Апостолы Христовы: Симон Кананит
Из Дневниковых записей автора:
«Христианство несовместимо с жестокостью, убийством, насилием над человеком. Но что делать с преступником, который прозрел лишь на смертном одре? Возможно ли для него спасение? Наверное, возможно, но тут тайна Божьей любви. Помилует Бог такого человека для вечности или оставит во тьме кромешной пожинать плоды своей жизни – лишь в Его воле. В любом случае спасение души убийцы, мучителя – всегда исключение, а не правило. Спасение души кающегося убийцы, именно кающегося. Не говорю уже о не кающихся.
Что же правило? Да то, что человек, желающий раскаяться в убийствах и насилиях, должен встать на многолетний путь исправления содеянных грехов, на путь помощи людям, служения людям.
Откуда эта нелепость – в качестве примера покаяния грешника приводить кающегося разбойника, распятого со Христом? Как в одной статье, которую прочитал недавно в православном журнале, написал известный богослов (богослов !!!): “Не будем забывать, что первым в Рай вошел разбойник, у которого, фигурально выражаясь, руки были по локоть в крови».
Откуда это “по локоть в крови”? Разбойник тот, Евангельский, был не убийцей-грабителем с большой дороги, а мятежником-революционером. Собственно, слово «разбойник» – в греч. лестес означает мятежник. Эти люди боролись с римскими оккупантами Иудеи. Это были герои народа, недаром их главаря Варавву народ требовал освободить вместо Христа.
Для таких-то бунтарей римляне и ввели мучительную казнь распятием. И Христос, кстати, казнился с этими разбойниками “по одной статье”. Как говорит один из разбойников, Спаситель “в том же осужден”, что и они. (Правда, в русском, синодальном, переводе эта фраза искажена: “осужден на то же” (Лк. 23, 40).
Итак, разбойник, распятый рядом со Христом, не был убийцей и негодяем. Это был неверно понимающий способы борьбы с оккупантами верный сын израильского народа; человек, взявший оружие в руки именно в связи с глубокой самоотверженной верой. Его жизнь не была препятствием ко входу в Рай, к Богу.
Но в истории сложилась абсурдная трактовка этого сюжета. Достаточно покаяться – и попадешь в Рай. О, сколько людей оправдывали свои душегубства примером Евангельского разбойника…
Вспомнилось об этом, когда недавно, при посещении древнего собора монастыря преп. Александра Свирского, я рассматривал фрески собора. Над входом – выразительный рисунок. Весы, у которых обе чашечки находятся в равновесии. На одну чашу бес кладет грехи, на другую чашу Ангел положил платок, смоченный слезами. В основе рисунка – средневековая легенда (не подлинная история, а, обратим внимание, легенда).
Умирал от болезни разбойник. Вся его жизнь состояла из убийств, насилий и бесчиний. А добрых дел у него не было. И вот, перед смертью, он оплакивал свои грехи, да так оплакивал, что промочил платок.
Умер разбойник, и начали его судить. Бесы положили на чашу весов его преступления. А Ангелу нечего было положить. Вот он и положил платок, омоченный в слезах. И платок уравновесил весы…
Подобные истории да и картинки были питательной средой того чудовищного искажения веры, когда убийцы творили грех, а потом замаливали грехи, каялись. Тот же Иоанн Грозный – разве не пример?..
Но подлинное святоотеческое Православие ко всему этому относится иначе...»
Итак… покаявшийся разбойник, вернее, мятежник, ревнитель. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской Империей... Но Христос говорит иначе: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие.
Это не очевидно и для многих наших современников, тем более было странным для современников Иисуса. Но один из них не просто в это поверил, а стал Апостолом. Он оставил свое разбойничье ремесло и примкнул к ученикам Иисусовым. Звали его Симон, а прозвище у него было Кананит (в переводе с арамейского – ревнитель). Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что означает то же самое, что и Кананит.
Апостол Симон Кананит
Каким образом этот борец с тиранией Рима стал Апостолом? Этого мы не знаем. Предание говорит, что Симон был сродником Христа, что он жил в городе Кане и на браке именно этого Симона Христос превратил воду в вино.
Достоверно это неизвестно, как и подробностей того, какое место этот Апостол занимал в числе Двенадцати.
Предание говорит, что после того, как Апостолы отправляются на проповедь, Апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с Апостолом Андреем Первозванным. Страны Иверии этих двух Апостолов: Андрея и Симона – считают своими просветителями.
В месте, называемом ныне Новый Афон, в ущелье реки Псырцхи, показывают древнюю пещеру, в которой жил и молился святой Симон. Здесь же, в 20 километрах от Сухуми, Апостол принял мученическую кончину и был погребен.
Мощи св. Симона не найдены. Возможно, они находятся под землей, под храмом, построенным в честь Апостола еще в древности. Храм на месте могилы Ап. Симона был построен в 4-м веке, в 6-м веке перестроен и после этого расширялся и благоукрашался. В годы турецкого владычества в этих землях храм был разрушен, место это было запущено. Но Господу угодно было, чтобы храм возобновил свою жизнь. В 1875 году древний храм во имя святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.
Храм Св. Апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Фото 1990-х гг.
