигнут самый большой христианский храм в мире: Собор Святого Апостола Петра.

69.JPG
Храм Domine, quo vadis. Храм построен на том месте, на котором, по преданию, Ап. Петр повстречал Христа.

70.JPG
В храме.

71.JPG
Отпечаток стоп Христа, Который, стоя на этом месте, на границе Рима, разговаривал с Петром (копия).


Подробнее о соборе св. Ап. Петра.
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Фаддей

Комментарии

Потрясающе!
Главное, как открывается внутренний смысл вроде бы понятных слов. И поступков. "Симоне Ионин, любишь ли меня?" Пробивает до слез. А сам Петр предстает именно таким, каким и был в жизни, человеком. Это, наверное, сама большая удача для нас, что Вы создали такой цикл. Один мой однокурсник утро начинает с Ваших апостолов. И сколько таких по стране!
Спасибо!
 
Батюшка, выражаю Вам огромную благодарность за этот прекрасный цикл. Да и вообще, ваш сайт- это реальная помощь для духовного совершенствования всех желающих. Храни Вас Господь.
 
Батюшка, спаси Вас Господи, с нетерпением жду каждого нового сообщения в Вашем Блоге.
Вы постоянно повторяете, как видимо очень важную фразу: если зовет Господь, надо немедля все бросить и идти за ним. Эти слова относятся ведь к любому человеку, не только к Апостолам.
Но как понять, что Господь зовет, и куда идти? Это я о себе, простом православном мирянине. Ведь чтобы все бросить (и семью), надо ясно понимать что этот зов от Господа.
Игорь.
 
Огромное спасибо за этот цикл статей! С нетерпением ждала каждой новой «серии».
Познавательно и полезно. Иногда кажется, ну о чем еще можно писать. Вроде бы уже все темы исчерпаны, но наш дорогой отец Константин находит и находит чем наполнить наши умы и сердца. Многая лета, Вам батюшка! Ждем, чем еще порадуете свою виртуальную паству.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
16.758
Комментарии
7
Последнее обновление
Сверху