Скрыть
ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко ревность дому Твоего снеде Мя. Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом. И поношения поносящих Ти нападоша на Мя. Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению поносящих Ти лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящихь Ти нападоша на мя». Всего же более печалит и ввергаеть меня в скорбь запустение святаго дома Твоего и смех злочестивых; меня уязвляют хулы против Тебя.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя

Мы не имеем счастия терпеть поношения ради Господа. Но не знаем, стали бы мы, подобно Давиду, обращаться к Богу с жалобою на людей, оскорбляющих Господа, или бы срамота ложная покрыла лицо наше, и мы не пошевелили и языком своим, упавши духом. А снедает ли тебя ревность о доме Божием и дерзкие хулы на предметы веры принимаешь ли ты так, как бы они прямо на тебя были направлены?

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко ревность дому Твоего снеде мя.

Сии слова исполнились, когда Владыка Христос с великою властью изгнал из храма продававших в оном и покупавших. При сем, говорит, ученики Его вспомнили, что в писании Его сказано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Иоан. 2,17). А ревностью называет правильное негодование, возродившееся за честь храма.

И поношения поносящих Ти нападоша на мя.

И сии слова Апостол Павел относит ко Христу в посланиях к римлянам: ибо ж Христос не Себе угождал, но как написано: ругательства ругателей Твоих пали на Меня (Рим. 15,3). Итак, Господь говорит к Отцу, что поношения и ругательства, которые язычники делали против Меня, Я почитал своими; ибо язычники, или идолопоклонники смеялись над Тобою, как слабым, потому что от одного только Иудейского рода Ты получаешь честь и служение, как Богу; почему Я и распространил веру и богопознание между всеми народами.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя

Понеже злобные люди между прочим говорили о Давиде, что он так нечестив, что даже и в мыслях не имеет почтения к священному имени Божию: сего ради, отражая таковую клевету их, утверждает, что он за Бога умереть готов, чему и причину дает, показывая, что сгарает ревностию по Бозе и по церкви Его, и потому не столько печется о защищении невинности своея, сколько о том, дабы показать, что он как бы забыв себя, ополчается ревностию защищать святую церковь и купно славу Бога. Между тем прикровенно означает, что враги его хотя и хвалятся именем Бога, оставляя при нем славу его, однако, когда дело дойдет до закона и до правил благочестивыя жизни, то они ругаются ему, презирая закон и святость Божия слова.

Таким образом поставляет церковь на место Бога, дабы показать, что тщетно там употребляется Божие имя, где отвергается истинное благочестие, котораго церковь есть верная хранительница. Отсюду явствует, что Давид имел подвиг с лицемерным и прелюбодейным народом: ибо все Саулово сонмище прикрывалось одним токмо именем сынов церкви, а Давида почитало за богоотступника и непотребнаго члена. Сим недостойным поступком Давид не трогается, но терпеливно сносит все нападения, защищая истинную церковь. Между тем презирает и личныя обиды, понеже забыв пещися о себе, печалится токмо и сетует, паче же болезнию сгарает и ревностию снедается о притеснении церкви. В том же разуме присовокупляет и второй член, означая, что он ничего отдельнаго от Бога не имеет. Некоторые слова сии толкуют так, что нечестивые, нападая на Давида, делали обиду самому Богу, и тем хотя не прямо, но сильно уязвляли святаго мужа, ведая, что сие для него было несноснее всего. Но сие толкование принужденно, так как и другое, аки бы Давид не иначе терзался, слыша поносимо Божие имя, как бы веден был на смерть за оскорбление величества. Мы удерживаем вышереченное мнение, что Давид, ежели имел какую печаль и болезнь, то имел оную от святыя ревности, которою сгарал, слыша недостойно порицаемо Божие имя. Впрочем, поелику Давид представлял собою лице всея церкви, для того все, что ни говорит о себе, относит ко Христу, яко к верховной главе церкви. И потому не дивно, что Евангелисты место сие относят ко Христу (Ин. 2:17). Таким образом и Павел, увещавая верных подражать Христу, вторый член стиха сего распространяет на всех (Рим. 15:3), где также напоминает и о том, дабы верные, прилежа к Божией славе, во всех делах и словах тщилися хранить оную невредиму и всячески блюлися не помрачить ее своими грехами. Ибо, ежели де Христос, в Котором просиявало все величие Бога, не отрекся претерпеть всякое поношение для защищения имени Отца, то коль бы постыдно было для нас не брать участия в том?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Чуждь бых братии моей и странен сыновом матере моея: яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя

«Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношений. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.

Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников (Ин II:13-17 ст.).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя

Враги его преследуют и издеваются над ним только потому, что он верный слуга Божий, и даже самые близкие его враждуют против него только потому, что он ревнует по славе Божией, о Его богослужении. Снеде мя означает напряженность, силу этой ревности. Нужно иметь в виду не вообще ревность о славе Божией, но в частности – ревность о славе Присутствующего в доме Божием; ревность против идолопоклонства, принесения жертв без сердечного раскаяния и т.п. есть ревность о доме Божием (ср. Ин. 2:17); таких ревнителей поносят поносящии Богу, они для них спица в глазу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Чужд бых братии моей и странен сыновом матере моея: яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя

Здесь Давид говорит о том, что во время преследования его со стороны Саула от него отступили не только друзья, но и ближние родственники, даже родные братья стали для него как чужие. И это произошло от того, что он – верный слуга Божий, что он ревнует о доме Божием, о благолепии богослужения, ревнует против идолопоклонства, против лицемерного жертвоприношения без сердечного раскаяния, вообще имеет ревность о славе Божией. Таких ревнителей поносят нечестивые, поносящие Бога, они для них спица в глазу. Впрочем, слова 10-го стиха, равно как и находящиеся с ними в тесной связи изречения 8-го и 9-го стихов, относятся не столько к Давиду, прообразу Христа, сколько к Самому прообразуемому Господу Иисусу Христу, и пророчески, по объяснению апостола Павла, указывают на те ругательства и поношения, с которыми злословящие Бога относились к Иисусу Христу за ревностное исполнение Им великого дела искупления рода человеческого, а по указанию евангелиста Иоанна (Ин. 2:17), слова 10-го стиха: ревность дому Твоего снеде мя – ученики Христовы поняли как пророчество о ревности Божественного своего Учителя о храме Иерусалимском как доме Отца Его, которую Он дважды обнаружил негодованием на торжников и изгнанием их из храма за причиненное ими бесчестие храму и небрежение о его святыне (Ин. 2:14–22; Мф. 21:12–13). И тогда ученики Его, говорит евангелист, вспомнили, что написано: ревность дому Твоего снеде мя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible