Скрыть
Въ коне́цъ, въ пѣ́снехъ, псало́мъ Аса́фу, пѣ́снь ко Ассирі́анину.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Содержание: И этот псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме, и наказание, которому подверглось воинство его.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, в песнех. Псалом Асафу, песнь ко (на) Ассирианину

Слова Феодорита: Прибавления: к Ассирианину, я не нашел в шестистолбцовом творении Оригена, но только в некоторых списках его. А о значении шестистолбцового мы сказали в главе 3-й предисловия.

Мы сказали в самом начале, что в псалмах надпись: «в конец», означает пророчество и учит нас взирать на исполнение его. Посему и здесь выражение: «в конец», значит пророчество, по изъяснении евреев, об истреблении царя Ассирийского—Сеннахерима, а по разумению христиан—о погублении демонов, служителей мысленного Сеннахерима-диавола. Иначе, по словам Афанасия и Евсевия, сей псалом надписывается: к концу, поелику говорит о конце миpa, то есть, о будущем суде. Он же надписан и: в песнях, потому что этот псалом есть благодарственный Богу за победу над ассирианами. Далее об Aсафе и о песни мы сказали в предисловии. Надписывается также на ассирианина вместо: на обстоятельства Ассирианина Сеннахерима. Замечай при сем, читатель, и то, что Святый Дух с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова сии, и доставить радость христианину, высоко понимающему оные.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Надписание и содержание: по силе последних слов, в надписи положенных, песнь ко Ассирианину, которых в Еврейском тексте нет, блаженные отцы, Феодорит и Евфимий, мнят, что в сем псалме описывается победа, которую одержал благочестивый Израильский царь Езекия над Сеннахиримом, царем Ассирийским; а в смысле высочайшем без сомнения проповедуется здесь победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, как видимыми, так и невидимыми.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

В конец в песмех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину.

С Евр.: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь». «Прибавления: ко Ассирианину, – говорит бл. Феод., – не нашел я в экзаплах, но есть оно в других списках. Содержание псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме и наказание, которому подверглось воинство его. 4Цар. 19:35». (Сн. Пс. 37). По св. Афанасию, «и сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим; потому что и он описывает Бож. суд». Приписывается Асафу, может быть, не тому, который жил при Давиде, а другому, позднейшему – при Езекии. Есть мнение (Гроция), впрочем бездоказательное, что сей псалом написан Давидом по случаю победы над Аммонитянами, но после при Езекии стали петь его, как победную песнь после поражения Ассириян.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим (ст. 2), когда многочисленные враги погибли (ст. 6-7) и земля успокоилась (ст. 9) благодаря чудесной помощи Бога (ст. 10). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар 19 гл. У 70-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка «к Ассириянину».

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

По надписанию LXX и в Вульгате, псалом этот относится к поражению ассириан (ко Ассирианину), очевидно, тому, какое происходило при Сеннахериме (Пс. 37, 36); это неоспоримо подтверждают и внутренние основания (ср. Ис. 45).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину

Особенность сего надписания составляют последние слова его: песнь к ассирианину, – которые ясно указывают на отношение сего псалма к бывшему при царе Езекии асссирийскому нашествию на Иудею. Но и помимо этого внешнего свидетельства, указывающего на время происхождения сего псалма, он, по самому содержанию своему, представляет много ясных признаков отношения его обстоятельствам Сеннахиримова нашествия на Иудею и во многом очень близко соприкасается с историею сего события, как она изложена в 4-й книге Царств (4Цар. 18:37, 19:1–37), во 2-й книге Паралипоменон (2Пар. 32:1–23) и у пророка Исайи (Ис. 36 и 37). Все это видно будет из рассмотрения и объяснения самого псалма, о котором и можно потому сказать, что он, равно как и предшествующий ему 74-й псалом, составлен одним из потомков Асафа (псалом Асафу), в царствование Езекии, по случаю избавления Иерусалима от бывшего тогда ассирийского нашествия, и воспет был (в песнех) Асафовым хором, в благодарность Богу за совершенное Им чудесное истребление пред самым Иерусалимом могущественного ассирийского воинства, как о том незадолго предсказано было Исайей (Ис. 30:29–32). По словам св. Афанасия Александрийского, «сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд» [3, с. 256]. Главная разница в содержании предыдущего псалма (Пс. 74) состоит в том, что он прославляет Бога Иаковлева в ожидании скорого суда Его над беззаконными, еще прежде совершения чудесного избавления Иерусалима, вслед за предсказанием о том Исайи пророка, тогда как сей (75) псалом выражает благодарность Богу и прославление Его за совершенное уже избавление.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible