Скрыть
Смято́шася вси́ неразу́мнiи се́рдцемъ: усну́ша сно́мъ сво­и́мъ, и ничто́же обрѣто́ша вси́ му́жiе бога́т­ст­ва въ рука́хъ сво­и́хъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Горами вечными именует небеса, просвещает же нас Бог свыше, с небес ниспослав нам Духа. Смятошася вcи неразумнии сердцем. Которые не примут просвещения, подаваемого Духом, те будут в смятении и волнении, когда откроется суд Божий. Уснуша сном своим, и ничтоже обретоша. Предавшись нерадению и беспечности в жизни, во время Божественного суда окажутся ничего не имеющими в руках своих, хотя и были богаты прежде в смертной жизни. Ибо как обрести им то, чего не делали? Вси мужие богатства в руках своих. Симмах же переводит так: „все мужи крепкие руками своими«. Не послужила им в пользу сила рук, которою надеялись восхитить у всех богатство. И научив, что ничего не приобрели чрез это, присовокупил:

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша»; потому что, превознесшись против Тебя мыслию, подверглись внезапному смятению по неразумию души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись в надежде. Ибо за сном последовала смерть. Сие показывает и история; потому что возстав нашли одни мертвыя тела.

«Вси мужие богатства в руках своих». А Симмах перевел так: все мужи крепкие руками своими; то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего, пользы Пророк присовокупил.

Евфимий Зигабен (†1118)

Смятошася вси неразумнии сердцем; уснуша сном своим и ничтоже обретоша.

Все, говорит, ассириане, осаждавшие Иерусалим, нечаянно убитые ангелом, смутились, не зная, откуда постигла их такая смерть. Называет их неразумными, как богопротивников и не знавших истинного Бога. Уснули они, говорит, в надежде, что возьмут Иерусалим. Но, пробудившись, не нашли ничего такого, чего надеялись, то есть, надежды их оказались ложными. Можно понимать это и иначе, что осажденные иудеи, видя ассирйцев вокруг Иерусалима, и не понимая силы Божией, смутились. Это замечаете и история, то есть, 18-я глава 4-й кн. Царств. Потом заснули в ожидании, что ассириане пленят их, но проснувшись рано, не нашли ничего подобного, ибо в ту ночь из врагов их ассириан умерщвлено ангелом Божиим 185 тысяч, где слово: сердцем, излишне, по свойству еврейского языка, или означает высшую степень неразумия.

Вси мужие богатства в руках своих.

Слова: мужи богатства, сказаны околично, вместо: богатые, по словам Оригена, как говорится: мужи кровей, вместо: кровожадные. Итак Давид говорит, что ассириане думали, что на следующий день они будут иметь почти в руках своих всех богатых Израильтян. Или напротив должно понимать так, что все богатые ассириане были схвачены руками находившихся в осаде иудеев, как найденные мертвыми, и ими ограбленные.

В высшем смысле: Те, которые, говорит, не приняли просвещения от Духа, будут, когда откроется суд Божий, в смятении и волнении; ибо, как говорить Афанасий, предавшиеся в жизни лености и нерадению во время суда Божия оказались неимеющими ничего в руках своих, хотя никогда в смертной жизни были богаты. Ибо как могли найти то, чего не сделали?

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 Просвещаеши ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих

Здесь показывает Пророк, откуду наипаче Евреи одержали победу над Ассирианами. Сие же творит чрез обращение к Богу. Просвещаеши, глаголет, Ты дивно от гор вечных, сиречь, Ты озарил еси нас светом Божественныя Твоея помощи: Ты от превыспренних небес, яко от некиих гор вечных, дивно блеснул еси молниею, и Ангела Твоего, яко небеснаго перуна, послал еси в воинство Ассирийское. Сего ради смятошася вси воини Сеннахиримовы, и от внезапнаго поражения во изступление ума пришли, так что потерявши разсудок, не разумни сердцем Быша. В духовном же разуме стих сей означает, что начало победы на враги невидимые происходит от внутренняго просвещения, бываемаго свыше от Бога, посредством коего зрим мы как самих врагов наших, так и их коварства; зрим как невидимая благая, яже уготовал Бог любящим Его, так и невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его. И якоже Бог, просвещаяй дивно от гор вечных, мужественными творит рабов Своих, тако вопреки смущает врагов неразумных сердцем: ибо они видя мужей святых и совершенных, презирающих видимая, прощающих обиды, воздающих благая за злая, и всякая злострадания ради имене Божия с охотою претерпевающих, мятутся, изумляются, негодуют и ярятся. Обаче при кончине рекут: безумнии житие их вменихом неистово, и кончину их безчестну. Како вменишася в сынех Божиих, и во святых жребий их есть? (Прем. 5:4–5).

