День памяти
17 мая (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
Жития
Преподобномученицы Антонина (Степанова) и Мария (Журавлева), преподобноисповедница Вера (Графова)
Преподобномученица Антонина родилась в 1886 году в городе Москве в семье мастерового Ивана Степанова и в крещении была наречена Анной. В одиннадцать лет она поступила в Успенский Брусенский монастырь в городе Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Монахиня Антонина подвизалась в монастыре до его закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселенные по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году.
В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря, их было более тридцати человек, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму и среди них монахиня Антонина (Степанова) и послушница Вера Графова.
Столкновение с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню, и на допросе, подтвердив, что ей «верующим приходилось говорить: переживаем тяжелое время в наказание Божие, о чем указано в Святом Писании, за безбожие», она тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти.
Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.
24 мая 1931 года следствие было закончено. Монахиню Антонину и послушницу Веру обвинили в том, что они, «имея между собою связь, по общей договоренности среди верующих проводили систематически антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков масс, таковым внушали: “Пришли тяжелые времена, голодовка, недостаток всего; в стране разные бедствия и все тому подобные явления вызваны Божьей карой за то, что власть и большинство народа – Бога не признают. В дальнейшем страну постигнет страшное несчастье, если народ веру не отстоит и не защитит ее от гонений и преследований”». «Имея связь с сосланным за контрреволюционную деятельность... архимандритом Никоном[1], поддерживают с ним переписку, занимаются по верующим паломничеством, собирают вещи, продукты, деньги и посылают посылками ему в ссылку, наряду с этим распускают провокацию: “Получили письмо от... архимандрита Никона, который пишет: над ними в ссылке издеваются, изнуряют, принудительный труд применяется непосильный, ходят голодные, раздетые и разутые”».
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Антонину и послушницу Веру к пяти годам ссылки в Казахстан. Послушница Вера Графова умерла в ссылке в 1932 году, а монахиня Антонина (Степанова) по окончании срока вернулась из Акмолинска и поселилась в Коломне. Она была арестована во время массовых гонений, 27 ноября 1937 года, и заключена в коломенскую тюрьму.
Следователь допросил дежурных свидетелей, которые жили на одной улице с монахиней; они показали, что та до революции была монахиней и сейчас является монахиней, так как одевается в монашеское, часто посещает церковь, а зарабатывает пошивкой одеял и одежды, кроме того, она говорила, что отбывала ссылку, и при этом заявляла, что за время ссылки в Акмолинске всего насмотрелась, видела, сколько там погибает невинных людей, которых туда большевики загоняют. Она говорила, что антихристы только и делают, что арестовывают священников, причем совершенно невинных, и только за то, что они священники. Вот вам и конституция, в которой написано о полных правах, предоставленных духовенству.
Будучи допрошена на следующий день после ареста, монахиня Антонина заявила, что виновной себя в контрреволюционной деятельности не признает. Следователь зачитал показания дежурных свидетелей, на что монахиня ответила, что, хотя и знает этих людей, но никогда с ними на подобные темы не говорила.
– Вы уличены в контрреволюционной деятельности показаниями свидетелей и все же продолжаете упорствовать на следствии. Предлагаем вам прекратить свое упорство и приступить к исчерпывающим показаниям по существу данного вопроса! – потребовал следователь.
– Я еще раз вам заявляю, что антисоветской деятельности я не проводила, и потому показаний дать по существу данного вопроса не могу, – ответила монахиня Антонина, и на этом допросы были закончены.
Вместе с ней была арестована послушница Брусненского монастыря Мария.
Послушница Мария родилась в 1869 году в селе Городец Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Мартиниана Журавлева. В 1886 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, в котором подвизалась до его закрытия в 1920 году, а затем поселилась в Коломне. В 1932 году она была выселена из города, как чуждый элемент в безбожном устроении жизни, но через некоторое время самовольно вернулась и поселилась в одной квартире с монахиней Антониной (Степановой), 27 ноября 1937 года они были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму.
Были допрошены дежурные свидетели, соседи по улице, которые показали, что Мария до сих пор одевается по-монашески и ходит в церковь; она говорила, что настало тяжелое время, совсем замучили народ налогами да займами, сколько нищих стало на улицах, разве столько их было; бывало, редко где их увидишь, а сейчас на каждом углу стоят.
На следующий день после ареста послушница была допрошена.
– Следствие располагает данными, что вы проводили антисоветскую агитацию. Вы признаете это? – спросил ее следователь.
– Нет, не признаю.
Следователь спросил, знакома ли она с людьми, свидетельствовавшими против нее. Она ответила, что знакома, но показаний их не подтверждает.
– Кого вы знаете из монашек? – спросил ее следователь.
– Знаю я очень многих, но фамилий их не знаю, знаю, как звать по‑монашески и где они проживают, но точных адресов я не знаю.
– Вы посещаете их?
– Посещаю, но адресов их не знаю, знаю, где они живут, но адресами я никогда не интересовалась.
На этом допросы было закончены. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Антонину и послушницу Марию к расстрелу. В ожидании исполнения приговора их перевезли в Таганскую тюрьму в Москву. Монахиня Антонина (Степанова) и послушница Мария Журавлева были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 243–249.
Примечание
[1] Архимандрит Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), преподобномученик. Прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 27 ноября/10 декабря.
Источник: fond.ru
Преподобномученица Антонина (Степанова)
В миру Степанова Анна Ивановна, родилась в 1886 году в Москве в семье мастерового Ивана Степанова.
В одиннадцать лет поступила в Брусенский Успенский монастырь в Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Подвизалась в обители до самого её закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселённые по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году.
21 мая 1931 года была арестована вместе со всеми монахиними и послушницами, которые ещё жили в Коломне. Столкновение в такой близости с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню. На допросе она подтвердила, что ей "верующим приходилось говорить: переживаем тяжёлое время в наказание Божие, о чём указано в Святом Писании, за безбожие". Но тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти.
Монахиню Антонину обвинили в том, что монахини, «имея между собой связь, по общей договорённости среди верующих проводили систематически антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков масс, таковым внушали: «Пришли тяжёлые времена, голодовка, недостаток всего, в стране разные бедствия и все тому подобные явления вызваны Божией карой за то, что власть и большинство народа Бога не признают. В дальнейшем страну постигнет страшное несчастье, если народ веру не отстоит и не защитит её от гонений и преследований». Имея связь с сосланным за контрреволюционную деятельность бывшим архимандритом Никоном (Беляевым), поддерживают с ним переписку, занимаются по верующим паломничеством, собирают вещи, продукты, деньги и посылают посылками ему в ссылку, наряду с этим распускают провокацию: «Получили письмо от бывшего архимандрита Никона, который пишет: над ними в ссылке издеваются, изнуряют, принудительный труд применяется непосильный, ходят голодные, раздетые и разутые».
29 мая 1931 года тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам ссылки в Казахстан.
По окончании срока вернулась из Акмолинска (ныне Нур-Султан) в Коломну. Поселилась в одной квартире с послушницей Марией Журавлевой.
27 ноября 1937 года была арестована и заключена в коломенскую тюрьму.
Следователь допросил дежурных свидетелей, живших на одной улице с монахиней. Они показали, что та до революции была инокиней и сейчас ею остается, поскольку одевается в монашеское, часто посещает церковь, а зарабатывает пошивкой одеял и одежды. Кроме того, она говорила, что в ссылке видела, сколько там погибает невинных людей. Матушка скорбела, что антихристы только и делают, что арестовывают священников, причём совершенно невинных, и только за то, что они служат Богу. «Вот вам и конституция, в которой написано о полных правах, предоставленных духовенству».
На допросе монахиня Антонина отвергла обвинение в контрреволюционной деятельности. На показания лжесвидетелей заявила, что хотя и знает этих людей, но никогда с ними на подобные темы не говорила.
1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила ей к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
15 декабря 1937 года монахиня Антонина (Степанова) и послушница Мария (Журавлёва) были расстреляны и погребены в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 20 апреля 2005 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века
- Житийная справка на официальном сайте Коломенского благочиния Московской епархии
Преподобномученица Мария Журавлева, послушница
В миру Журавлева Мария Мартьяновна, родилась в 1869 году в селе Городец Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Коломенский район) в семье крестьянина Мартиниана Журавлева. Получила "низшее" образование.
В 1886 году поступила в Брусенский Успенский монастырь в Коломне. Подвизалась в обители до самого её закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселённые по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году.
В 1932 году была выселена из города как чуждый элемент новому безбожному устроению жизни, но потом вернулась и поселилась в одной квартире с монахиней Антониной (Степановой).
27 ноября 1937 года была арестована и заключена в коломенскую тюрьму.
Лжесвидетели показали, что Мария до сих пор одевается по-монашески и ходит в церковь. Она говорила, что настало тяжёлое время, совсем замучили народ налогами да займами, сколько нищих стало на улицах, разве столько их было; бывало, редко где их увидишь, а сейчас на каждом углу стоят.
Все обвинения в антисоветской агитации и лжесвидетельства сестра Мария отвергла. На провокационный вопрос: «Кого вы знаете из монашек? – ответила так, чтобы никому не повредить:
– Знаю очень многих, но фамилий их не знаю, знаю, как звать по-монашески и где проживают, но точных адресов не знаю.
1 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
15 декабря 1937 года послушница Мария (Журавлёва) и монахиня Антонина (Степанова) были расстреляны и погребены в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
15 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.
20 апреля 2005 года постановлением Священного Синода причислена к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Литература
- Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.122.
- Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?