Пещера Ап. Симона Кананита
Из Дневниковых записей автора:
«Христианство несовместимо с жестокостью, убийством, насилием над человеком. Но что делать с преступником, который прозрел лишь на смертном одре? Возможно ли для него спасение? Наверное, возможно, но тут тайна Божьей любви. Помилует Бог такого человека для вечности или оставит во тьме кромешной пожинать плоды своей жизни – лишь в Его воле. В любом случае спасение души убийцы, мучителя – всегда исключение, а не правило. Спасение души кающегося убийцы, именно кающегося. Не говорю уже о не кающихся.
Что же правило? Да то, что человек, желающий раскаяться в убийствах и насилиях, должен встать на многолетний путь исправления содеянных грехов, на путь помощи людям, служения людям.
Откуда эта нелепость – в качестве примера покаяния грешника приводить кающегося разбойника, распятого со Христом? Как в одной статье, которую прочитал недавно в православном журнале, написал известный богослов (богослов !!!): “Не будем забывать, что первым в Рай вошел разбойник, у которого, фигурально выражаясь, руки были по локоть в крови».
Откуда это “по локоть в крови”? Разбойник тот, Евангельский, был не убийцей-грабителем с большой дороги, а мятежником-революционером. Собственно, слово «разбойник» – в греч. лестес означает мятежник. Эти люди боролись с римскими оккупантами Иудеи. Это были герои народа, недаром их главаря Варавву народ требовал освободить вместо Христа.
Для таких-то бунтарей римляне и ввели мучительную казнь распятием. И Христос, кстати, казнился с этими разбойниками “по одной статье”. Как говорит один из разбойников, Спаситель “в том же осужден”, что и они. (Правда, в русском, синодальном, переводе эта фраза искажена: “осужден на то же” (Лк. 23, 40).
Итак, разбойник, распятый рядом со Христом, не был убийцей и негодяем. Это был неверно понимающий способы борьбы с оккупантами верный сын израильского народа; человек, взявший оружие в руки именно в связи с глубокой самоотверженной верой. Его жизнь не была препятствием ко входу в Рай, к Богу.
Но в истории сложилась абсурдная трактовка этого сюжета. Достаточно покаяться – и попадешь в Рай. О, сколько людей оправдывали свои душегубства примером Евангельского разбойника…
Вспомнилось об этом, когда недавно, при посещении древнего собора монастыря преп. Александра Свирского, я рассматривал фрески собора. Над входом – выразительный рисунок. Весы, у которых обе чашечки находятся в равновесии. На одну чашу бес кладет грехи, на другую чашу Ангел положил платок, смоченный слезами. В основе рисунка – средневековая легенда (не подлинная история, а, обратим внимание, легенда).
Умирал от болезни разбойник. Вся его жизнь состояла из убийств, насилий и бесчиний. А добрых дел у него не было. И вот, перед смертью, он оплакивал свои грехи, да так оплакивал, что промочил платок.
Умер разбойник, и начали его судить. Бесы положили на чашу весов его преступления. А Ангелу нечего было положить. Вот он и положил платок, омоченный в слезах. И платок уравновесил весы…
Подобные истории да и картинки были питательной средой того чудовищного искажения веры, когда убийцы творили грех, а потом замаливали грехи, каялись. Тот же Иоанн Грозный – разве не пример?..
Но подлинное святоотеческое Православие ко всему этому относится иначе...»
Итак… покаявшийся разбойник, вернее, мятежник, ревнитель. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской Империей... Но Христос говорит иначе: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие.
Это не очевидно и для многих наших современников, тем более было странным для современников Иисуса. Но один из них не просто в это поверил, а стал Апостолом. Он оставил свое разбойничье ремесло и примкнул к ученикам Иисусовым. Звали его Симон, а прозвище у него было Кананит (в переводе с арамейского – ревнитель). Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что означает то же самое, что и Кананит.
Апостол Симон Кананит
Каким образом этот борец с тиранией Рима стал Апостолом? Этого мы не знаем. Предание говорит, что Симон был сродником Христа, что он жил в городе Кане и на браке именно этого Симона Христос превратил воду в вино.
Достоверно это неизвестно, как и подробностей того, какое место этот Апостол занимал в числе Двенадцати.
Предание говорит, что после того, как Апостолы отправляются на проповедь, Апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с Апостолом Андреем Первозванным. Страны Иверии этих двух Апостолов: Андрея и Симона – считают своими просветителями.
В месте, называемом ныне Новый Афон, в ущелье реки Псырцхи, показывают древнюю пещеру, в которой жил и молился святой Симон. Здесь же, в 20 километрах от Сухуми, Апостол принял мученическую кончину и был погребен.
Мощи св. Симона не найдены. Возможно, они находятся под землей, под храмом, построенным в честь Апостола еще в древности. Храм на месте могилы Ап. Симона был построен в 4-м веке, в 6-м веке перестроен и после этого расширялся и благоукрашался. В годы турецкого владычества в этих землях храм был разрушен, место это было запущено. Но Господу угодно было, чтобы храм возобновил свою жизнь. В 1875 году древний храм во имя святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.
Храм Св. Апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Фото 1990-х гг.
Пещера Ап. Симона Кананита