Мученица А́нна Четверикова
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
2 марта (переходящая)
24 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых
Житие
Краткое житие мученицы Анны Четвериковой
Анна Четверикова родилась в 1873 году. Мученическую кончину она приняла 2 марта 1940 года, когда ей было 67 лет. 6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых мучениц. Документы на прославление были представлены от Московской епархии.
Источник: pstgu.ru
Полное житие мученицы Анны Четвериковой
Мученица Анна родилась в 1873 году в селе Захарьино близ Сергиева Посада в крестьянской семье. Вероятнее всего, крестили ее в сельском храме Воскресения Словущего.
Мы не знаем точно, когда она приехала в Москву, но в конце 1910-х годов она уже жила в доме по адресу Петровские ворота, д. 30/7, прямо напротив Высоко-Петровского монастыря, где в 1937 году она была арестована. Она была глубоко верующим человеком, принимала деятельное участие в миссионерской деятельности вместе со священномучеником Иоанном Восторговым и мучеником Николаем Варжанским, которые были расстреляны в 1918 году. Несмотря на то, что она до конца жизни оставалась малограмотной, есть свидетельства, что она принимала участие в организации сестричества.
В мае 1919 года прихожане Высоко-Петровской обители, все здания которой, в соответствии с Декретом об отделении Церкви от государства перешли в ведение Моссовета, ходатайствовали о передаче монастыря в их «бесплатное и безвозмездное пользование». Среди имен почти 300 человек, подписавших документ, есть и имя Анны Павловны Четвериковой.
Очевидно, что дальнейшая жизнь мученицы Анны была связана с Высоко-Петровским монастырем. В 1937 году на вопрос следователя: «Кто из ваших знакомых репрессирован советской властью?» - она отвечает: «Мой духовный отец иеромонах Есаф (так записано следователем), поп Полянский…». Речь идет о клириках Высоко-Петровского монастыря иеромонахе, впоследствии архимандрите Иоасафе (Исаеве), а также о преподобномученике архимандрите Германе (Полянском).
Следующее упоминание о мученице Анне мы находим в следственном деле 1935 года, когда были арестованы настоятель тайной Петровской общины, существовавшей в это время при храме Рождества Богородицы в Путинках, архиепископ Варфоломей (Ремов), несколько клириков и членов тайной общины из числа прихожан. Сама Анна Павловна, которой было уже 62 года, арестована не была, но ее имя в деле упоминается дважды. Свидетель Колчин называет ее среди монашек, которые входят в «нечто вроде женского отделения монастыря… Поименованные в церкви часто одевают полную монашескую форму: подпоясываются ремнями, носят четки и пр.».
Когда следователь задает вопрос об Анне Павловне архиепископу Варфоломею: «Следствию известно, что у себя на квартире в с. Всехсвятском Вы посвятили в тайное монашество гр-ку по имени Анна Павловна и предложили ей никому об этом не говорить», – владыка дает важную личностную характеристику мученицы Анны как человека послушания, трепетно относящегося к слову и действию духовного отца. «Анна Павловна Четверикова… изъявила желание сделаться моей духовной дочерью… Я согласился…, но предложил, чтобы она остригла свои волосы. Четверикова против этого не возражала, но просила, чтобы ее волосы остриг я. Тогда я пригласил Четверикову к себе на квартиру и остриг ей волосы, сказав, что лучше об этом не распространяться. Возможно, могло создаться мнение, что она посвящена в монашество, чего на самом деле не было».
Был ли на самом деле в этот или другой момент совершен монашеский постриг Анны Четвериковой, мы не знаем. Позже, в 1937 году, о ней как о «тайной монашке» говорит свидетель – бывший архимандрит Высоко-Петровского монастыря Панкратий (Гладков). В обвинительном заключении она также называется «тайной монашкой», хотя сама она на вопрос следователя об этом отвечает: «Постриг в тайное монашество надо мною совершен не был». Возможно, она просто скрывала это от следствия, но монашеское имя ее, если постриг был совершен, нам неизвестно.
Анна Павловна была арестована 29 октября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму. Свидетель, бывший клириком монастыря с 1930 года, говорит о ней: «Четверикову Анну Павловну я знаю с 1930 года, она является активной церковницей, ежедневно бывает в церкви… Четверикова Анна Павловна – тайная монашка, поддерживает связь с различным бродячим элементом из числа монахов, попов и т.д. …Четверикова крайне враждебно настроена к Советской власти, среди церковников проводит антисоветскую агитацию… Четверикова была тесно связана с осужденным за к/р деятельность епископом Варфоломеем Ремовым, среди верующих выдавала его за “святого мученика” якобы пострадавшего за православную церковь…».
Второй свидетель, соседка Анны Павловны, которая с 1921 года жила с ней в одной комнате, показала: «Четверикова А. П. … человек преданный религиозным убеждениям… к ней приходили служители культа и монашки, которые часто оставались у ней ночевать… Четверикова вместе с пришедшими к ней гражданами из духовенства упаковывала посылки, а также делала переводы по почте. На мой вопрос: “О ком это Вы так заботитесь?” – она отвечала: “Неужели Вы не знаете, как советская власть жестоко расправляется с духовенством, ведь только за один октябрь месяц выслали больше тысячи священников в отдаленные края советской страны. Им там жить плохо, морят их с голода, вот Господь Бог их и не забывает, шлет подаяния”».
Сама Анна Павловна на допросе мужественно отвечает следователю: «Я… действительно поддерживаю связь с высланным за контрреволюционную деятельность духовенством, а также занимаюсь сбором средств для оказания высланному духовенству материальной помощи… действительно я… предоставляла свою квартиру для ночлега вернувшемуся из ссылки отцу Исидору, которого не прописывали в Москве, вернувшемуся из ссылки отцу Епифану, часто также я оставляла ночевать у себя на квартире бродившую по Москве странницу Анну Емельяновну… и некую тайную монашку Татьяну».
28 ноября следствие было закончено. В обвинительном заключении указывается: «Тайная монашка Четверикова Анна Павловна… ОБВИНЯЕТСЯ… в том, что вела а/с агитацию, распространяла к/р провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство, проводила денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за к/р деятельность попам и монахам. В 1935 году приняла пострижение в тайное монашество, к чему склоняла и других, своих единомышленников, т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР».
29 ноября тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря она прибыла в распределитель Сиблага и 3 июля 1938 года была переведена в Арлюкское отделение, примерно в 80 км западнее Кемерово.
Есть свидетельства о тяжелейших условиях жизни заключенных в этом отделении – бараки к жилью «не приспособлены. Наблюдается большая скученность, бараки холодные, некоторые… без крыши… Дров для отопления бараков нет… во всех помещениях, где расположены заключенные, полная антисанитария. На ферме… имеются 8 брезентовых палаток, которые внутри отопляются печками, в них живет до 300 чел. заключенных. Палатки все занесены снегом, окон совершенно нет, день и ночь находятся в темноте… в палатках сплошная сажа, люди грязные… Питание также неудовлетворительное… Не достает телогреек… и т. д. »
Анна Павловна Четверикова скончалась 2 марта 1940 года и была погребена в безвестной лагерной могиле. В 2007 году на месте захоронений репрессированных Арлюкского отделения Сиблага был поставлен памятный крест.
6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено имя Анны Четвериковой (журнал № 113).
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11