Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Та́мо сокруши́ крѣ́пости луко́въ, ору́жiе и ме́чь и бра́нь.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Тамо сокруши крепости луков. Разумеет под этим сопротивные силы, которые сокрушатся, когда Святые достигнут того, что вселятся в тамошние обители.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань». Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия.
Евфимий Зигабен (†1118)
Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань.
Слова сии в историческом отношении сказаны о погибели и истреблении Ассириан. Там—значит: на Сионе. Сокрушил силы луков: оружием называет здесь не оружие поражающее врагов, но предохранительное, которым защищаемся от поражения, каковы: щит, латы, шлем и подобное тому, от которых воин носящий их получает название щитоносца и другие, для различия от неимеющих таковых. Мечем называет саблю. Прежде других упомянул о луках, потому что Ассириане большею частью сражались луками; потом оружием назвал охранительное оружие (бронью); а мечем выразил всякое военное оружие. Наконец поставил самую брань, для которой все означенные оружия приготовляются, которой они служат снарядами и орудиями. В высшем и созерцательном смысле луки суть коварства и ухищрения, посредством которых демоны пускают разжженные стрелы страстей. Охранительное у диавола оружие и власть врага над нами есть попущение Божие; потому что когда он попущением Божиим получит власть наказывать нас, тогда он и не чувствует и не побеждается, хотя мы сражаемся и поражаем его. Острый меч диавола есть отлучение наше от Бога, которому подвергаемся за грехи наши. Брань есть борьба производимая против нас диаволом, или и сам диавол. Ибо как Бог есть мир, так противник Его диавол есть брань. Все сие впрочем уничтожил Бог в человеке мирном и наблюдающем ухищрения врага, как мы сказали прежде. Ибо Господь, говорит, сокрушает брани (Псал. 2,5;3).
Слова Афанасия: Сими словами указываете на противные силы, которые сокрушатся, когда Святые получать тамошние обители, чтобы в них жить.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань
Здесь начинает описывать победу, одержанную над Ассирианами, о которых в начале псалма упомянул. История сея победы повествуется в четвертой книге Царств, гл. 19, где читаем, что Бог избавил Иерусалим от нападения царя Сеннахирима без всякаго вооружения со стороны Иудеев. Ибо Ангел Господень в едину нощь избил сто осмьдесят пять тысящ Ассириан, и сим образом сокрушил Бог крепость луков, оружия и стрел. Сей есть буквальный разум стиха сего: в духовном же и высочайшем смысле под именем луков, оружия и мечей, означаются искушения демонов, и гонения человеков, також различные виды, коими прикрывают себя духовные враги наши, егда воюют на нас. Но верные раби Господни, при всесильной помощи Божией, все сии оружия сокрушают, и светлыя над врагами одерживают победы, как явствует из истории святых мучеников.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань.
С Евр.: «Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». «Под стенами градскими, говорит пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев, и щитоносцев, вовсе бесполезными сделал их оружия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет поражение духовных врагов.Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 4-5 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных
Из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст. 4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (тамо), военную силу ассириян, когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (просвещаеши) на горы и привел в смятение ослепленных врагов. Просвещаеши Ты, т.е. Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (горы; ср. Пс. 45), которые входят на разграбление других и приобрели массу добычи (ассирияне). Когда Бог идет на суд (здесь идет Он в лице ангела, который является Его представителем), то идет в свете блистания (Авв. 3:4, 11); так шел Он и в настоящем случае (просвещаеши); в блеске света Он сошел с небесных высот на горы в долину, где находился ассирийский стан. Горы вечныя (Авв. 3:6), которые стоят, так сказать, уже вечность; в начале созданы Богом и нисколько не изменились; разумеются самые высокие горы.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–5 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных
Словом тамо, по связи с предыдущим, указывает на место действия, т.е. под стенами Иерусалима и под святыней Сиона, – Господь чудесным образом сокрушил все смертоносные и уготованные для брани орудия врагов и мечи, и копия, и стрелы (крепости) луков, – чем прекратил и самую брань. Заводя речь о сем дивном поражении врагов чрез ангела, посланного с небес, псалмопевец приходит в восторженное состояние духа и называет далее небеса вечными горами, с которых является просвещение для людей. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных, по переводу с еврейского эти слова читаются так: «Ты славен, могущественнее гор хищнических», т.е.: Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (гор, как в Пс. 45:3, 7), которые идут на разграбление других и приобрели множество добычи (как ассирияне). В виде ангела и в блеске света, столь обычном при явлении ангелов, Господь сошел с небесных высот на горы и с них – в долину, где находился ассирийский стан. Горы вечные (см. Авв. 3:6), которые стоят неизменно как бы целую вечность (от начала веков), – под ними разумеются самые высокие горы. Блж. Феодорит от имени псалмопевца говорит: «на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, Кто Ты» [6, с. 361].