По общему всех толкованию святый Пророк описует здесь смерть тех же Ассириан, от Ангела избиенных. Ибо те, кои хотели напасть на Иерусалим, и надеялись вскоре пленить его и разграбить, сами вдруг уснули сном смертным, сном не таким, каковый случается с людьми благочестивыми, умирающими спокойно, но сном своим, который послан был на них от Бога по праведному суду Его, так что все оные мужи Ассирийские, которые были пребогатые, но еще большаго желали богатства, после внезапныя оныя смерти, в ад низвержены бывше, ничего в руках своих не нашли, как из тех вещей, которыя имели, так и из тех, которыя граблением приобресть надеялись. В нравоучительном разуме предлагается здесь общее учение противу людей, имущих неразумное сердце, которые за велико почитая благая временная, презирают святых, нивочтоже вменяющих сия. Они чрез все время жития сего аки некиим тяжким усыплением одержимы будучи, спокойно спят, мечтая о богатстве своем, но когда по смерти пробудятся, тогда ничтоже обрящут в руках своих: они познают, но уже поздно, что благая мира сего не истинная суть благая, но точию мечта, привидение и прелесть, от коих они ничего более себе не приобрели, кроме угрызения совести и вечных мук.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих.

Неразумные сердцем или, по бл. Иерон., гордые Ассирияне, при появлении Ангела истребителя, пришли в смятение, все погибли; и таким образом эти мужи богатства и силы ничего не получили, чего домогались. С Евр.: «Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих». Св. Афанасий относит вообще к неразумным или нечестивым, которые будут в смятении и волнении, и «окажутся ничего не имеющими в руках своих, по своей беспечности и нерадению, когда откроется суд Божий».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих.

«Крепкие сердцем» - мужественные и храбрые враги. - «Уснули сном своим» - непробудным, т. е. мертвым. - «Не нашли все мужи силы рук своих» - гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих

Они стали добычею смерти, не удовлетворивши своей жажды к добыче (мужие богатства), стали добычею силою Божественного гнева. Неразумнии сердцем – духовное ограбление, лишение мужества, страх (смятошася). Неразумие здесь – безумное намерение завоевать город Божий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони

Неразумныи сердцем – то же, что «ослепленные страстию», – так названы здесь ассирияне за то, что безумно намеревались завоевать город Божий. Мужами богатства названы здесь те же ассирияне, в том смысле, что, надеясь на воинскую добычу, они только и думали об обогащении и, с разрушением Иерусалима, рассчитывали на приобретение еще большего богатства; но они ошиблись в этих расчетах и ничтоже обретоша в руках своих, пошли с пустыми руками. Даже и те из них, которые садились на коней, составляли конное войско (вседшии на кони), от строгого суда Божия (от запрещения Твоего) воздремаша, т.е. подверглись такой скоропостижной смерти, которая подобна скорому и легкому сну задремавшего человека. Все те гордые и самонадеянные ассирияне, которые готовы были напасть на Иерусалим, чтобы пленить и разграбить его, при виде ангела-истребителя, сами пришли в великое смятение (смятошася) и вдруг уснули сном своим, который послан был на них от Бога по праведному суду Его, так что, надеясь еще более обогатиться, они после внезапной своей смерти, быв низвержены во ад, ничего не нашли в руках своих. Таково буквальное и историческое понимание рассматриваемых стихов. Но можно им дать и другое объяснение, в высшем нравоучительном смысле. Встречается немало людей неразумных сердцем, которые до такой степени привязаны бывают к земным временным благам, что презирают святых, ни во что вменяющих те блага. И в таком ослеплении они проводят все время земной жизни, постоянно стремясь к обогащению. Но когда настанет конец временной жизни и приблизится час смертный, тогда они, эти мужие богатства, ничтоже обрящут в руках своих из тех временных благ, к которым так были привязаны. Тогда познают, но уже поздно, что блага мира сего не суть истинные блага, а только мечта и прелесть, от которых никакой нет пользы или приобретения пристрастившимся к ним, кроме угрызения совести и вечных мук.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible