Скрыть
зане́ кто́ укори́лъ тя́ есть во дни́ ма́лы? и воз­ра́дуют­ся, и уви́дятъ ка́мень, и́же от­ чи́стаго о́лова, въ руку́ зорова́веля: се́дмь сiя́ очеса́ Госпо́дня су́ть, при­­зира́ющая на всю́ зе́млю.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный из олова, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–10 И было ко мне слово Господне, говорящее: Руки Зоровавеля основали дом этот и руки его окончат его, и вы познаете, что Господь воинств послал меня к вам. Ибо кто презрел дни [как] маловажные? и возрадуются, и увидят в руке Зоровавеля камень оловянный. Эти семь очей суть [Вульг. без: суть] Господа, которые обозревают всю землю

Многое [об этом] говорится как Евреями, так и нашими. Из этого мы представим то, что нравится нам, исследуя большую часть и отвергая другое, чтобы, соблюдая историческую истину, из неё иметь возможность познать Того, Кто предсказывается чрез историю. Руки Зоровавеля, вождя Иудеев, возвратившихся из Вавилона, положили основания храма, и руки его достигли до вершины его, исполняя начатое, и окончательно отделывая то, что было начато. Мы читаем у Эздры, что храм был начат и окончен Зоровавелем (1Ездр. 4 и 1Ездр. 6). Пророк Захария говорит: «Когда над устрояемым вами храмом вы увидите положенную вами кровлю, тогда вы поймете, что Господь меня послал [к вам], а то, что я сказал, сказано по Его повелению. Ибо кто презрел дни незначительные? Кто употребляется здесь для обозначения редкого подобно тому, как [в словах]: Кто, думаешь ты, верный и благоразумный распорядитель? (Лк. 12:42) и: Господи, кто обитает в жилище Твоем, и кто взойдет на гору святую Твою (Пс. 14:1). Итак, редко кто презирает незначительные дни века сего и ни во что ставит царскую власть. Когда мы увидим вельмож века сего, блистающих золотом, сияющих пурпуром и драгоценными каменьями, окружающих себя войском, то скажем в себе: «Кто, по мнению твоему, презирает дни незначительные». Вот по этому Иаков, сознавая кратковременность жизни человеческой, говорит: Малы и весьма несчастны дни жизни моей (Быт. 47:9). Итак, те, которые будут презирать дни незначительные (а относит он это к царской власти, чтобы убедить Зоровавеля и Иисуса, и народ, которые строят храм Божий, нисколько не страшиться запрещения противников, но слушать повеления Господа), чрез презрение царского могущества, будут иметь радость и увидят помощь Спасителя, Который обещан от рода Зоровавеля и по крепости называется камнем и камнем оловянным. В Еврейском вместо этого написано abdil [или: abdel] (הבריל), потому что Он есть стена, сила и крепость верующих. Ибо, как олово защищает от огня другие металлы, и так как по природе своей медь и крепчайшее железо, если бывает без олова, раскаляется и сгорает; так и вся сила людей и ангелов, если не имеет помощи от Спасителя, является слабой и легко сокрушаемой. А оный камень, т. е. груда, что у Евреев выражается словом abdil, т. е. оловянный, имеет значение (ἐτυμολογεῖται) ἀποχωρίζων, т. е., отделяющий, указывающий различие; так что подобно тому, как олово разъединяет между собой металлы, смешанные и подделанные через огонь; так и Господь истинный судия и плавильщик (χωνευτής) от золота и серебра добрых дел отделяет медь и свинец пороков, чтобы осталось чистое золото и серебро. Этот отделитель (ἀποχωρίζων) и разделитель описывается в Евангелии другими словами: Его лопата в руке Его, и очистит житницу Свою, и отделит мякину от пшеницы (Лк. 3:17); Он восклицает чрез Иеремию: Что мякине до пшеницы, говорит Господь (Иер. 23:28). Многие из наших под руками Зоровавеля, которые основали дом и окончили его, разумеют Христа. Если мы это принимаем, то должны объяснить, что значит камень оловянный в руке Зоровавеля. В самом деле, не должно же в руке Христа видеть другого Христа? Хотя некоторые под оловянным камнем и разумеют тело Господа, которое не загрязнено никакими пороками и называется не свинцом, а чистейшим оловом. А семь очей, которыя обозревают всю землю и обо всем разсуждают, это, – как мы выше сказали, – семь духов, а также и то, что нет ничего скрытаго от Бога, Который знает о прошедшем, настоящем и будущем и воздает каждому по делам его, особенно когда придет в лице разделяющего добрых от злых и в лице соединяющего (соnflator – χωνεύς).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Зане кто укорил во дни малы? и возрадуются, и увидят камень оловян в руце Зоровавеля. Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю

