Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Православные христиане регулярно приступают к церковным таинствам. То, что мы можем прийти в любой день в храм, участвовать в исповеди и причащении Святых Тайн, получая разрешение своих грехов, стало настолько привычным для нас, что мы совсем не задумываемся о том, что стоит за доступом к этим благам. Покаяние и разрешение от грехов, в течение нескольких минут у исповедального аналоя, рассматривается нами как нечто обычное и само собой разумеющееся. Рассуждения обычно таковы: Бог есть Любовь, Он готов принять меня (даже обязан) в любое время и простить мне мои безобразия, как только я принесу свое покаяние. Простить их ничего не стоит, Бог ведь такой добрый.
За подобным рассуждением стоит непонимание всей серьезности совершения греха. Критики христианства, недоумевающие, как Бог может простить страшного убийцу, при условии его покаяния, намного ближе к истине, нежели христиане, привыкшие к мысли, что Бог прощает им любые безобразия. Дело в том, что Бог, будучи не только Любовью, но и Абсолютной Правдой, не может просто взять и простить грешника, закрыв глаза на его преступления. Любое преступление должно быть наказано, этого требует правосудие (Рим. 6:23). Судья, отпустивший преступника на свободу, сам окажется нарушителем закона. Правосудие Божие требует, чтобы злодей был наказан, иначе любовь превратится в попустительство греху. Бог, безмерно любящий Свое падшее творение, находит возможность избавить его от этой страшной участи, не нарушая принципов Своего Правосудия. Вместо грешного человека, обреченного по своим делам на вечные муки ада, умирает Невинный Богочеловек Иисус Христос, принимая все его наказание на себя (Ис. 53:5). Таким образом, человечество получило возможность избежать праведного наказания и обрести оправдание через этот акт незаслуженной милости Божьей, по вере в Иисуса Христа.
Поэтому каждый раз, когда мы приходим на исповедь, мы получаем прощение вовсе не потому, что Бог обязан давать нам Его по Своей доброте, а потому что Невиновный однажды пострадал за каждый наш грех, чтобы у нас снова и снова появлялся шанс жить и исправляться дальше.
За подобным рассуждением стоит непонимание всей серьезности совершения греха. Критики христианства, недоумевающие, как Бог может простить страшного убийцу, при условии его покаяния, намного ближе к истине, нежели христиане, привыкшие к мысли, что Бог прощает им любые безобразия. Дело в том, что Бог, будучи не только Любовью, но и Абсолютной Правдой, не может просто взять и простить грешника, закрыв глаза на его преступления. Любое преступление должно быть наказано, этого требует правосудие (Рим. 6:23). Судья, отпустивший преступника на свободу, сам окажется нарушителем закона. Правосудие Божие требует, чтобы злодей был наказан, иначе любовь превратится в попустительство греху. Бог, безмерно любящий Свое падшее творение, находит возможность избавить его от этой страшной участи, не нарушая принципов Своего Правосудия. Вместо грешного человека, обреченного по своим делам на вечные муки ада, умирает Невинный Богочеловек Иисус Христос, принимая все его наказание на себя (Ис. 53:5). Таким образом, человечество получило возможность избежать праведного наказания и обрести оправдание через этот акт незаслуженной милости Божьей, по вере в Иисуса Христа.
Поэтому каждый раз, когда мы приходим на исповедь, мы получаем прощение вовсе не потому, что Бог обязан давать нам Его по Своей доброте, а потому что Невиновный однажды пострадал за каждый наш грех, чтобы у нас снова и снова появлялся шанс жить и исправляться дальше.