Видение не об имеющих скоро совершиться событиях, но о тех, которые будут приведены в исполнение во времена пришествия Спасителя всех нас Христа, которое было в последние времена настоящего века. Впрочем эти времена не слишком отдаленные от объясняемого нами пророчества или от построения храма, воздвигнутого рукою Зоровавеля. Итак, если бы кто-нибудь, говорит, признал ничтожным эти малые промежуточные и немногочисленные дни или ни во что поставил бы эту отсрочку, не заботясь об этом, то он непременно исполнится всякой радости. Он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Камнем же оловянным назвал Христа. И если бы кто пожелал узнать причину этого, то я тотчас бы указал на то, что и другими признается и нами самими принимается за правду, а именно: олово, говорят, есть сплав из меди и свинца и вследствие этого оно не лишено совсем твердости, но не имеет недостатка и в мягкости. Так и Еммануила мы подобным же неким образом представляем состоящим из несокрушимого божества и из подверженного страданиям человечества. Надобно знать, что и камень адамант, говорят, легко разбивается свинцом, хотя он не испытывает этого от другого вещества. Итак, говорим, что Христос хотя и благ, но и всесилен, – хотя как Бог не имеет жестокости, но и сокрушает сатану, как некий адамант, о котором (сатане) написано: «сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна» (Иов.41:15). Кажется, и в иных случаях олово или свинец необходимо берется для очищения чрез огонь от другого вещества, особенно же это необходимо бывает для художников, выделывающих что-либо из серебра. Поэтому Бог негде опять устами Иеремии сказал то же самое прикровенно: «оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша» (Иер.6:29). Итак, олову или свинцу уподобляет Христа потому, что Он истребляет нечистоты, освобождает от всего бесполезного и очищает духовно. Посему если бы кто, говорит, оказался выше вторжения промежуточных времен и не обратил никакого внимания на разделяющие непродолжительные дни, то он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Но что же означает выражение: в руке Зоровавеля? Боговдохновенное Писание под рукою разумеет и силу и власть. Итак, в силе, или во власти Зоровавеля увидит камень оловянный, то есть Христа; ибо Зоровавель, как я сказал, происходивший из колена Иудина, царствовал над Израильтянами. И Христос воцарился над Израилем, не по чину нашему то есть получив царство ограниченное и определенное временем; но как истинный Бог Он имеет царство, продолжающееся в бесконечные веки. Об этом засвидетельствует блаженный Гавриил, говорящий о Нем святой Деве, что она «родит Сына и наречет имя Ему Иисус» и присовокупил: и «даст Ему Господь Бог престол Давида отца его и воцарится в дому Израиля во веки и царствию его не будет конца» (Лк.1:31–33). Итак, в руке Зоровавеля, то есть как бы в силе и власти Зоровавеля некогда будет видим камень оловянный. И тотчас слово пророческое к этому присовокупляет: «седмь сил очеса Господня суть, призирающая на всю землю». Что же это такое? Очами Господними назвал или те семь светильников, которые пророк видел в лампаде, чтобы мы разумели под ними святых, чрез которых освещается вся земля и удостаивается божественного наблюдения; или же по моему мнению, это знаменует то, что Бог всяческих и Отец не оставит без своего попечения своих тварей; но как бы многими и неусыпными очами надзирая за всем, подаст живущим на земле камень из чистого олова, то есть Христа, чрез Которого и в отношении к нам совершилось посещение и призрение: ибо «посетил есть нас восток свыше», по написанному (Лк.1:78). И если мы есмы «тело Христово и уди отчасти» (1Кор.12:27); то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него. Почему Христос называется камнем из чистого олова, – это можно понимать и иным способом. Обладая объединяющими свойствами, олово соединяет в одно то, что разъединено. Нечто подобное совершил и Христос в отношении к нам, если истинно то, что Он два народа созидает «во единаго новаго человека, творя мир и примиряя во едином теле обоих» в единение чрез Духа (Еф.2:15–16). Поэтому и камень назван краеугольным, связывающим воедино два народа, как я сказал: соединил же Он нас, живущих на земле не только с ангелами, но чрез Себя и с Богом и Отцом, уничтожив грех, лежавший средостением и наподобие стены отделявший нас от Него.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

10. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
10. (церк.-сл.) Зане́ кто́ укори́л тя́ есть во дни́ ма́лы? И воз­ра́дуют­ся, и уви́дят ка́мень, и́же от­ чи́стаго о́лова, в руку́ Зорова́веля: се́дмь сия́ очеса́ Госпо́дня су́ть, при­­зира́ющая на всю́ зе́млю

     "Зане кто укорил тя есть во дни долги* ?"  - Сие сходно с словесами Божиими, читаемыми во Второзаконии: “Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю" (Втор.32:39). Сие самое выражает и здесь, а именно; как уничижил Я Иерусалим на дни многие, и на запустение его определил семьдесят лет; так легко Мне и снова привести его в прежнее благополучие.
     *(Бл. Феодорит вместо μικρἀς (малы) читает: μακρἀς)

      А видящие это "Возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зорававеля",  то есть, на опыте познают, что презираемый ими ныне Бог Сам чрез Зоровавеля одержит победу. Камень же оловянный упомянут здесь Пророком по его малоценности. Поскольку Божий храм был сожжен, народ отведен в рабство, город опустошен, и многие предполагали, что все сие произошло, не по причине беззакония народа Божия, а по бессилию чтимого Иудеями Бога, то, сообразно с их мнением, помощь Божию назвал камнем оловянным, научая сим, что сия самая помощь, которую неверующие почитают малою и слабою, в одном муже Зоровавеле покажет собственную силу свою.
     Посему в след за сим Пророк присовокупил: "те семь,это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?". Общий всех Надзиратель и Правитель, над всем надзирая и все слыша, Сам будет защищать Зоровавеля. 

Толкование на пророка Захарию

Максим Исповедник, прп. (†662)

И возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зоровавеля: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю

Таков истинный Зоровавель, Избавитель пленников, имеющий в руке [Своей] камень, иже от чистого олова, украшенный семью очами Господа, которыми Бог призирает на всю землю. Ведь если следовать буквальному толкованию, то Зоровавель никак не мог держать в руке камень чистого олова, имеющий семь очей Господа, взирающий на всю землю. А поскольку такое толкование невозможно, мы [опять] обращаемся к [духовному] смыслу написанного.

Зоровавель есть, как часто уже говорилось, Господь Бог наш Иисус Христос. Камень Его есть вера в Него, а [слова] «в руке» означают то, что вера во Христа становится явной посредством исполнения заповедей. Ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26), как и дела без веры. Ведь очевидно, что «рука» есть символ делания. Поэтому Господь, неся в руках камень, научает нас обладать деятельной верой в Него, украшенной семью очами Господа, то есть семью энергиями Святого Духа. <…>

Ведь всякий, кто вследствие бездействия [в осуществлении] заповедей вырвал у самого себя таковые очи веры, естественно, становится осужденным, поскольку не имеет Бога, взирающего на него. И, думаю, по той причине в Писании вера называется «камнем чистого олова», что она является и наказывающей тех, кто не украшает ее заповедями, и спасающей тех, кто сохраняет ее сияющей с помощью энергий Духа. Ибо великий Симеон, говоря о Господе, изрек, что Он будет на падение и на восстание многих в Израиле (Лк. 2:34) – на падение неверующих и на восстание верующих. Ибо, как говорят некоторые, олово состоит из серебра и свинца. А свинец является символом воспитания, наказания, кары и тяжести осуждения; серебро же есть образ сияния, славы и блеска. Если же это так, то вера, обозначаемая через олово, с одной стороны, немощью плоти, словно свинцом, воспитывает, наказывает, карает и осуждает тех, кто вследствие [своего] бездействия [в осуществлении] заповедей оказались негодными для нее, – а ведь эта плоть получила крепость благодаря соединению с [Богом] Словом. С другой стороны, эта же вера заставляет блистать, прославляет, просвещает и ведет к обожению тех, кто вследствие исполнения заповедей оказались испытанными в ней, обладая, словно серебром, Божеством Слова, Которое целиком, насколько это: возможно, озаряет достойных.

Некоторые понимают «камень чистого олова» как [образ] Господа нашего Иисуса Христа, состоящего из двух природ – Божества и человечества. И если кто желает рассмотреть веру во Христа или Его Самого более духовным образом, то и вера, и Сам Христос предстанут перед ним, с одной стороны, как свинец, воспитывающий душу, наказывающий плоть, карающий страсти и осуждающий бесов, а с другой – как серебро, покрывающее сиянием добродетелей ум, прославляющее его знаниями и, благодаря обожению, делающее его [целиком] светом – подобием Первого Света. Согласно такому пониманию, [легко] постигается и [смысл слов] «падение» и «восстание», причиной которых является Господь. Ибо Он производит «падение» плоти или плотских помышлений, грехов и бесов, а «восстание» – ума или духовного помышления, естественных добродетелей и мыслей, [в своей совокупности] объемлющих ведение. И если сказать кратко, Слово производит в достойных падение ветхого по Адаму человека и буквы закона – и восстание нового по Нему Самому человека и закона Духа.

Возможно, в Писании вера потому сравнивается с камнем чистого олова, что обладавшие ею и очернившие [своими пороками] ее добродетель и ведение могут через покаяние и в соответствии с деланием и созерцанием вновь заставить блистать ее и вернуть сразу свойственное ей светлое сияние жизни.

Вопросоответы к Фалассию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-10 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!» И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?

Слово Господа к Зоровавелю

Все это видение относится не к тому состоянию ветхозаветной Церкви, в котором она находилась до времени Захария, а главным образом - к будущей славе ее. Левитская Церковь будет восстановлена, и началом этого восстановления и служит воссоздание храма, чем обусловливалось отправление ветхозаветного богослужения. Господь, определивший восстановить Израиля, отныне будет употреблять для этого не внешнюю силу, как было, напр., при исходе из Египта, но силу Духа; для этой силы нет непреодолимых затруднений.

Пред Зоровавелем стоит как бы великая гора, по-видимому, неодолимых препятствий, при устроении храма и восстановлении возвратившегося из плена общества. Но гора эта обратится в равнину. Зоровавель, положивший основание храму, и закончит постройку; он вынесет краеугольный камень, или, по некоторым, возложит (Венск. ) камень, увенчивающий все здание, при общих благожелательных восклицаниях. Пусть те, кто сомневаются в успешном окончании начатого предприятия и презрительно смотрят на новостроящийся храм, как уступающий по своему благолепию и богатству украшений храму допленному, оставят свое сомнение и дадут место уверенности в том, что слава ожидает тот храм, который не обещает быть великолепным совне. Вид Зоровавеля, как строителя храма, должен, поэтому, вызывать общую радость.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-10 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? 

Что же это за строение, долженствовавшее создаться руками Зоровавеля с устранением всех препятствий помощью Духа Божия? Объяснение на это дает сам Ангел Иеговы. Обращаясь непосредственно к пророку, он говорит: «Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его». Господь благоволил снова поселиться во Израиле, снова устроить Свое царство среди его, а для этого необходимо устроить храм, в котором бы мог обитать Иегова. И вот Зоровавель, начавший строение храма и как бы устроение царства Божия в Израиле, при помощи Духа Божия благоуспешно окончит это дело. Все препятствия врагов, не желающих, чтобы храм был устроен, чтобы царство Божия было утверждено в Израиле, и чтобы через то самое самостоятельность народа Божия и попранное и униженное достоинство царское были снова восстановлены, Зоровавель помощью Божию уничтожит. Все то, чего не желают враги, он приведет в осуществление.  Но благоуспешное совершение Зоровавелем начатого им дела будет служить залогом дела более совершенного, более полного и более широкого. Его дело есть дело прообразовательное. Устрояемый им храм есть прообраз храма духовного, созидаемое в  этом храме царство Божие служит символом царства Божия по всей земле, царства новозаветного. И сам он, как представитель в лице его восстановляемой царской власти, служит прообразом Царя на престоле Давидовом, истинного Зоровавеля, Мессии, Который устроит храм духовный, оснует вечное, духовное царство, имеющее распространиться по всей земле. И тогда, когда это царство будет устроено, говорит Ангел Иеговы через пророка народу, «узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным», спрашивает он, выражая этим, что никто, совершающий или имеющий совершить великое, не презирает того дня, в который случаются только малые вещи. Иегова, имеющий через Мессию совершить великое, устроить духовное царство Божие по всей земле, не оставляет без внимания и малого, сравнительно с великим по своему всемирному значению мессианским периодом, незначительного периода относительно царства Божия, а именно периода от времен пророка до времени Мессии. Поэтому народ не должен равнодушно относиться к началу вещей, не предвещающему, по-видимому, ничего особенно важного. И если народ примет к сердцу такого рода наставление, то упоминаемые в предшествовавшем видении «те семь», т.е. «очи Господа, которые объемлют взором всю землю», действенно проявляющие себя на всей земле, – эти семь даров Святого Духа будут радостно смотреть «на строительный отвес в руках Зоровавеля», они будут деятельно помогать устроению как земного храма через Зоровавеля, так и еще более истинного дома или  всеобщего царства Божия через Мессию. Таким образом, пророку был достаточно выяснен общий смысл видения. Царство Божие Духом Божиим будет построено и совершено так, что общество Господне достигнет своего назначение светить ярко, как светит светильник.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible